Учет операций торгового предприятия по расчетному счету и специальным счетам в банках.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажей готовой продукции, с выполнением различных финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, погашение ссуд банкам и т.п.). Указанные расчеты осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислением денежных средств через отделения банка с расчетного счета плательщика на счет получателя.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)
  1. Форму №1 (бухгалтерский баланс)
  2. Форма №2 (отчет о прибылях и убытках)

Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (Участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя в частности, строки баланса:

Методика аудиторской  проверки по объекту

Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходование товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей, какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур) [3].

Сохранность товаров  зависит от условий хранения, поэтому  следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства  в данной организации. Аудитор выясняет число и размещение складских  помещений, условия хранения ценностей.

Следующим этапом проверки должна стать инвентаризация товаров. В зависимости от уровня внутреннего контроля определяется необходимость ее проведения.

До начала инвентаризации аудитор  должен составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей и договориться с руководителем проверяемой организации о создании комиссии.

Руководитель создает соответствующее  распоряжение (приказ) и вручает  его текст членам инвентаризационной комиссии, а председателю комиссии передает контрольный пломбир. В  состав инвентаризационной комиссии, кроме материально-ответственного лица, обычно включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально-ответственного лица обязательно.

Некоторые аудиторы делают ошибку, когда решают по какой-либо причине проводить инвентаризацию в отсутствие материально-ответственного лица. Если в результате проверки будет установлена недостача товаров, ответственное лицо в этом случае может впоследствии оспорить результаты инвентаризации и оспорить факт недостачи.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составляет отчет по поступлению и отпуску  товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр  передается в бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица берется расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в их распоряжении нет [5].

Во время инвентаризации аудитор должен: установить использовались ли складские помещения по назначению; правильно ли складируются товары; проверить, отвечают ли складские помещения требованиям, как они охраняются; удостовериться в аккуратном проведении процедур инвентаризационной комиссии; потребовать пересчета, обмера, взвешивания товаров, если это необходимо; фиксировать результаты инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения принятых в учете.

Если при проверке на складе выявлены товары предприятию, то на них составляется отдельная  опись. А потом встречной проверкой  выясняется, кому они принадлежат  и почему хранятся на складе другой фирмы.

Излишки и недостачи  в учете должны отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

  • на оприходование излишков выявленных при инвентаризации

 

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

41/1 «Товары на складах»

91/1 «Прочие доходы»


 

  • на отражение недостачи в учете

а) за счет виновных лиц

 

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей»

41/1 «Товары на складах 

73/2 «Расчеты по возмещению  материального ущерба»

94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» 


 

б) если виновное лицо не установлено

 

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

41/1 «Товары на складах 

91/2 «Прочие расходы»

94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» 


 

После инвентаризации целесообразно  провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей.

Во время проверки аудитор должен: проверить правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; проверить полноту оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

При проверке вопросов полноты  оприходования товаров, аудитору необходимо произвести анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежат счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.).

Обращается внимание на правильность оформления этих первичных документов. В них обязательно должно быть указано: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика. Если в первичные документы внесены исправления, то они должны быть заверены подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты внесения исправления [3].

Далее аудитор проверяет  полноту оприходования поступивших  на склад товаров. Проверка проводится по первичным документам, а в случае необходимости проводится встречная проверка данных с данными предприятии, которое отгрузило товар.

При проведении аудиторской  проверки поступления товарных ценностей  необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.

Суммы, указанные в  документах полученных от поставщиков  товаров должны соответствовать  суммам, отраженным в Книге покупок, а затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу  должны сопоставляться с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.

При проверке правильности корреспонденции счетов аудитор проверяет, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.

Большое значение при  выражении мнения о достоверности  бухгалтерского учета и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС). Здесь следует помнить, что сумма НДС по приобретенным товарам подлежит зачету (возмещению) только тогда, когда организацией выполнены следующие условия законодательства: сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой, как в расчетных документах, так и в первичных учетных документах, а также в документах на основании которых проводились расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате, расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.

Особое внимание при  проверке поступления товаров следует  обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным  в сопроводительных документах.

В случаях, когда при  приемке товаров выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка должна быть оформлена актами:

  1. коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации (он составляется с участием представителя от транспортной организации);
  2. приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.

Все акты должны быть составлены комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.

Поэтому аудитор при  проверке должен обратить внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.

В учете недостача  по вине поставщика должна быть оформлена  следующей бухгалтерской проводкой:

 

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

76/2 «Расчеты по претензиям»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» 


 

Без надлежащего оформления актов, претензии не могут быть предъявлены виновной стороне и не могут быть признаны действительными, а, следовательно, они не могут отражаться в учете за счет виновных лиц.

Зачастую возникают  ошибки в учете при переоценке товарных ценностей. Поэтому при проведении аудита следует обратить внимание на правильность переоценки товаров, в результате которой изменяется их продажная цена и порядок переоформления документов по переоценке, и их отражения в бухгалтерском учете.

Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».

Особого внимания при  проведении аудиторской проверки оприходования  товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной  торговле (магазинах, палатках, лотках). В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и других ценных товаров, которые должны учитываться по количеству, цене и сумме [3].

При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.

Из большого числа  разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:

- не проводится инвентаризация  товаров;

- не заключается договор  о материальной ответственности  с кладовщиком;

- нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;

- не проводится (или  нерегулярно проводится) сверка  данных по поступившим и оприходованным  ценностям в бухгалтерии и  на складах организации.

 

План и программа  аудита

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Для успешного планирования аудита в области операций по приобретению и продаже товаров в розничной торговле:

  • четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;
  • обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
  • дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
  • определить ключевые по значимости области проверки;
  • рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
  • составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Аудиторская проверка заканчивается  оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

Информация о работе Учет операций торгового предприятия по расчетному счету и специальным счетам в банках.