Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование порядка учета материальных запасов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть нормативно – законодательную базу учета материально-производственных запасов предприятия;
- раскрыть документальное оформление операций по движению материально-производственных запасов;
- раскрыть порядок учета материально-производственных запасов на счетах бухгалтерского учета.
Введение
3
1. Теоретическая часть
5
1.1. Нормативно-законодательные основы учета материалов на предприятии
5
1.2. Особенности документационного оформления операций по движению материалов на предприятии
8
1.3. Отражение операций по учету материалов на счетах бухгалтерского учета
11
2. Расчетная часть
18
Заключение
31
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Теоретическая часть |
5 |
1.1. Нормативно-законодательные |
5 |
1.2. Особенности документационного оформления операций по движению материалов на предприятии |
8 |
1.3. Отражение операций по учету материалов на счетах бухгалтерского учета |
11 |
2. Расчетная часть |
18 |
Заключение |
31 |
Список использованной литературы |
32 |
Приложение |
Введение
Современное общество уделяет достаточно много внимание вопросам учета сырья и материалов. Особенностью учета сырья и материалов является сопровождение всех операций с ними первичными документами.
Это происходит потому, что для изготовления продукции используется сырье, материалы, топливо и другие предметы труда. В процессе производства они подвергаются технологической обработке, полностью потребляются и их стоимость за один производственный цикл полностью переносится на готовый продукт. Поэтому предметы труда относят к оборотным средствам (их стоимость быстро оборачивается). В себестоимости готовой продукции материальные затраты составляют большой удельный вес. В некоторых отраслях производства он составляет до 90% всех затрат на производство.
Кроме предметов труда в
качестве материалов
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что учет материалов должен быть налажен не только на производственных предприятиях, но и на предприятиях предоставляющих услуги, т.к. материальные запасы используют еще и на содержание зданий и сооружений, организации рабочего пространства и т.д. Ни одно предприятие не работает без обслуживания помещения и обслуживания нормальной деятельности. Следовательно, обязательно использует материалы.
Целью курсовой работы является исследование порядка учета материальных запасов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть нормативно –
- раскрыть документальное
- раскрыть порядок учета
В процессе написания курсовой работы была изучена нормативная, учебная литература, а также изучены статьи периодической печати на исследуемую тему.
Предметом исследования является бухгалтерский учет на предприятии.
Объектом исследования является учет материалов на предприятии.
1. Теоретическая часть
1.1. Нормативно-законодательные
В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета и отчетности.
К первому уровню нормативных документов относится:
- Гражданский кодекс РФ, в
котором четко прописана
- Налоговый кодекс РФ, в котором отражается место материалов и других материально-производственных запасов в расходах организации;[2]
- ФЗ «О бухгалтерском учете». С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), который внес существенные изменения в требования к ведению бухгалтерского учета в России. [4]
Действие Закона № 402-ФЗ распространяется на экономические субъекты, к которым, в частности, относятся коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций.
Согласно положениям нового Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, изменены понятие объектов бухгалтерского учета, принципы и субъекты регулирования бухгалтерского учета; установлены новые требования к главным бухгалтерам; изменен состав и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отменена обязанность по применению унифицированных форм первичных учетных документов и др.* Изменения затронули и регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета - основа бухгалтерской (финансовой) отчетности
Согласно части 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ: «Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Она «должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» (ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). [3]
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ данные, которые содержатся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Формы регистров утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Это подтверждается и в Информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ - 10/2012.
В отличие от ранее действующего Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Закон № 402-ФЗ устанавливает обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименование должностей лиц,
ответственных за ведение
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Второй уровень нормативно-законодательных актов раскрывает вопросы учета по конкретным объектам учета.
Основным документом второго уровня по учету материально-производственных запасов является ПБУ 5/01, в котором дано определение материально-производственных запасов, прописана классификация материально-производственных запасов, а также методы приходования и списания материально-производственных запасов на производстве.
Третьим уровнем нормативно – законодательных документов являются различные отраслевые инструкции и инструкции по учету различных объектов учета.
Четвертый уровень нормативных документов – это документы, изданные самой организацией, которые являются основой для организации учета на конкретном предприятии. Учетная политика организации, которая разрабатывается, обычно, главным бухгалтером и утверждается приказом директора предприятия. Учетная политика предприятия отражает только те способы и методы учета имущества и обязательств, которые приняты на конкретном предприятии. Учетная политика действует в течение всего отчетного периода, изменяется только со следующего отчетного периода и все изменения отражаются в Пояснительной записке к финансовой отчетности.
1.2. Особенности документационного
оформления операций по
К материально-производственным запасам относят: производственные запасы (материалы, используемые при производстве продукции, предназначенной для продажи); готовая продукция, предназначенная для продажи; товары, которые используют для управленческих нужд предприятия.
Процесс движения материалов состоит из трёх этапов:
- поступление материалов на предприятие,
- расходование материалов на предприятии,
- выбытие материалов из предприятия.
На первом этапе материалы принимаются к учёту на основе первичных документов, производится их стоимостная оценка.
На втором этапе осуществляется отпуск материалов на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства, а также для управленческих нужд предприятия.
На третьем этапе производят учёт материалов, выбывающих из предприятия вследствие продажи, списания, обмена и прочих операций. [17]
Процесс движения материалов на предприятии рассмотрим в таблице 1
Таблица 1 - Процесс движения материалов на предприятии
Поступление материалов |
Расходование материалов |
Выбытие материалов |
Приобретение материалов за плату |
Отпуск материалов в производство |
Списание материалов |
Изготовление материалов собст. силами предприятия |
Отпуск материалов на обслуживание производства |
Продажа (реализация) материалов |
Поступление материалов в счёт вклада в уставной капитал |
Отпуск материалов для управленческих нужд |
Передача материалов в счёт вклада в уставной капитал |
Безвозмездное получение материалов |
Отпуск материалов на исправление брака |
Безвозмездная передача материалов |
Поступление материалов в обмен на др. имущество |
Внутреннее перемещение материалов |
Передача материалов в обмен на другое имущество |
Поступление материалов от списания основных средств |
- |
- |
Операции по движению материалов, такие как поступление, перемещение, расходование и выбытие, оформляются первичными учётными документами..
Поступление материалов оформляется следующими документами.
Форма № М-4 – служит для оформления приёмки и оприходования поступивших материалов и тары. Оформляется в том случае, если нет количественных и качественных расхождений между данными поставщика и фактическими данными.
Если выявляется расхождение по ассортименту, количеству или качеству, оформляют акт по форме № М-7.
Форма № М-35 служит для принятия к учёту материалов, оставшихся от списания зданий и сооружений. [14, c.108]
Внутреннее перемещение и отпуск в производство
Лимитно-заборная карта по форме № М-8 используется в том случае, когда на предприятии установлены лимиты на отпуск материалов. Карта М-8 является основным документом по учёту отпуска материалов в производство.
Если на предприятии не установлены лимиты на отпуск материалов, то в этом случае используют форму требования-накладной по форме № М-11.
Выбытие материалов.
Накладная М-15 оформляется при отпуске материалов сторонним организациям. [14, c.210]
Учёт движения материалов.
Карточка учёта материалов по форме № М-17 служит для учёта движения материалов, находящихся на хранении в складах предприятия. Учёт ведётся по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и прочим признакам (сортовой учёт).
Совсем недавно обязательно было применение унифицированных форм первичных документов. На данный момент времени формы документов предприятием могут разрабатываться самостоятельно, а те документы, которые применяются в учете организации, обязательно утверждаются учетной политикой организации. Единственным требованием к первичным документам является требование содержания обязательных реквизитов.
С 2013 произошли изменения в требованиях к составлению первичных учетных документов.
Главным изменением является упразднение обязанности применять в учете унифицированные формы первичных документов.
Отсутствие требований к применению унифицированных форм первичных документов предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.