По данным таблицы 3.5 видно,
что фондоотдача основных средств снизилась
на 0,43руб. и составила в отчетном году
2,03 руб., это обусловлено опережающими
темпами роста основных средств по сравнению
с объемом оказанных услуг. Фондоотдача
транспортных средств основных в 2010
году составила 2,19 руб., что на 0,56 руб.
меньше аналогичного показателя в предыдущем
году, что также свидетельствует о некотором
снижении эффективности использовании
активной части основных средств. Также
можно сказать, что основные средства
ООО «Дилижанс» в большей части представлены
транспортными средствами. Фондоемкость
основных средств в 2010 г. составила 0,49,
сто на 0,08 больще, чем в 2009 году. Фондорентабельность
же снизилась на 2,7 % и в 2010 г. составила
7,0 %.
1. По результатам проведенного
анализа можно сделать следующие выводы.
Стоимость основных производственных
фондов ООО «Дилижанс» за анализируемый
период возросла на 5499,50тысяч рублей,
что является положительным моментом
и свидетельствует о расширении производственной
деятельности.
2. Структуру основных фондов
и произошедшие в ней изменения также
можно охарактеризовать положительно.
Поскольку наибольший удельный вес в ней
занимают транспортные средств, что является
типичным для транспортной организации.
3. Все коэффициенты движения
и технического состояния основных средств,
как в целом, так и по отдельным группам,
находятся в норме и характеризуются положительной
динамикой. Значения коэффициентов обновления,
выбытия и прироста указывают на то, что
по всем группам основных средств имеет
место превышение поступления основных
фондов над их выбытием.
3.3 Оценка резервов
повышения эффективности использования
ОС
В заключение анализа эффективности
использования основных фондов ООО «Дилижанс»
рассмотрим резервы увеличения объема
оказываемых услуг и фондоотдачи.
На показатель фондоотдачи
влияет ряд факторов, которые соответствуют
резервам повышения фондоотдачи. Их условно
можно разделить на группы. Значительную
роль оказывают резервы, связанные с увеличением
времени работы транспортных средств
и оборудования. К ним относятся: сокращение
внутрисменных простоев, повышение коэффициента
сменности, сокращение числа переналадок
оборудования. Вторая группа включает
резервы, связанные с изменением структуры
основных производственных фондов: увеличение
доли активной части основных производственных
фондов, ввод в действие нового транспортного
средства или неустановленного оборудования.
Третья группа объединяет резервы, предполагающие
техническое совершенствование основных
производственных фондов, четвертая –
повышение уровня организации производства
и управления и оптимизацию загрузки транспортных
средств и оборудования.
При определении текущих и перспективных
резервов вместо планового уровня факторных
показателей учитывается возможный их
уровень.
Задачей анализа является исследование
динамики показателя фондоотдачи, выявление
и измерение влияния факторов, вызвавших
данное изменение. Показатель фондоотдачи
основных производственных фондов зависит
от:
1. удельного веса их
активной части в общей стоимости,
поскольку именно активная часть
ОПФ непосредственно участвует
в процессе оказания услуг
и влияет на их качество;
2. доли транспортных средств
в активной части основных
производственных фондов;
3. выхода продукции с
рубля стоимости действующих
транспортных средств и оборудования.
Схема формирования и анализа
показателей фондоотдачи представлена
на рис. 3.1
Рис. 3.1 - Схема формирования
и анализа показателей фондоотдачи
В процессе анализа факторов
на первом этапе исследовали влияние на
фондоотдачу изменения удельного веса
активной части основных производственных
фондов в их общей стоимости, удельного
веса действующих транспортных средств
в стоимости активной части ОПФ, а также
фондоотдачи транспортных средств на
основании следующей модели:
где – фондоотдача основных
производственных фондов, руб.; удельный
вес активной части в общей стоимости
основных производственных фондов; - удельный
вес транспортных средств в активной части
основных производственных фондов; –
фондоотдача транспортных средств, руб.
Используя метод абсолютных
разниц, определяется влияние различных
факторов на фондоотдачу:
1. изменение удельного
веса активной части основных
производственных фондов
2. изменения удельного
веса транспортных средств
3. изменения фондоотдачи
транспортных средств
Таблица 3.6 - Анализ фондоотдачи
основных производственных фондов
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Изменение (+/-) |
Объем оказанных услуг, тыс.
руб. |
15166 |
18026 |
2860 |
Среднегодовая стоимость ОПФ,
тыс. руб. |
6154 |
8865,4 |
2711,4 |
Среднегодовая стоимость активной
части ОПФ, тыс. руб. |
5937 |
8648 |
|
Среднегодовая стоимость транспортных
средств, тыс. руб. |
5511,5 |
8212,8 |
2701,3 |
Удельный вес активной части
в общей стоимости ОПФ, % |
96,5 |
97,6 |
1,1 |
Удельный вес транспортных
средств в стоимости активной части ОПФ,
% |
92,8 |
94,9 |
2,1 |
Фондоотдача основных производственных
фондов, руб. |
2,46 |
2,03 |
-0,43 |
Фондоотдача транспортных средств,
руб. |
2,75 |
2,19 |
-0,56 |
Анализ фондоотдачи, выполненный
на основании данных табл. 3.6, показал,
что изменение фондоотдачи ОПФ составило:
1. за счет изменения
удельного веса активной части
ОПФ
2. за счет изменения
удельного веса транспортных
средств в стоимости активной
части основных производственных
фондов
3. за счет изменения
фондоотдачи транспортных средств
Сумма влияния факторов составила
-0,43 руб.
