Учет на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цели этой работы является осмотр теоретические и правовые основы организации учета на предприятии малого бизнеса; изучение порядка составления отчетности, её сроках предоставления в соответствующие контролирующие органы и на примере предприятия; а так же внесение предложения по совершенствованию норм и правил по составлению отчетности для малых предприятий. Принятые в последнее время законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления сделанного и пристального внимания к развитию этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным и является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…3
1. Организационно-правовая особенность малого предприятия….….5
2. Ведение учета на малом предприятии……………………………...10
3. Состав годовой отчетности и сроки представления……………….15
4. Порядок составления отчетности…………………………………...19
5. Порядок составления отчетности и её анализ на предприятии….. 22
6. Пути совершенствования учета деятельности…………………..…27
Заключение……………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………..…31

Файлы: 1 файл

малое предприятие.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3

1. Организационно-правовая  особенность малого предприятия….….5

2. Ведение учета на малом предприятии……………………………...10

3. Состав годовой отчетности и сроки представления……………….15

4. Порядок составления отчетности…………………………………...19

5. Порядок составления отчетности и её анализ на предприятии….. 22

6. Пути совершенствования учета деятельности…………………..…27

Заключение……………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………..…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В особенность малого бизнеса входит его универсальность. Таким образом, если развиваться и работать в собственных интересах, малый бизнес поможет развитию экономики страны в целом. Эта деятельность полезна и для всей экономики страны, и для каждого гражданина в отдельности, из-за этого заслужено получила соответствующее государственное признание и поддержку. Каждая организация имеет нужду в достоверной и полной информации, которая позволяет адекватно реагировать на изменения, которые происходят во внутренней и внешней среде. Опыт показывает, что данные учета являются таким фундаментальным началом, на основании которого принимаются решения управления в текущей и движущейся деятельности. А бухгалтерская отчётность на предприятии является итогом учётного процесса.

Полное изучение отчётов указывает причину достигнутых успехов, а также и недостатки в работе предприятия, что помогает вывести пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации имеют возможность по данным отчётности оценивать финансовое положение партнеров.

В законодательном  порядке закреплены задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации и выявлении внутренних хозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цели этой работы является осмотр теоретические и правовые основы организации учета на предприятии малого бизнеса; изучение порядка составления отчетности, её  сроках предоставления в соответствующие контролирующие органы и на примере предприятия; а так же внесение предложения по совершенствованию норм и правил по составлению отчетности для малых предприятий. Принятые в последнее время законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления сделанного и пристального внимания к развитию этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным и является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно-правовые особенности малого предприятия

 

Нормативное правовое регулирование развития малого предпринимательства  в России основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом 402-ФЗ от  06.12.2011г., другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (исключение - государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физические лица, которые внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют следующим условиям:

1) суммарная  доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников:

- до ста человек включительно  для малых предприятий;

- до пятнадцати  человек для макропредприятий;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предельные  значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости  активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малых и средних предприятий:

микропредприятия - 60 млн. руб.;

малые предприятия - 400 млн. руб.;

средние предприятия - 1000 млн. руб. (согласно постановлению от 22 июля 2008 г. №556)

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, указанным выше.

Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, когда предельные значения выше или ниже предельных значений, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Заново созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели или крестьянские хозяйства в течение того же года, в котором они были зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, только если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, а также работников, работающих по гражданско-правовым договорам либо по совместительству с учетом отработанного времени, работников филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Все организации, в исключении бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам  исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая  годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в установленном порядке учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно  или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь  бухгалтерской отчетности не вправе отказывать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Таким образом, среди множества факторов, характерных для организаций малого бизнеса, можно выделить следующие:

1) Относительно  скромные финансовые возможности.

2) Потребность  во всесторонних знаниях законодательства  для осуществления своей деятельности.

3) Небольшая  численность работающих.

4) Ограниченные возможности по защите своих интересов во взаимоотношениях с проверяющими органами.

5) Незначительное, либо полное отсутствие разделения  труда в бухгалтерской службе.

 

  1. Ведение учета на малом предприятии

 

Процессу первичной  постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Средние и крупные организации имеют потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные цели и задачи. Однако изучение деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, т.к. все оно находится в единоличном пользовании. В малой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в организации эффективности управления ресурсами.

Организация, осуществляющая разовые операции, может не нуждаться  в определении финансового результата деятельности, т.к. он будет равен  разнице между поступлением и  расходованием денежных средств. Наконец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу расчета налоговых обязательств, т.к. они не рассчитываются на основе данных бухгалтерского учета. Определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач должен руководитель вместе с главным бухгалтером организации. Выделяя перечень задач, которые должен решать бухгалтерский учет, необходимо учитывать, что каждая из них имеет существенное влияние на организацию системы бухгалтерского учета в общем. При этом если бухгалтерский учет организуется с упором на выполнение одной задачи, то зачастую усложняется процесс получения данных, необходимых для выполнения другой. Например, если в организации первой задачей является сохранность товаров, то на счете 41 «Товары» следует выделить субсчета по материально ответственным лицам или местами хранения. При этом если у разных лиц хранятся товары одного и того же наименования, то для получения информации об общем количестве товаров одного наименования придется складывать данные по каждому материально ответственному лицу. Следует принимать во внимание также то, что каждая задача может быть решена несколькими способами. Например, данные о видах товаров могут быть получены с помощью выделения видов товаров как на отдельных синтетических субсчетах, так и на аналитических счетах организации.

Конкретный  способ ведения бухгалтерского учета  обладает своими преимуществами и недостатками, а также имеет свою «цену», т.е. стоимость затрат на его организацию  и ведение. Из сказанного следует, что, перед тем как разрабатывать систему бухгалтерского учета организации, необходимо:

1) Определить  перечень задач, которые должен  выполнять бухгалтерский учет  в организации.

2) Расставить  приоритеты между задачами.

3) Выбрать наиболее  эффективные способы решения  поставленных задач. Перечень способов ведения бухгалтерского учета организации закрепляется в его учетной политике, поэтому необходимо рассмотреть данный документ. Согласно п. 2 положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. К способам бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы. При этом всегда возникает вопрос, что же это за способы, которые должны находить отражение в учетной политике? Помочь ответить на поставленный вопрос позволяет классификация положений (элементов) учетной политики:

Информация о работе Учет на малом предприятии