Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами учета материалов являются:
· формирование фактической себестоимости материалов;
· правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по приобретению и использованию материалов;
· контроль за сохранностью материалов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
· контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
· своевременное выявление излишних материалов с целью их возможной реализации или определение иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;
· проведение анализа эффективности использования материалов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.1. ЗАДАЧИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
1.3. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ОЦЕНКА В ТЕКУЩЕМ УЧЕТЕ
1.4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
1.5. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДАХ И ЕГО СВЯЗЬ С УЧЕТОМ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
1.6. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
1.7. УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ
II. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
2.1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
2.2. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
2.3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
III. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ
IV. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

1.6. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ

Приведенная ранее классификация  материалов по их назначению и применению в производственном процессе будет  использована бухгалтерией предприятия  для организации синтетического учета.

........... Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета.

Материалы, принятые на ответственное  хранение и в переработку, учитываются  за балансом на счете 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение”.

Балансовые счета материалов (05, Об, 08,12) -- активные, характеризуют  состав хозяйственных средств предприятия.

Учет материалов ведется  в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией (проверкой) фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и  их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск -- по кредиту в суммах фактической себестоимости.

Материальные ценности поступают  на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные  и канцелярские товары) , от своих и вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, специальные штампы, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, от ликвидации основных средств и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Учет и контроль за расходованием  товарно-материальных ценностей -- одна из важных задач бухгалтерского учета.

Все первичные документы  на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических  счетов, субсчетов, мест использования  и направления затрат. В течение  отчетного месяца их движение учитывается  по учетным ценам, а по окончании  месяца после расчета процентов  и сумм транспортно-заготовительных  расходов или отклонений фактической  себестоимости от плановых цен эта  стоимость доводится до фактической  себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных журналах-ордерах (№ 1,3,6,7,10/1,13) , а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных и отпущенных на сторону материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в Главной книге.

1.7. УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ  РАСХОДОВ

Транспортно-заготовительные  расходы входят в состав фактической  себестоимости материалов. К ним  относятся все расходы на приобретение материалов, крем их оптовой стоимости. Эти расходы учитываются по видам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесячно бухгалтерия  предприятия рассчитывает долю, т.е. сумму и процент транспортно-заготовительных  расходов ко всему объему ценностей  данной группы, которыми располагало  предприятие. Это необходимо для  расчета сумм транспортно-заготовительных  расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы. Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 (2-3 разделы) .

Суммы транспортно-заготовительных  расходов на выбывшие, израсходованные  ценности списываются на те же счета, что и материалы по оптовым  ценам (гл. VII) . В таком же порядке  производятся расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой с той лишь разницей, что могут  быть отклонения (перерасход (+) и экономия (-) ) . Перерасход так же, как и транспортно-заготовительные  расходы, увеличивает плановую себестоимость, а экономия -- уменьшает ее. Экономия записывается с минусом или красным сторно.

II. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

2.1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ  МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Производственные запасы материалов пополняются промышленными  предприятиями за счет предприятий-поставщиков  или снабженческо-сбытовых организаций. Фонды на материалы предприятия  получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между  предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей), количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п. Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому платежные требования и счета-фактуры в первую очередь поступают в отдел снабжения или в финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1) , делают отметку в книге реализации фондов и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

“Счет зарегистрирован и  подлежит оплате в сумме... руб... коп. Материалы доставить и произвести техническую приемку. Склад №... дата... Нач. отдела снабжения…” После регистрации платежное требование получает внутренний номер (регистрационный) и передается в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчеты  с поставщиками. По мере поступления  груза на склад выписывается приходный  ордер, затем при реестре сдается  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и  услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению к балансу -- пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету -- о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту -- о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

Ве ...........

дется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца: ·

· по акцептованным платежным  документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным -- материалы  поступили (сальдо на начало месяца по счету 60); ·

· по акцептованным платежным  документам оплаченным -- материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);

· по акцептованным платежным  документам неоплаченным материалы  не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца); ·

· сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные требования поставщиков, акцептованные отделом снабжения, принимает приходные ордера и  приемные акты складов, получает выписки  из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется  линейно-позиционным способом, что  дает возможность судить о состоянии  расчетов с поставщиками по каждому  документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) , в журнале-ордере № 6 записывается номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков -- в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Порядок учета  неотфактурованных поставок:

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б “Номер счета” ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных требований на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе “акцепт” в сумме платежного требования, а по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе “акцепт”. Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Порядок учета  материалов в пути.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие  акцептовало платежные документы, а материалы на склад по ним  еще не поступили. К учету принимаются  акцептованные платежные документы  независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные  документы регистрируются в течение  месяца в графе “За неприбывший груз” и в графе “акцент”. По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала -- ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки  фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. №  М-7) . Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам  предприятия или по оптовым (отпускным  ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка - отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок -- пропорционально стоимости груза.

Сумма недостач относится  в дебет счета 63 “Расчеты с претензиями” и в кредит счета 60 “расчеты с  поставщиками” и отражается в  журнале ордере №6 и ведомости  №7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением  товарно-материальных ценностей. Кроме  того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого  воздуха, подрядчиков ремонтных  работ и т.п. Поэтому ведется  отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги (см. в последующих темах). По окончании месяца показатели этого журнала -- ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.

2.2. ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ

Бухгалтерия предприятия  осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость  № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения -- 1 раздел; поступл ...........

ение и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов -- по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов -- 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости -- 3 раздел.

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов  или накопительные ведомости  № М-43. В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической  себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям  журналов-ордеров № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом  заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для  заполнения 11 раздела ведомости  № 10.

№ 2 “Стоимость поступивших  материалов по учетным ценам” , заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость  № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства  задач, стоящих перед бухгалтерским  учетом материалов, но обязательным дополнением  к ведомости № 10 является ведомость  № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным  складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

Ведомость № 11 заполняется  в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

Информация о работе Учет материалов