Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа
Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Это приводит их к рассмотрению затрат на производство, без анализа которых существование фирмы становится не только проблематичным, но и даже невозможным. Это очевидно, ведь любой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия имеет своей основой именно данные о затратах на производство.
Введение………………………………………………………………………….
1. Учет общехозяйственных расходов………………………………………….
1.1. Характеристика счета 26 «Общехозяйственные расходы»…………...
1.2. Синтетический и аналитический учет общехозяйственных расходов
2. Бюджетирование общехозяйственных расходов……………………………
2.1. Основы бюджетирования (планирования)……………………………..
2.2. Распределение общехозяйственных расходов между объектами калькулирования в отечественной и зарубежной практике учета………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список………………………
остаточная стоимость основных средств, задействованных в том или ином технологическом процессе;
количество произведенной продукции (данная база применяется в основном на предприятиях с простым типом производства);
стандартные прямые добавленные затраты (данная база включает заработную плату операторов, рабочих, обслуживающих оборудование, энергию и др.);
стандартная общая сумма переменных расходов (к предыдущей базе добавляется стоимость использованных переменных материалов).
И наконец, если деятельность МВЗ является материалоемкой (затраты, добавленные к стоимости продукции в данном МВЗ, в большинстве своем являются расходами сырья и материалов), то за базу распределения можно принять:
фактически прямые затраты сырья и материалов;
плановые (нормативные) прямые затраты сырья и материалов.
Если нельзя четко определить, какой является деятельность МВЗ (трудоемкой, капиталоемкой или материалоемкой), то можно использовать комбинированные базы распределения, рассчитываемые на основе двух или более видов ресурсов:
полные прямые материальные затраты (текущие материальные затраты плюс амортизация) – при большом удельном весе используемых сырья, материалов и основных средств;
добавленная стоимость (амортизация плюс прямые затраты труда) – при большом удельном весе трудовых ресурсов и капитала (основных средств);
затраты труда плюс текущие материальные затраты – при большом удельном весе сырья, материалов и ручного труда;
полные прямые затраты – в отсутствие приоритета какого-либо вида ресурсов.
4. Распределение накладных расходов на изделие (заказ).
Определив цеховые ставки косвенных затрат и зная количество часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (заказа), можно определить величину косвенных затрат, приходящихся на единицу продукции.
Алгоритм распределения общехозяйственных расходов следующий:
а) из учетных регистров определяют сумму общехозяйственных расходов за отчетный период;
б) в соответствии с указанной в учетной политике базой распределения общехозяйственных расходов (пропорционально заработной плате производственных рабочих и др.) суммируют элементы, включенные в эту базу в рублевом исчислении;
в) находят коэффициент распределения путем деления результатов по пункту «а» на результат по пункту «б»;
г) рассчитывают сумму общехозяйственных расходов, приходящихся на каждый элемент базы, путем умножения каждого элемента на коэффициент.
Генеральные управляющие западных фирм находят, что общехозяйственные расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы, например, амортизация основных средств, зависят от их производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства. Дискреционные расходы изменяются только в зависимости от решений, принятых руководством.
Другая трудность состоит в том, что не все накладные расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые накладные расходы приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие накладные расходы приходятся на существенно более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.
Международные бухгалтерские стандарты, основные принципы учета имеют отношение именно к системам финансового учета. Что касается внутренней учетной системы на предприятии, то вопрос о том, создавать ее или нет, решает сама администрация фирмы. В системе внутреннего учета создается, прежде всего, информация об издержках.
В западных странах издержки производства – один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат – это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Под носителями затрат понимают виды продукции (работ, услуг) данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
В системе управленческого учета обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности». Управление издержками происходит через деятельность людей, которые должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности – структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов.
Администрация решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности.
