Учет операций по расчетному счету и прочим операциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать определение и характеристику понятия учета операций по расчетному счету и прочим счетам банка.
Задачей курсовой работы является охарактеризовать бухгалтерский учет следующих понятий:
- порядок открытия, введения банковского счета;
- учет операций на расчетном счете;
- учет операций на прочих счетах;
- документальное оформление и учет операций по расчетному счету;
- документальное оформление и учет операций по дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
Понятие о банковском счете, порядок его открытия, ведения
Порядок открытия счета в банке
Прочие счета в банке

Учет операций по расчетному счету и прочим счетам в банке
Документальное оформление и учет операций по расчетному счету
Документальное оформление и учет операций по дебиторской задолженности

Автоматизация расчетных операций в банке

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

учет операций по расчетному счету и прочим операциям.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

       При согласии оплатить полностью или  частично платежное требование-поручение  отправитель оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться банковским счетом и оттиском печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк, из которых: первый служит основанием для списания средств со счета отправителя и после совершения операции помещается в документы для банка; второй направляется банку, обслуживающему бенефициара: третий вместе с отгрузочными документами возвращается отправителю как расписка в приеме к проводу и совершении оплаты товара, выполненных работ, оказанных услуг.

       В графе «сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, подлежащая списанию со счета отправителя.

       В соответствии с законодательными актами допускается изъятие денег с  банковских счетов отправителя денег  без его согласия, в этих случаях  применяются платежные документы, называемые инкассовое распоряжение, а также инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов.

       В банк отправителя денег взыскателем  представляется инкассовое распоряжение с обязательным приложением оригиналов исполнительных листов или приказов, выдаваемы по решениям, приговорам определениям и постановлениям судов или судебного приказа о взыскании денег либо их копий, подтверждающих обоснованность данного взыскания, за исключением представления инкассового распоряжения органов налоговой службы и таможенных органов. Это требование устанавливается Национальным банком.

       В инкассовом распоряжении должно быть указано назначение платежа со ссылкой  на законодательный акт с указанием  его номера и даты, который дает право изъятия (взыскания) денег с банковского счета отправителя денег без его согласия. Следует отметить, что в инкассовом распоряжении органов налоговой и таможенной службы дополнительно указываются коды бюджетной классификации, вид операции.

       В случае, если указание не было акцептовано, оно может быть отозвано до истечения срока совершения акцепта. Следует обратить внимание, на то, что приостановление исполнения указания или отзыв акцептованного указания возможны только до его исполнения банком-получателем.

       Документарный аккредитив - форма документарных расчетов, предусматривающая обязательство банка, принятое им по заявлению и в соответствии с инструкциями клиента или по собственному усмотрению, по ней можно произвести платеж указанному бенефициару или по его приказу, а также акцепт и оплату переводных векселей, выставленных бенефициаром, или негоциацию против предусмотренных аккредитивом документов к установленному сроку, если соблюдены все условия аккредитива.

       Банк  вправе открыть аккредитив только при  наличии у него лицензии Национального банка Республики Казахстан на осуществление гарантийных операций. Для открытия аккредитива приказодатель представляет в обслуживающий его банк-эмитент заявление, которое должно содержать следующие реквизиты: наименование и место нахождения приказодателя; наименование и место нахождения бенефициара, его банковские реквизиты; наименование банка-эмитента; вид аккредитива; сумму аккредитива; условия исполнения аккредитива: перечень документов, против которых должно производиться исполнение аккредитива; сроки действия аккредитива, сроки отгрузки, сроки представления документов; наименование стороны, покрывающей банковские расходы по аккредитиву.

       При этом заявление об открытии аккредитива  представляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в банке  для открытия аккредитива, второй экземпляр с отметкой о принятии возвращается клиенту в сроки, установленные банком. Далее банк на основании полученного заявления оформляет аккредитив для передачи его в банк бенефициара. Аккредитив, помимо номера, даты и места открытия, должен содержать реквизиты заявления на его открытие. В аккредитиве также должно быть ясно указано, является он отзывным или безотзывным.