Резервы увеличения объема
оказываемых услуг за счет ввода в действие
нового основного средства определяют
умножением среднедневной выработки на
количество максимально возможных отработанных
дней.
Предположим, что ООО «Дилижанс»
вводит в эксплуатации дополнительный
автобус, рассчитаем величину прибыли,
которую предприятие может получить за
1 год с данного транспортного средства.
Допустим, автобус будет работать 341 день
в году при условии, что 24 дня будет составлять
ремонт, а транспортным средством будут
управлять 2 сменных водителя. Среднедневная
выработка составляет 3200 рублей за день
на городском маршруте.
Если учесть, что ООО «Дилижанс»
получает дотационные средства, то на
один автобус они будут составлять 545000
в год. Но на обслуживание и работу данного
транспортного средства необходимо затратить
1500000 в год (заработная плата водителей
и кондукторов, горюче-смазочные материалы,
запасные части при ремонте и ТО, общехозяйственные
расходы).
Таким образом, получаем, что
чистая прибыль с одного автобуса за год
составит:
Данный результат говорит нам
о необходимости проведения антизатратной
политики в ООО «Дилижанс», она должна
включать в себя:
1. комплекс мероприятий
по более рациональному использованию
материальных ресурсов (внедрение
новой техники и безотходной
технологии, позволяющих более экономно
расходовать сырье, материалы, топливо
и энергию; совершенствование нормативной
базы предприятия; внедрение и использование
более прогрессивных материалов; комплексное
использование сырья и материалов; использование
отходов производства; улучшение качества
оказываемых услуг);
2. мероприятия, связанные
с определением и поддержанием
оптимального размера предприятия, позволяющие
минимизировать затраты в зависимости
от объема производства;
3. мероприятия, связанные
с улучшением использования основных
фондов (освобождение предприятия
от излишних машин и оборудования;
сдача имущества предприятия в аренду;
улучшение качества обслуживания и ремонта
основных средств; обеспечение большей
загрузки машин и оборудования; повышение
уровня квалификации персонала, обслуживающего
машины и оборудование; применение ускоренной
амортизации; внедрение более прогрессивных
машин и оборудования и др.);
4. мероприятия, связанные
с улучшением использования рабочей
силы (определение и поддержание оптимальной
численности персонала; повышение уровня
квалификации; обеспечение опережающего
роста производительности труда по сравнению
со средней заработной платой; применение
прогрессивных систем и форм оплаты труда;
совершенствование нормативной базы;
улучшение условий труда; механизация
и автоматизация всех производственных
процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного
труда и др.);
5. мероприятия, связанные
с совершенствованием организации
производства и труда (углубление
концентрации, специализации, кооперирования,
комбинирования и диверсификации производства;
внедрение бригадной формы организации
производства и труда; внедрение научной
организации труда; совершенствование
организационной структуры управления
фирмой и др.).
Кроме того, комплексная программа
по снижению издержек производства должна
иметь четкий механизм ее реализации.
Планирование и реализация только отдельных
мероприятий по снижению издержек производства
хотя и дают определенный эффект, но не
решают проблемы в целом.
Важным моментом в оценке резервов
повышения эффективности использования
основных средства в ООО «Дилижанс» является
сокращение целодневных простоев транспортных
средств, которое приводит к увеличению
среднего количества отработанных дней
каждой его единицей за год. Этот прирост
необходимо умножить на возможное количество
единиц оборудования и фактическую среднедневную
выработку единицы.
Автомобильный парк ООО «Дилижанс»
состоит из 24 автобусов, количество отработанных
м/дней в 2010 г. составила 5457 дней (в ремонте
189 дней). М/дни за целый год составляют
8760.
Таким образом, рассчитаем величину
простоя всех транспортных средств за
2010 г.
Средняя выручка за один день
составляет 3200 рублей Всего потеря денежных
средств составляет:
Следует отметить, что в условиях
научно-технического прогресса значительное
увеличение фондоотдачи осложнено быстрой
сменой оборудования, нуждающегося в освоении,
а также увеличением капитальных вложений,
направляемых на улучшение условий труда,
охрану природы и т.п.
Одной из наиболее важных задач
развития производства является обеспечение
производства прежде всего за счет повышения
его эффективности и более полного использования
внутрихозяйственных резервов. Для этого
необходимо рациональнее использовать
основные фонды и производственные мощности.
Увеличение объемов оказываемых
услуг достигается за счет:
1) ввода в действие
основных фондов и производственных
мощностей;
2) улучшения использования
действующих основных фондов
и производственных мощностей.
Одной из важнейших задач повышения
эффективности использования капитальных
вложений и основных фондов является своевременный
ввод в эксплуатацию новых основных фондов
и производственных мощностей, быстрое
их освоение.
Улучшение использования действующих
основных фондов и производственных мощностей
промшленных предприятий, в том числе
вновь введенных в эксплуатацию, может
быть достигнуто благодаря:
1) повышению интенсивности
использования производственных мощностей
и основных фондов;