Так, если в традиционном управленческом учете принимается подход с одноступенчатым распределением ОПР (ОХР), при котором косвенные расходы (как уже говорилось выше) собираются за месяц и распределяются между видами продукции пропорционально единой базе, то в западном управленческом учете принимаются различные методики более сложные, но и более точные:
1. четырехступенчатое фактическое распределение (распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов):
распределение общей суммы ОПР и ОХР между производствами и обслуживающими подразделениями – каждая статья ОПР и ОХР распределяется отдельно с выбором собственной базы распределения;
перераспределение расходов обслуживающих подразделений на производственные;
расчет ставок распределения ОПР и ОХР имеют два вида:
1. единые – общие для всех, определяются для всех цехов в целом
Единая ставка = Общие суммы ОПР (ОХР) / Общая величина базы распределения
2. цеховые ставки – рассчитываются индивидуально для каждого цеха с выбором собственной базы распределения
Цеховая ставка = ОПР (ОХП) цеха / Величина базы распределения данного цеха
отнесение ОПР (ОХР) на себестоимость отдельных изделий на основе ставок распределения и с учетом баз распределения по каждому виду продукции, определяется сумма ОПР (ОХР) , надлежащего включению в себестоимость.
2. метод возмещения ОПР (ОХР). Ее особенности: до начала производства составляется смета ОПР (ОХР), выбирается база их распределения и исчисляется плановая ставка (норма возмещения)
Норма возмещения = Плановая сумма ОПР (ОХР) / Плановая величина базы распределения
ОПР (ОХР), вкл. в себестоимость = Норма возмещения * фактич. ч/ч
В конце периода выявляется разница между суммой ОПР (ОХР), включаемой в себестоимость и фактические суммы ОПР (ОХР), которые списываются на финансовый результат.
Так, например, рассмотрим такие системы Direct Costing и Стандарт-костинг.
Система Direct Costing – ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включаются и периодически списываются на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
Стандарт-костинг (standart costing) – система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. «Стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; «костинг» – денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.
В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:
предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;
составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;
раздельный учет нормативных затрат и отклонений;
анализ отклонений;
уточнение калькуляций при изменении норм.
Нормативный метод учет затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.
Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться, как правило, снижаться, по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.
Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм.
Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки деятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен.
Заключение
Сегодня практически каждое промышленное предприятие имеет систему управленческого учета, без которого управление крупным предприятием было очень проблематичным.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством предприятия, является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путей сокращения издержек и повышения эффективности должно происходить на всех стадиях производственного процесса. Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.
Затраты в деятельности предприятия играют очень большую роль. Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, вспомогательных материалов, технологической энергии, воды, начислением заработной платы, отчислением в социальные фонды и рядом других необходимых затрат и отчислений. Для подсчета суммы всех расходов предприятия приводят их к денежному показателю в виде себестоимости. На основе затрат осуществляется калькулирование продукции (работ, услуг) и определяется себестоимость изделия. Затраты на обслуживание производства и управление составляет около 10-12% себестоимости и относятся к условно-постоянным затратам. Следовательно, их увеличение приводит к повышению себестоимости, а это, в свою очередь, влияет на величину прибыли.
Общехозяйственные расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы, например амортизация основных средств, зависят от у производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства. Дискреционные расходы изменяются только в зависимости от решений, принятых руководством.
Другая трудность состоит в том, что не все накладные расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые накладные расходы приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте.
Необходимо отметить, что большинство концепций и методов управления затратами, о которых говорят в России, так или иначе базируются на зарубежных теории и практике управления затратами, преимущественно на американских и японских.
Рассмотренные инструменты управления затратами являются базовыми при создании системы управления затратами, каждый из них, несомненно, может быть использован на любом предприятии. С помощью этих инструментов предприятие будет иметь возможность осуществить более тщательное выполнение функций управления затратами.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. 09.07.2002г.) и Часть 2 от 05.08.2000г. №117-ФЗ.
2. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2004).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994гю № 51-ФЗ (ред. от 26.11.2001); Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. №14-ФЗ (ред. от 26.11.2001).
4. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2004. -733с.
5. Бухгалтерский учет: учеб./ И. И. Бочкарева (и др.); под ред. Я. В. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 776с.
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет - М.: Омега-Х, 2004. - 393 с.
7. Гришина О.В. Управленческий учет: Затраты по обычным видам деятельности //Аудиторские ведомости - 2007 - №8 - С.40-47.
8. Исаков А.М., Исакова Т.А. Проблемы построения управленческого учета в организации - М.: ТГУ, 2005. - 418 с.
9. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2004. -638с.