Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
рассмотреть порядок отражения операций по учету материалов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 . Учет материалов………………………………………………………….....5
1.1.Нормативно-правовое регулирование учета материалов. 5
1.2.Понятие и классификация материалов. 7
1.3.Оценка материальных запасов. 13
Первичные документы учета материалов. 18
2. Учет движение материалов………………………………………………...21
2.1.Синтетический и аналитический учет движения материалов. 21
2.2.Учет материалов на забалансовых счетах. 36
2.3.Инвентаризация материалов и учет ее результатов. 37
3. Практическая часть…………………………………………………………………………..…….40
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………60

Файлы: 1 файл

ПечататьКурсовая.docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад.

Вместо  приходного ордера приемка и оприходование  материалов может оформляться проставлением  на документе поставщика (счете, накладной  и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и  в приходном ордере. Такой штамп  приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке  и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Форма № М-7 «Акт о приемке материалов»  применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов.

Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется  при наличии лимитов отпуска  материалов для оформления отпуска  материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также  для текущего контроля за соблюдением  установленных лимитов отпуска  материалов на производственные нужды.

Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами.

Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Форма № М-17 «Карточка учета материалов»  применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала  и ведется материально ответственным  лицом (кладовщиком, заведующим складом).

Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»  применяется для оформления оприходования  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений, пригодных для использования  при производстве работ. [21]

Кроме перечисленных  документов, для учета  материальных ценностей используются :

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учет движения материалов.

2.1.  Синтетический и аналитический учет движения материалов.

Для учета наличия и  движения производственных запасов  используются следующие счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения  в стоимости материальных ценностей». [12]

Счет 10 «Материалы» активный имеет следующую структуру:

Счет 10

Дебет

Кредит

1 Сальдо  – остаток материалов на начало  месяца

 

2 Поступление  материалов на склад (поступление  от поставщиков возврат из  производства)

Дооценка материалов

3 Расход  материалов (отпуск в производства, реализация)

Уценка материалов

Сальдо - остаток на конец периода

1+2-3

 

На счете 10 «Материалы» учитываются только материалы, принадлежащие предприятию на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Учет материалов ведется  по субсчетам: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции, детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и  тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», 10-10 « », 10-11 «  » и другим по видам  материалов.

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической  себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Аналитический  учет по счету 10 «Материалы» ведется  по местам хранения материалов и отдельным  их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

В зависимости от принятой предприятием организации учета  поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» имеет структуру:

Счет 15

Дебет

Кредит

Сальдо  – материальные ценности в пути

 

Покупная  стоимость материальных ценностей, затраты по заготовке и доставке материалов по расчетным документам

Стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным  ценам

Отклонение  фактической себестоимости приобретение от учетной оценке (фактическая себестоимость  меньше учетной оценки ф<у)

Отклонение  фактической себестоимости приобретение от учетной оценке (фактическая себестоимость  больше учетной оценки ф>у)


Счет 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к средствам  в обороте.

В дебет счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие  поступили расчетные документы  поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости  то того, откуда поступили те или  иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

В кредит счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы»  относится стоимость фактически поступивших на предприятие и  оприходованных материальных ценностей.

Сумма разницы в стоимости  приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается со счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонения в стоимости  материальных ценностей» имеет следующую  структуру:

 

 

 

Счет 16

Дебет

Кредит

Отклонение  фактической себестоимости приобретения от учетной оценки ф>у

Отклонение  фактической себестоимости приобритения от учетной оценки ф<у

Уценка  материальных ценностей

Списание  разницы между фактической себестоимостью и учетной оценкой в затраты  на производство

Списание  дооценки материальных ценностей на результаты финансовой деятельности

Списание  уценки материальных ценностей на результаты финансовой деятельности


Счет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. Этот счет используется предприятиями, которые учитывают  материалы на счете 10 «Материалы»  по учетным ценам. [7]

Сумма разницы в стоимости  приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается в дебет или  кредит счета 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения (заготовления), и учетных  ценах списываются (сторнируются —  при отрицательной разнице) в  дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих  счетов пропорционально стоимости  по учетным ценам израсходованных  в производстве материалов.

Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. [11]

Для учета налога на добавленную  стоимость, приходящегося на производственные запасы применяется субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материально-производственным запасам»:

Счет 19-3

Дебет

Кредит

1 Сальдо  – остаток НДС по материалам  на начало периода

 

2 Сумма  НДС по приобретенным материалам

3 Списание  НДС по оприходованным и оплаченным  материалам

Сальдо - остаток НДС на конец периода (1+2-3)

 

 

Счет 14 « Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей  « предназначен для обобщения  информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива  и др. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Образование резерва  отражается в учете по кредиту  счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за периодом, в  котором произведено образование  резерва, зарезервированная сумма  восстанавливается обратной проводкой : дебет 14 и кредит 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется  на основе использования: оборотных ведомостей и сальдовым методом.

Учет ведется в разрезе  каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп  материалов, субсчетов и синтетических  счетов бухгалтерского учета.

Для учета материалов с использованием оборотных ведомостей предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:

1. Вариант - с  ведением карточек учета материалов

В бухгалтерской службе ведутся  карточки учета материалов, которые  открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В  карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании  первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким  образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с  той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет, а на складах и  подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в  бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

В оборотных ведомостях указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • приход за месяц - количество и сумма;
  • расход за месяц - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости  выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу (подразделению). Группировка  материалов по субсчетам и синтетическим  счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования  номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие  отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов  и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам  и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Сводные оборотные ведомости  сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов  и подразделений.

Информация о работе Учет материалов