  1. Учет операций по расчетному счету и прочим счетам в банках
  2.        
  3. 2.1 Документальное оформление и учет операций по расчетному счету
 

       В зависимости от участников расчетные  операции банка подразделяются на две  основные группы:

       • клиентские расчетные операции, при  осуществлении которых участвуют  в качестве основных субъектов, как  банк, так и его клиенты;

       • чисто банковские расчетные операции или межбанковские расчеты, в качестве основных субъектов которых выступают банки (табл. 2.1). 

       Таблица 2.1

       Критерий  классификации

 Состав  участников Платежный инструмент Функциональное  назначение операций  Форма расчетов
Межбанковские 
 

Клиентские 
 
 

Внутрибанковские

Расчеты платежными

поручениями 

Расчеты платежными требованиями-поручениями 

Расчеты чеками 

Расчеты векселями 

Расчеты карточками

Операции по открытию счета 

Операции по ведению счетов 
 

Кассовые операции 

Акцептные операции 

Операции по уступке требований 

Авальные операции

Аккредитивные операции 

Переводные операции 
 
 

Инкассовые операции 

Клиринговые операции

 

         На основании различий в формах  расчетов можно выделить следующие  расчетные операции банка: аккредитивные  операции; инкассовые операции; переводные  операции; клиринговые операции.

       В зависимости от использованного  при расчетной операции платежного инструмента расчетные операции классифицируются как: расчеты платежными поручениями; расчеты чеками: расчеты векселями: расчеты аккредитивами; расчеты пластиковым и карточками; расчеты наличными.

       На  основании функциональных различий, назначения и этапов осуществления расчетов расчетные операции банка подразделяются на:

       - операции по открытию текущих, расчетных, срочных и иных счетов;

       - операции по ведению различных видов счетов, списанию и зачислению средств, начислению вознаграждения и комиссионных;

       - кассовые операции (операции по переводу наличных денег в без- наличные, и наоборот);

       - акцептные операции, связанные с получением согласия (или отказа) плательщика оплатить соответствующий платежный инструмент;

       - операции, связанные с переуступкой права получения платежа: факторинговые, учетные, передаточные (индоссационные), когда банк выступает в качестве индоссанта:

       - авальные (гарантийно-поручительские) операции банков, когда последние выступают в качестве гаранта или поручителя платежа.

       Организация расчетных операций в банке регламентируется в соответствии с «Правилами использования платежных документов, осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан» №79 от 25 апреля 2000 года. В этих Правилах приведен порядок оформления расчетных документов и осуществления расчетов.

       Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим  самостоятельный баланс и др.

       Порядок открытия расчетного счета регламентирован  инструкцией, в соответствии с которой  каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.

       На  расчетном счете сосредотачиваются  свободные денежные средства и поступления  за реализованную продукцию, выполненные  работы и услуги, краткосрочные и  долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

       С расчетного счета производятся почти  все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение  задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для  выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

       При расчетах между предприятиями, банками  и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

       Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение.

       Предприятие периодически (ежедневно или в  другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке  банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

       Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

       На  полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются  коды счетов, корреспондирующих со счетом 1030 ”Денежные средства на текущих банковских счетах”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

       Полученная  из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

       При закрытии счета, а также при изменении  наименования владельца либо номера счета его владелец обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками, указав их номера в прилагаемом заявлении, подтвердить остаток средств на банковском счете.

       По  расчетному счету находят отражение  следующие хозяйственные операции:

       - по дебету счета 1030 «Денежные  средства на текущих банковских  счетах» и кредиту счетов:

       - 1010 «Денежные средства в кассе» - поступила выручка из кассы;

       - 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков» - поступила  оплата за реализованную продукцию,  работы и услуги;

       - 4410 «Долгосрочные авансы полученные».

       - по кредиту счета 1030 «Денежные  средства на текущих банковских  счетах» и дебету счетов: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Автоматизация расчетных операций в банках
 

      Одним их важнейших перспективных направлений развития банковской деятельности в Республике Казахстан является применение всемирной информационной сети Интернет в банковских операциях. Это оказание так называемых виртуальных услуг. Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют банки, которые используют компьютерные технологии в банковском обслуживании. Так, Народный банк рекламирует свои услуги через Интернет, в частности, предоставляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Другим примером, ярко иллюстрирующим применение Интернет в работе банка, является ТехаKаВаnk.

Информация о работе Учет операций по расчетному счету и прочим операциям