Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель настоящего исследования - на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта организации учетно-аналитической работы на предприятии ОАО "Вятскополянский приборостроительный завод" глубокого изучения и разработки предложений по совершенствованию учета и анализа основных средств.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Введение.....................................................................................................................3
1. Учет основных средств………………………………………………………….
1.1.Сущность основных средств как экономической категории и их роль в процессе производства.
1.2. Классификация и оценка основных средств в современных условиях
1.3 Документальное оформление наличия и движения основных средств
1.4. Износ и амортизация основных фондов
1.5.Учет выбытия основных средств
1.6.Инвентаризация и переоценка основных средств
1.7. Показатели использования основных фондов
1.8. Пути улучшения использования основных фондов.........................................
2. Бухгалтерская отчетность
2.1. Понятие, состав и порядок составления бухгалтерской отчетности
2.2. Информация об основных средств в бухгалтерской отчетности
Учет движения основных средств
2.2.2 Учет амортизации и износа основных средств
2.2.3 Учет ремонта основных средств
2.3. Предложения по совершенствованию форм бухгалтерской отчетности
Заключение...............................................................................................................79
Список используемой литературы..........................................................................82
Амортизация в промышленности - это плановое погашение стоимости основных фондов (по мере их износа) путем ее перенесения на изготовляемую продукцию. Она выполняет следующие основные задачи:
1) позволяет определить совокупные общественные издержки производства. В этой роли амортизация необходима для исчисления объема и динамики национального дохода в стране;
2) характеризует в обобщенной форме степень износа основных фондов, что необходимо для планирования процесса их воспроизводства;
3) создает денежный фонд для замены износившихся средств труда и их капитального ремонта.
Отсюда видно, что амортизация направлена как в прошлое (благодаря ей исчисляется себестоимость продукции и степень износа основных фондов), так и в будущее (создает фонд возмещения). Первая ее сторона расчетная, пассивная, а вторая - активная, влияющая на процесс воспроизводства технической базы.
В этой связи отметим, что амортизация тесно связана с осуществлением научно-технического прогресса посредством установления научно обоснованных норм амортизации основных фондов. Поэтому одной из задач в области научно-технического прогресса является разработка и постепенное введение новых, более коротких сроков амортизации производственного оборудования с ограничением объемов малоэффективного капитального ремонта и увеличением доли амортизационных отчислений, выделяемых на замену изношенного и морально устаревшего оборудования.
Величина стоимости, включаемая посредством амортизации в издержки производства, представляет собой амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления производятся на основе норм амортизации, которые устанавливаются по каждому виду основных фондов. Определяются они путем отнесения суммы годовых амортизационных отчислении к стоимости основных фондов и выражаются в процентах, что видно из формулы:
где, Н - годовая норма амортизации;
А - размер амортизационных отчислений за год;
Ф - стоимость (первоначальная или восстановительная) основных фондов.
По таким видам основных фондов, как здания, сооружения и передаточные устройства, имеющим длительный срок службы, нормы амортизации значительно ниже, чем, например, на машины и оборудование, транспортные средства, являющиеся более активной частью основных фондов. В общей норме амортизации основных фондов промышленности довольно велик удельный вес амортизационных отчислений, направляемых на капитальный ремонт (около 27%). По отдельным видам основных фондов (здания, силовые, а также рабочие машины и оборудование, транспортные средства) он достигает 50-54%. Та часть амортизационных отчислений, которая предназначена для капитального ремонта основных фондов находится в распоряжении предприятий и расходуется по их усмотрению в соответствии с принятыми планами осуществления ремонтных работ.
Итоги работы предприятий показывают, что многие из них, используя средства фонда развития производства, среди которых амортизационные отчисления весьма значительны, заменяют устаревшее оборудование, внедряют новую технику совершенствуют организацию производства и труда, добиваясь значительных успехи в повышении производительности труда, снижении себестоимости и улучшении качества продукции и рентабельности производства.
На некоторых производствах (в частности на малых предприятиях) применяют метод ускоренной амортизации. Он заключается в том, что устанавливается норма амортизации, увеличенная в два раза, кроме того, малые предприятия в первый год эксплуатации основных средств могут списываться до 50 % первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше трех лет, а так же проводить ускоренную амортизацию активной части основных производственных фондов.
Для всех способов амортизации сохраняется условие: амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основных средств.
