Учет основных средст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта организации учетно-аналитической работы на предприятии ОАО "Вятскополянский приборостроительный завод" глубокого изучения и разработки предложений по совершенствованию учета и анализа основных средств.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
1. Учет основных средств………………………………………………………….
1.1.Сущность основных средств как экономической категории и их роль в процессе производства.
1.2. Классификация и оценка основных средств в современных условиях
1.3 Документальное оформление наличия и движения основных средств
1.4. Износ и амортизация основных фондов
1.5.Учет выбытия основных средств
1.6.Инвентаризация и переоценка основных средств
1.7. Показатели использования основных фондов
1.8. Пути улучшения использования основных фондов.........................................
2. Бухгалтерская отчетность
2.1. Понятие, состав и порядок составления бухгалтерской отчетности
2.2. Информация об основных средств в бухгалтерской отчетности
Учет движения основных средств
2.2.2 Учет амортизации и износа основных средств
2.2.3 Учет ремонта основных средств
2.3. Предложения по совершенствованию форм бухгалтерской отчетности
Заключение...............................................................................................................79
Список используемой литературы..........................................................................82

Файлы: 1 файл

Курсовая УдГУ основные средства.rtf

— 692.00 Кб (Скачать файл)

- счет-фактура на безвозмездно переданный объект основных средств;

- документы, подтверждающие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств;

- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате расходов.

Безвозмездная передача основных средств другим организациям и физическим лицам признается их реализацией на безвозмездной основе и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации. 

При таком выбытии основных средств у организации возникают расходы в виде остаточной стоимости передаваемых основных средств, а также возможны расходы, связанные с их безвозмездной передачей.

Так как при безвозмездной передаче цена реализации основных средств равна нулю, то у организации будет возникать убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с их безвозмездной передачей.

Для учета выбытия объектов основных средств при их безвозмездной передачей также используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».

В дебет субсчета 01-2 переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

Для учета основных средств предприятие использует счет 01 «Основные средства», счет 02 «Амортизация основных средств» и счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 01 «Основные средства» применяется для обобщения информации о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Структура счета 01 «Основные средства» представлена в таблице 1.

Таблица 1

                        Структура счета 01 «Основные средства»

Дебет

Кредит

По дебету счета 01 «Основные средства» отражается принятие к бухгалтерскому учету основных средств, изменение их первоначальной стоимости при достройке, переоценке, дооборудования и реконструкции.

По кредиту счета 01 «Основные средства» отражается выбытие объектов основных средств: продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др. Для учета выбытия объектов основных средств может открываться субсчет «Выбытие основных средств».


 

Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств. Структура счета 02 «Амортизация основных средств» представлена в таблице 2.

Таблица 2

              Структура счета 02 «Амортизация основных средств»

Дебет

Кредит

По дебету счета 02 «Амортизация основных средств» списывается сумма начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств, по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

По кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» отражается начисленная сумма амортизации основных средств


 

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота. Структура счета 06 «Вложения во внеоборотные активы» представлена в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3

                     Структура счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет

Кредит

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств и других соответствующих активов.

С кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» списывается сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке.


 

В процессе осуществления деятельности предприятие использует типовые проводки по учету наличия и движения основных средств, представленные в таблице 4.

Таблица 4

      Хозяйственные операции по учету наличия и движения основных средств

Дебет

Кредит

Содержание операции

01

08

Приняты к бухгалтерскому учету основные средства по первоначальной стоимости, в т.ч. по договору дарения, безвозмездной передаче и т.д.

01

01

Отражены операции внутрихозяйственного перемещения объектов основных средств

01

83

Отражена сумма дооценки основных средств

01

91

По результатам инвентаризации имущества приняты к бухгалтерскому учету и зачислены в состав основных средств ранее не учтенные объекты

02

01

Списана сумма начисленной амортизации по объектам основных средств на дату их выбытия

84

01

Отражена сумма уценки объектов основных средств в результате их переоценки

91

01

Списана остаточная стоимость основных средств переданных безвозмездно, в т.ч. по договорам дарения

94

01

Списана остаточная стоимость недостающих, испорченных объектов основных средств

99

01

Списаны по остаточной стоимости основные средства разрушенные, испорченные пожарами и другими чрезвычайными обстоятельствами

26

02

Отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств общехозяйственного назначения

25

02

Отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств общепроизводственного назначения

02

91

Выявлена излишне начисленная амортизация по объектам основных средств после утверждения годовой бухгалтерской отчетности

91

08

Списана стоимость объектов незавершенных вложений, переданных безвозмездно

76

08

Отражена сумма претензий, предъявленных подрядчиками

08

60

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполнение ими работ и оказания услуг для капитального строительства


 

 

    1. Инвентаризация и переоценка основных средств

 

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

Цель инвентаризации - подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

    • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
    • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
    • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
    • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек - один раз в пять лет.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18). На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией. Возможен вариант, при котором материалы результатов инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.

На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

На выявленные неучтенные основные средства делается запись на их оприходование в оценке исходя из технического состояния:

Д-т 01               К-т 80                     100000;

Д-т 88               К-т 87-3                  100000.

Если по результатам инвентаризации обнаруживается недостача, в учете такие операции отражаются с использованием счетов 47 и 84, т. е. они рассматриваются как и другие операции, связанные с выбытием основных средств:

Д-т 47              К-т 01                      - первоначальная стоимость;

Д-т 02              К-т 02                      - износ недостающего имущества;

Д-т 84              К-т 47                      - остаточная стоимость до момента установ-ления причин недостачи.

По мере выяснения обстоятельств недостачи, потери такого имущества относятся на виновных лиц по рыночной цене (при установлении вины отдельных лиц):

Д-т 73-3           К-т 84                      - учетная цена объекта;

Д-т 73-3           К-т 83-3                   - разница между рыночной и учетной ценой.

Тогда по Д-ту счета 73-3 имеем рыночную дену объекта.

При отсутствии виновных лиц, подтвержденные в установленном порядке подобные потери означают прямой убыток для организации:

Д-т 80             К-т 84                      - учетная цена недостающего объекта.

Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.

Ее цель - показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.

Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной)стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.

В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:

    • приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;
    • указана в информации, исходящей из органов государственного управления;
    • опубликована в средствах массовой информации;
    • определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.

В соответствии с пунктом 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Иными словами предусмотрено два способа переоценки:

    • с применением индекса-дефлятора;
    • путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков).

Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств.

Информация о работе Учет основных средст