Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:19, курсовая работа
Основными задачами учета материалов являются:
· формирование фактической себестоимости материалов;
· правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по приобретению и использованию материалов;
· контроль за сохранностью материалов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
· контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
· своевременное выявление излишних материалов с целью их возможной реализации или определение иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;
· проведение анализа эффективности использования материалов.
ВВЕДЕНИЕ
I. УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.1. ЗАДАЧИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.3. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ОЦЕНКА В ТЕКУЩЕМ УЧЕТЕ
1.4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
1.5. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДАХ И ЕГО СВЯЗЬ С УЧЕТОМ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
1.6. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
1.7. УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ
II. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
2.1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
2.2. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
2.3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
III. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ
IV. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы на содержание отдела снабжения и заводских складов в себестоимость материалов не включаются. Их относят на общезаводские (общехозяйственные) расходы предприятия.
Для упрощения
планирования и учета материалов
в денежном выражении расходы, включаемые
в их себестоимость, делят на две
статьи (части): стоимость материалов
по оптовым ценам и транспортно-
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные требования поставщиков материалов, платежные требования за перевозку, за погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. По этому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Ими могут быть оптовые или плановые цены.
В случае использования в текущем учете оптовых цен по окончании месяца рассчитываются суммы и процент транспортно заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
При использовании плановых цен ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход). Этот показатель предоставляет возможность дать оценку процессу заготовления материалов. Транспортно-заготовительные расходы или отклонения от плановых цен рассчитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам материалов (основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и т.д.). За основу расчета берутся остатки материалов на начало месяца и их поступление за отчетный месяц.
1.4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ МАТЕ ...........
РИАЛОВ
Для учета движения материалов
применяется типовая учетная
документация, отвечающая требованиям
основных положений по учету материалов
и приспособленная для
Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад от местных
и иногородних поставщиков
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения и т.п.) . При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4) .
Различают документы однострочные, выписанные на отдельную номенклатурную позицию материалов, и многострочные -- на несколько номенклатурных позиций материалов одновременно.
В условиях ручной обработки
рекомендуется применять
Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требованиях) проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах: а) покупателю -- для оприходования материалов вместо приходного ордера б) поставщику -- для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату.
Акт о приемке материалов
(ф. № М-7) применяется для оформления
поступивших материальных ценностей
без платежных документов и в
случае расхождений (количественных и
качественных) с данными сопроводительных
документов. Акт составляется комиссией
с обязательным участием представителя
поставщика или представителя
Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.
Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности.
Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу -- для их оприходования.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные.
Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один -- цеху, другой -- складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя -- в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгал ...........
терию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11) . Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй -- у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.
Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных.
Накладные (ф. № М-14 и М-15)
применяются для учета и
1.5. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
НА СКЛАДАХ И ЕГО СВЯЗЬ С
УЧЕТОМ МАТЕРИАЛОВ В
Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно бухгалтерский (сальдовый) . Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.
Основные принципы оперативно-бухгалтерского
метода следующие: оперативность и
бухгалтерская достоверность
Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип. ф. № М-17) . Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов) , но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № 18) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру предприятия.
По состоянию на первое
число каждого месяца материально
ответственное лицо переносит количественные
остатки из карточек в книгу учета
остатков материалов (ведомость) ф. №
М-20. Эта книга открывается