Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
рассмотреть порядок отражения операций по учету материалов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 . Учет материалов………………………………………………………….....5
1.1.Нормативно-правовое регулирование учета материалов. 5
1.2.Понятие и классификация материалов. 7
1.3.Оценка материальных запасов. 13
Первичные документы учета материалов. 18
2. Учет движение материалов………………………………………………...21
2.1.Синтетический и аналитический учет движения материалов. 21
2.2.Учет материалов на забалансовых счетах. 36
2.3.Инвентаризация материалов и учет ее результатов. 37
3. Практическая часть…………………………………………………………………………..…….40
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………60

Файлы: 1 файл

ПечататьКурсовая.docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

2. Вариант - без  ведения карточек учета материалов 

По данному варианта учета  карточки аналитического учета в  бухгалтерской службе не ведутся, все  приходные и расходные документы  группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в  оборотную ведомость. Оборотные  ведомости и сводные оборотные  ведомости ведутся так же, как  в первом варианте. Остатки в оборотных  ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов  и подразделений.

Сальдовый метод  учета материалов.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой  только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Материально ответственные  лица складов (подразделений) на основании  первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или  книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаниb, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе. [23]

Исходя из этого, в сальдовой  ведомости указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

Целесообразно вести сальдовую  ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой  ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две  графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых  ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в которую переносятся  итоги сальдовых ведомостей складов  и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в  целом. Сальдовые ведомости и  сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными  синтетического учета материалов. В  организации могут применяться  оба метода аналитического учета  материалов, когда по одним складам  и подразделениям применяется оборотный  метод, а по другим - сальдовый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.

Производственные запасы материалов пополняются промышленными предприятиями  за счет предприятий-поставщиков или  снабженческо-сбытовых организаций. Фонды  на материалы предприятия получают от управлений материально-технического снабжения или отраслевых управлений. Хозяйственные отношения между  предприятиями построены на основе договоров. В них предусматриваются: наименование материалов ценностей), количество, цены, сроки поставки, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции  за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п. Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и  пересылают почтой покупателю. Оперативный  учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел  снабжения, поэтому платежные требования и счета-фактуры в первую очередь  поступают в отдел снабжения  или в финансовый отдел. Там проверяют  соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих  грузов (ф. № М-1) , делают отметку  в книге реализации фондов и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

После регистрации платежное требование получает внутренний номер (регистрационный) и передается в бухгалтерию предприятия  для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчеты  с поставщиками. По мере поступления  груза на склад выписывается приходный  ордер, затем при реестре сдается  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платежному требованию. По мере оплаты банком этого документа  бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика. [14]

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Счет по отношению  к балансу — пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед  поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету — о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту — о суммах по принятым к оплате акцептованным  платежным документам и неотфактурованным  поставкам за отчетный месяц.

Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный  регистр, аналитический учет в котором  организуется в разрезе каждого  платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается  этот журнал-ордер суммами незаконченных  расчетов с поставщиками на начало месяца: · 

  • по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным — материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60); ·
  • по акцептованным платежным документам оплаченным — материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз”, сальдо нет);
  • по акцептованным платежным документам неоплаченным материалы не поступили (справочно “За неприбывший груз” и сальдо на начало месяца); ·
  • сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия  предприятия получает платежные  требования поставщиков, акцептованные  отделом снабжения, принимает приходные  ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить  расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным  способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный  номер, наименование поставщика) , в  журнале-ордере № 6 записывается номер  приходного документа склада, стоимость  поступивших материалов по учетным  ценам предприятия и стоимость  по платежному документу поставщика. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей  общей суммой, а суммы по платежным  требованиям поставщиков — в  разбивке по группам поступивших  материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма  претензий записывается на основании  актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа. [16]

 

Порядок учета неотфактурованных  поставок:

Неотфактурованными считаются  поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие  без платежного документа. На складе приходуют их, выписывая приемный акт, который при реестре поступает  в бухгалтерию. Здесь материалы  по акту расцениваются по учетным  ценам, записываются в журнал-ордер  № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся  на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б “Номер счета” ставится буква Н), когда возможность получения  платежного документа отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления  платежных требований на эту поставку в следующем месяце они акцептуются  предприятием, оплачиваются банком и  регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе “акцепт” в сумме платежного требования, а  по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным  ценам сторнируется тоже по группе и в графе “акцепт”. Расчеты  с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Порядок учета материалов в пути.

Материалами в пути называются такие  поставки, по которым предприятие  акцептовало платежные документы, а материалы на склад по ним  еще не поступили. К учету принимаются  акцептованные платежные документы  независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные документы  регистрируются в течение месяца в графе “За неприбывший груз”  и в графе “акцент”. По окончании  месяца предприятие обязано принять  эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При  поступлении ценностей бухгалтерия  получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже  был дан в момент поступления  платежных требований, а, может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета  в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала —  ордера № 6, по окончании месяца, эта  поставка по группе материалов будет  сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи  или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами  поставщика, которые оформляются  актом (ф. № М-7) . Излишки приходуются  по акту и расцениваются по учетным  ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются  в журнале-ордере № 6 отдельной строкой  как неотфактурованная поставка – отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное  требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую  себестоимость и предъявляет  претензию к поставщику. Сумма  железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а  суммы наценок, скидок — пропорционально  стоимости груза. [24]

Сумма недостач относится в дебет  счета 63 “Расчеты с претензиями” и  в кредит счета 60 “расчеты с поставщиками”  и отражается в журнале ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале  ордере отражены операции расчетов с  поставщиками, связанные только с  приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия  пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков  ремонтных работ и т.п. Поэтому  ведется отдельный журнал-ордер  №6 по расчетам с поставщиками и  подрядчиками за услуги (см. в последующих  темах). По окончании месяца показатели этого журнала — ордера переносятся  в журнал-ордер № 6 расчетов с  поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения  оборотов и переноса их в Главную  книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Учет материалов на забалансовых счетах.

Материальные  ценности, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии  и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используют счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение». Организации-покупатели учитывают  на счете 002 товарно-материальные ценности в случаях:

  • получения от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты;
  • получения от поставщиков неоплаченных товарно-материальных ценностей, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты; принятия товарно-материальных ценностей на ответственное хранение по прочим причинам.

Организации-поставщики учитывают на счете 002 оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые  оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим  от организаций. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 в  ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных  актах. Аналитический учет по счету 002 ведется по организациям-владельцам, по видам и сортам материалов, местам их хранения.

Информация о работе Учет материалов