Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:59, курсовая работа
оВ рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. Скоростью движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность - одна из важнейших характеристик финансового положения.
Введение 3
1.1 Общая характеристика 5
1.2 Формы безналичных расчетов 8
1.3 Порядок открытия расчетного счета 11
1.4 Синтетический и аналитический учет операций на расчетному
счету 13
1.5 Порядок закрытия расчетного счета 15
2. Природно-климатические и организационно-экономические условия производства 17
3.1 Методологические основы и задачи учета операций по расчетному счету 30
3.2 Анализ первичной учетной документации 36
3.3 Состояние синтетического и аналитического учета 39
3.4 Бухгалтерский отчет о движении денежных средств 41
Выводы и предложения 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47
Хозяйство имеет относительно высокий уровень финансовой устойчивости и независимости, так как на долю собственных источников в общей сумме источников средств приходится 91,2% в 2006 г. и 87,9% в 2008 г., а на долю заемных и привлеченных 8,8% и 12,1% соответственно. Коэффициент манёвренности незначительно ниже нормы (0,5) и составил в 2006 г. 0,42, в 2008 г. 0,27, то есть возможность финансового манёвра предприятия снизилась на 0,15 п.п., это говорит о снижении доли собственного оборотного капитала в общей их сумме.
В целом же финансовое состояние колхоза имени Ленина можно назвать благополучным, о чем свидетельствует коэффициент соотношения заемных и собственных средств, который в 2006 г. составил 0,09, а в 2008 г. незначительно увеличился на 0,05 п.п. и составил 0,14.
Таким образом, информация об основных экономических показателях деятельности предприятия необходима как для самого предприятия для ведения и развития своей деятельности, так и для внешних субъектов: банков, инвесторов, компаний, организаций, осуществляющих деятельность с данной организацией.
3.1 Методологические основы и задачи учета операций на расчетном счете
Расчетный счет - счет имеющего самостоятельный баланс юридического лица в учреждении банка, предназначенный для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.
Безналичные расчеты - это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Безналичный оборот составляет 80-90% денежного оборота.[10]
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
В современных условиях хозяйствования основными задачами учета расчетных операций являются:
1) Проверка правильности документального оформления и законности расчётных операций, своевременное и полное отражение их в учёте;
2) Обеспечение своевременности, полноты и правильности расчётов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
3) Своевременное выявление результатов инвентаризации расчётов, обеспечение взыскания дебиторской и кредиторской задолженности;
4) Своевременное и рациональное проведение взаиморасчётов.
Учетный аппарат в бухгалтерии колхоза имени Ленина возглавляет главный бухгалтер, который составляет должностные инструкции для каждого работника бухгалтерской службы в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. Штат бухгалтеров состоит из 5 человек, рис. 3.1
|
|
| Главный бухгалтер |
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Бухгалтер складского учета |
|
| Бухгалтер основного производства |
|
| Бухгалтер-кассир |
|
| Бухгалтер по зарплате |
Рис 3.1 Бухгалтерский аппарат
За учет операций по расчетному счету отвечает главный бухгалтер. Должностные обязанности:
1. ведение бухгалтерского учета в полном объеме;
2. формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику;
3. контроль за движением денежных средств и товарно-материальных ценностей;
4. предупреждение недостачи, незаконного расходования денежных средств, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
5. своевременное проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей;
6. должный порядок хранения бухгалтерских документов;
7. возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций;
8. вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
9. принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения устойчивости предприятия;
10. осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах;
11. обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности;
Способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности изложены в учетной политики. Учетная политика была сформирована главным бухгалтером на основе ПБУ 1/98 [4] и НК РФ[12] и в была оформлена приказом и утверждена председателя колхоза Имени Ленина Рябцевым. В.В.
Учетная политика колхоза состоит из 3 разделов:
1. организационно-технический;
2. учетная политика для целей бухгалтерского учета;
3. учетная политика в целях налогообложения
Каждый раздел учетной политики состоит из подразделов.
В первой главе учетной политики рассматривается организационная структура бухгалтерского учета, система документооборота; система, форма и технология бухгалтерского учета, формы первичных документов.
Вторая глава включает в себя методические аспекты бухгалтерского учета: учет основных средств, материально-производственных запасов, займов и кредитов, порядок уплаты налогов, списание общехозяйственных расходов, учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль. Сюда также входят цели, порядок и сроки проведения инвентаризации.
Налогообложение находит свое отражение в третьей главе. В ней рассматриваются такие вопросы, как налоговый период, ставки, порядок и сроки уплаты и т.д.[Приложение 4]
Колхоз имени Ленина утвердил основной формой бухгалтерского учета - журнально-ордерную.[Приложение 5]
В приложении имеется рабочий план счетов, используемый колхозом и перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.[Приложение 6,7]
Колхоз имени Ленина имеет одни расчетный рублевой счет в Сберегательном банке РФ. Контроль на данном участке учетной работы в колхозе осуществляется путем сверки расчетов.
Результаты заносят в акт взаимосверки, который оформляется автоматизированным способом и направляется в хозяйство. Документ содержит перечень всех операций по расчетному счету за определенный период. Колхоз, получив данный акт, сверяет данных по синтетическим и аналитическим счетам с выписками банков, в акте также могут быть указаны суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности. По окончании сверки акт подписывается главным бухгалтером и скрепляется печатью.
Проверки подлежит и кредитный договор между организацией и банком: проверяют условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок уплаты процентов, перечень документов, периодичность их представления и др. Таким образом, выявляют соответствие договора с фактическим исполнением.
По мере развития расчетно - денежных отношений, укрепления рыночной экономики все большее значение приобретает механизм правового регулирования. Основными нормативными документами, регулирующими регулирующие порядок проведения операций на расчетном счете являются:
гл.46 ГК РФ «Расчеты» осуществляет правовое регулирование;
гл.45 ГК РФ «Банковский счет» регулирует права и обязанности сторон по договору банковского счета и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей;
Инструкцию СБ РФ от 24 октября 1997 г. № 199-р «О порядке открытия и ведения расчетных, текущих счетов в учреждениях Сберегательного банка РФ»в соответствии с новым гражданским законодательством РФ;
Положение о безналичных расчетах в РФ №2-П, утвержденное ЦБ РФ от 3 октября 2002 г;
при недостачи денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной п.2 ст. 855 ГК РФ. Вместе с тем, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ и статьей 854 ГК РФ без согласия должника списание возможно только в случаях, установленных законом, при этом под законом понимается только федеральный закон (ст.3 ГК РФ).
Для чёткой регламентации движение документов составляется график документооборота. В нём указывается название и назначение документа, количество экземпляров, кто составляет, кто подписывает и кому предоставляется. Работу по его составлению организует главный бухгалтер.
В колхозе имени Ленина график документооборота по учету операций по расчетному счету отсутствует. Рассмотрим примерные схемы документооборота по расчетному счету:
1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями
2. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями
3.2 Анализ первичной учетной документации
Колхоз имени Ленина имеет один расчетный счет в Сбербанке РФ г. Лукоянов №4354. Все банковские операции оформляются стандартными платежными документами:
платежное поручене;
платежное требование.
Основные требования к заполнению платежных документов устанавливаются банковским законодательством, однако существуют и реквизиты, правила заполнения которых регулируются налоговым законодательством. Это, в частности:
1) УНП плательщика;
2) сумма НДС (либо пометка «Без НДС»), выделенная отдельной строкой в расчетных документах (п.27 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16).
Платежное поручение используется для перевода указанной в его бланке суммы со счета предприятия на расчетный счет получателя платежа. Это действительно поручение банку о перечислении сумм поставщикам, финансовым органам и другим организациям.
Положением Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ» установлена унифицированная форма платежного поручения №0401060.
Платежное поручение в колхозе имени Ленина выписывается главным бухгалтером с помощью компьютерной техники шрифтом черного цвета в 3 (если платеж производится организации, имеющей расчетный счет в том же банке), но, как правило, в 4 экземплярах. На каждом платежном поручении стоят печати банка.[Приложение 1]
Обязательными для заполнения являются следующие реквизиты:
1. дата и номер платежного поручения;