Учет основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств на предприятии. Это позволит обеспечить правильную организацию учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Подробно рассматривается классификация основных средств, учет поступления и выбытия основных средств и их оценка и переоценка. Задачи:
контролировать сохранность и наличие основных средств по местам их использования;
правильно документально оформлять и своевременно отражать в учете поступление основных средств, выбытие и перемещение;
правильно исчислять долю стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
контролировать эффективность использования основных средств;
точно определять результаты от списания, выбытия объектов основных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..3
Понятие и классификация основных средств……………………….…..4
Оценка основных средств…………………………………………….…..9
Учет………………………………………..…………………………….…18
Амортизация основных средств………………………………..………24
Восстановление основных средств…………………………………..…29
Выбытие основных средств……………………………………………..31
Инвентаризация основных средств………………………………….…33
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………..…..……38
Приложение А - Схема бухгалтерских проводок…………………..……39
Приложение Б - Перечень унифицированных форм первичной
учетной документации по учету основных средств…………………...…..40

Файлы: 1 файл

Основные средства.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Первоначальной стоимостью основных средств (Пст), приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов:

Пстзатртр-НДС,

где  Фзатр – фактические затраты организации на приобретение объекта основных средств и приведение его в рабочее состояние в ценах, действующих на момент приобретения;

Ртр – транспортные расходы, расходы на монтаж и т.п.;

НДС – налог на добавленную стоимость  и иные возмещаемые налоги.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются:

  • из сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • невозмещаемых налогов и государственной пошлины, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Не включаются в фактические  затраты на приобретение основных средств  общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих  в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету  в качестве вложений во внеоборотные активы. 

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. 

Изменение первоначальной стоимости  основных средств допускается также  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Принятие основных средств к  бухгалтерскому учету отражается по первоначальной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» в  корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения  информации о затратах организации  в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии  и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном  управлении.

Для устранения искажающего влияния ценностного фактора применяют оценку основных средств по их восстановительной стоимости, т.е. по стоимости их производства или приобретения в условиях и по ценам данного года.

Переоценка объектов основных средств  производится с целью определения их реальной стоимости путем приведения первоначальной стоимости объектов в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При переоценке основных средств, осуществляемой в первый раз, сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счет 01 «Основные средства»,  кредитуют счет 83 «Добавочный капитал»). Сумма уценки объекта основных средств относится на дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 01 «Основные средства». Увеличение суммы амортизации при дооценке основных средств отражают по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 83, а уменьшение суммы амортизации при уценке основных средств – по дебету счета 02 и кредиту счета 84. (Приложение А)

При вторичной и последующих  переоценках сумма дооценки объекта  основных средств, равная сумме его  уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счет 01 и кредиту счета 84.

Сумма уценки объекта основных средств  относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (дебетуют счет 83 «Добавочный капитал» кредитуют счет 01 «Основные средства»).

Превышение суммы уценки объекта  над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)(дебетуют счет 84, кредитуют счет 01).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (кредитуют счет 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)», дебетуют счет 83 «Добавочный капитал»).

Остаточная стоимость объекта  основных средств определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации данного объекта.

Движение основных средств связано  с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003г. (Приложение Б)

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутренне перемещению.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска  заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт о приеме-передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.)

На основании этих документов  бухгалтерия производит соответствующие  записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую  документацию передают в технический  или другой отдел предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в  двух экземплярах.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом  о приемки (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Передачу оборудования монтажным  организациям оформляют актом о  приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной  организации, наименования  и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания  оборудования, составляется акт о  выявленных дефектах оборудования. В  нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов.  Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта  оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией, и стоимость выполненных работ (по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в 2-х экземплярах ( по экземпляру обеим сторонам).

Внутренне перемещение основных средств  из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутренне перемещение основных средств. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют  актом о списании основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о списании автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств  указывают техническое состояние  и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

 

  1. Учет

 

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Карточка состоит из семи разделов. В них указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия, сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в  бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в одном экземпляре. Они  могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих  одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты  планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные  карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные  списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

Информация о работе Учет основных средств на предприятии