Ускоренная амортизация бывает равномерно-прямолинейной, регрессивной, прогрессивной и прогрессивно-регрессивной. Регрессивные методы можно подразделить на метод уменьшающегося остатка и кумулятивный метод. Суть кумулятивного метода в том, что ежегодные суммы амортизационных отчислений определяются от постоянно уменьшающейся неамортизированной стоимости, годовые суммы амортизации также уменьшаются с увеличением срока службы. По кумулятивному методу за первые три года списывается 80% стоимости и происходит полное списание балансовой стоимости в течение нормативного срока службы. В основе прогрессивного метода лежит постоянное возрастание из года в год среднего уровня амортизации, исчисляемой по отношению к первоначальной стоимости основных фондов. При использовании прогрессивного - регрессивного метода в первые два года освоения новой техники практикуется низкая норма амортизации, но затем она быстро возрастает и в последующие годы осуществляется по регрессивной шкале.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Основной задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение финансовых результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия основных средств.
Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.
1. Учет выбытия основных средств при их списании
Одним из способов выбытия основных средств является их списание из-за прекращения использования вследствие морального или физического износа.
Списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.
При отражении операций по списанию объекта основных средств в результате ликвидации организация должна выявить и отразить в учете финансовый результат от ликвидации объекта.
Первичными документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-4б).
Акты на списание объектов основных средств оформляются соответствующей комиссией и утверждаются руководителем организации.
На основании оформленных актов на списание основных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.
Операции по любому выбытии основных средств должны отражаться на счете 01 «Основные средства».
Для учета выбытия (списания) основных средств предусматривается использование субсчета 01-2 «Выбытие основных средств».
При выбытии объекта основных средств в дебет субсчета 01-2 списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с субсчетом 01-1 «Основные средства организации», а в кредит субсчета 01-2 списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации (счет 02).
По окончании процедуры выбытия основного средства его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве прочих расходов.
Другие расходы, связанные с выбытием объекта основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного объекта и т.п.), также учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих расходов.
2. Учет выбытия основных средств при их продаже
Первичными документами, подтверждающими продажу основных средств, являются:
- акт о приеме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-1б) с приложением договора купли-продажи;
- счет-фактура на проданный объект основных средств;
- документы, подтверждающие расходы, связанные с реализацией основных средств;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
На основании указанных актов при продаже основных средств бухгалтерия организации вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.
При продаже организацией объекта основных средств цена продажи определяется по соглашению сторон. Объекты основных средств должны продаваться по рыночной цене с учетом их физического состояния.
Поступления от продажи объектов основных средств относятся к прочим доходам и отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Учет выбытия объекта основных средств в результате их продажи отражается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств». В дебет субсчета 01-2 переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта.
По окончании процедуры выбытия объекта основных средств его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств» списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств, в том числе при их продаже, подлежат зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
3. Учет выбытия основных средств при их передаче в счет вклада в уставный капитал
В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 (в том числе основными средствами) в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходами организации.
Передача объектов основных средств в уставный (складочный) капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации, рассчитанных на получение доходов от долевого участия в виде дивидендов.
Первичными документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный (складочный) капитал другой организации, являются:
- решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка объектов основных, вносимых учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал;
- документы, подтверждающие расходы, связанные с передачей объектов основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организации;
- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате расходов.
Учет финансовых вложений организации в уставные капиталы других организаций осуществляется на субсчете 58-1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».
Для целей бухгалтерского учета финансовые вложения должны приниматься к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам,
предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
В случае передачи в счет вклада в уставный (складочный) капитал основных средств под этой стоимостью понимается их первоначальная или остаточная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.
Поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал не признается для целей бухгалтерского учета расходами, то остаточная стоимость имущества при такой передаче может списываться со счетов учета имущества в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Согласно Методическим указаниям по учету основных средств задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на величину остаточной стоимости передаваемого объекта основных средств.
Предоставление вклада, т.е. непосредственная передача объекта основных средств в счет вклада в уставный капитал в размере его остаточной стоимости, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 01 «Основные средства».
Для учета выбытия объектов основных средств, в том числе при их передаче в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, также используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».
В дебет субсчета 01-2 «Выбытие основных средств» переносится первоначальная стоимость передаваемого объекта основных средств, а в кредит - сумма начисленной амортизации.
4. Учет выбытия основных средств при их безвозмездной передаче
Первичными документами, подтверждающими выбытие объектов основных средств при их безвозмездной передаче, являются:
- акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-1б) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта;