Учет основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств на предприятии. Это позволит обеспечить правильную организацию учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Подробно рассматривается классификация основных средств, учет поступления и выбытия основных средств и их оценка и переоценка. Задачи:
контролировать сохранность и наличие основных средств по местам их использования;
правильно документально оформлять и своевременно отражать в учете поступление основных средств, выбытие и перемещение;
правильно исчислять долю стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
контролировать эффективность использования основных средств;
точно определять результаты от списания, выбытия объектов основных средств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……..3
Понятие и классификация основных средств……………………….…..4
Оценка основных средств…………………………………………….…..9
Учет………………………………………..…………………………….…18
Амортизация основных средств………………………………..………24
Восстановление основных средств…………………………………..…29
Выбытие основных средств……………………………………………..31
Инвентаризация основных средств………………………………….…33
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………..…..……38
Приложение А - Схема бухгалтерских проводок…………………..……39
Приложение Б - Перечень унифицированных форм первичной
учетной документации по учету основных средств…………………...…..40

Файлы: 1 файл

Основные средства.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Кратко рассмотрим способы амортизации  основных средств:

  1. линейный способ состоит в равномерном начислении амортизации в тени срока полезного использования;
  2. способ уменьшаемого остатка – начисление амортизации производится, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемый на начало каждого отчетного года и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет объекта основных средств, исходя их срока его полезного использования. Недостаток этого способа он не позволяет начислить полную амортизацию в установленный срок;
  3. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – начисление амортизации производится, исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока службы объекта;
  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции при этом ежегодная сумма амортизации определяется путем умножения процента, исчисленного при постановке на учет данного объекта как отношения его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции и умноженного на показатель фактического выполненного объема.
  5.  
    1. Восстановление основных средств

 

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством  ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на обслуживание, текущий, средний  и капитальный ремонт объектов основных средств, предохраняющий их от преждевременного износа и поддерживающий в эксплуатационном состоянии, относятся на издержки производства и обращения. Учет затрат на капитальный ремонт производится по отдельным объектам или группам основных средств. Работы по текущему, среднему и капитальному ремонту производятся предприятием в определенном порядке и в сроки, установленные планом ремонта и системой планово - предупредительного ремонта, которая разрабатывается самостоятельно с учетом видов основных средств, их технических характеристик, условий эксплуатации и других причин.  
Капитальный ремонт оборудования и транспортных средств осуществляется с полной разборкой агрегата и производством ремонта базовых и корпусных деталей и узлов, заменой или восстановлением всех изношенных деталей и узлов на новые, более современные, сборкой, регулированием и испытанием агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим.  
Затраты на ремонт сданных или полученных в аренду объектов основных средств осуществляются в соответствии с условиями заключенного договора аренды за счет арендодателя или арендатора. Затраты, производимые по условиям договора, отражаются проводкой:  
Дт сч. 91-2 - Кт сч. 60,76 - у арендодателя (когда сдача в аренду не является предметом деятельности организации);  
Дт сч. 20, 23, 25, 26 – Кт сч. 60, 76 - у арендатора.   

Затраты на модернизацию и реконструкцию  объектов основных средств в случае улучшения (повышения) установленных  нормативных показателей функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств увеличивают их первоначальную стоимость. Одновременно пересматривается и срок их полезного использования. Отражение этих затрат в бухгалтерском учете осуществляется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.  
Затраты по модернизации и реконструкции учитываются в течение срока их производства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании данных работ затраты по ним списываются:  
Дт 01 – Кт 08 - на увеличение первоначальной стоимости реконструируемого или модернизируемого объекта, если данные работы улучшают ранее существовавшие технические показатели объекта, т.е. по окончании модернизации или реконструкции объекта ожидается увеличение срока его полезного использования, и/или увеличение его производительности, и/или улучшение качества продукции и т.п.  
Приемка объектов основных средств после их капитального ремонта производится по акту приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3 «Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»).

 

6. Выбытие основных средств

 

Стоимость объекта  основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств  имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях. [9]

Выбытие основных средств независимо от причины оформляется  в общеустановленном порядке  актом на списание основных средств  и актом на списание автотранспортных средств типовой формы.

Бухгалтерский учет продажи объектов основных средств, их выбытия по причине физического  и морального износа, безвозмездной  передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость прочих расходов и прочих доходов, являющихся следствием хозяйственных фактов, связанных с выбытием объектов основных средств). Отражено списание объектов основных средств по физическому, моральному износу, безвозмездно переданных, изъятых, проданных, частично ликвидированных. Одновременно списывается сумма начисленной амортизации выбывших объектов основных средств: Д-т 02 «Амортизация основных средств», К-т 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств». После окончания процедуры выбытия основных средств их остаточная стоимость относится на прочие расходы:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,

К-т 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств».

Пример:

Ликвидируются частично изношенные основные средства - 300 000 руб., их амортизация  составляет 280 000 руб. Выручка от продажи  ликвидированного имущества составила 50 000 руб. 

1. Дебет 01.1 Кредит 01

- списывается первоначальная  или восстановительная стоимость ликвидируемых основных средств - 300.000 руб.;

2. Дебет 02 Кредит 01.1

- списывается сумма  амортизации, начисленной до момента  списания - 280.000 руб.;

3. Дебет 91.2 Кредит 01.1

- списывается недоамортизированная  часть ликвидируемых основных  средств - 20 000 руб.

4. Дебет 51 Кредит 91.1

- оприходование выручки  от продажи ликвидационных остатков  составляла 50.000 руб.

 

 

 

 

7. Инвентаризация основных средств

 

До начала инвентаризации проверяются: наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов или иной технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организациям в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические  или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных  объектов в собственности организации.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, которые в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или по ним указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией, оцениваются  по рыночным ценам, а износ определяют по фактическому техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. [10]

Основные средства вносятся в инвентаризационные описи  по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с  указанием времени ввода в  эксплуатацию и причин, приведших  их к непригодности.

По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

Выявленные при  инвентаризации расхождения фактического количества имущества с данными  бухгалтерского учета регулируются соответствующими нормативными документами.

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Дебет 01 «Основные средства»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»


Выявление недостачи  объекта основных средств, возникшей  по вине материально-ответственного лица:

в сумме амортизации:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»


по остаточной стоимости:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

К-т 01 «Основные средства»


Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Сальдо прочих доходов и расходов»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Д 99 «Прибыли и убытки»

К 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Сальдо прочих доходов и расходов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении длительного периода  использования основные средства поступают  в организацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри организации; выбывают из организации вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования. Одним из показателей эффективного применения основных средств является увеличение времени их работы путем сокращения простоев повышения коэффициента сменности, производительности на базе внедрения новой техники и технологии, фондоотдачи, т.е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных средств.

Организации имеют право владения, пользования и распоряжения основными  средствами: продавать или безвозмездно передавать другим организациям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять  бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели независимо от того, полностью ли они амортизированы или частично.

Поэтому главные задачи бухгалтерского учета основных средств сводятся к сбору информации, обеспечивающей возможность соответствующим службам организации выполнять указанные ниже функции или бухгалтерии самостоятельно осуществлять их:

  • контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
  • контроль за рациональным расходованием ресурсов на реконструкцию и модернизацию основных средств;
  • исчисление доли стоимости основных средств виде амортизационных отчислений для включения в затраты организации;
  • контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств с целью своевременного проведения ремонтов;
  • контроль за сохранностью объектов, переведенных на консервацию.

Эти задачи решают с помощью надлежаще  оформленной документации и обеспечения  правильной организации учета наличия  и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту как по местам их эксплуатации, так и по организации в целом.

 

Список использованной литературы

 

  1. ПБУ 6/01 Учет основных средств. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. 27.11.2006)
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 656 с.
  3. Касьяова Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном: Учебное пособие – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: АБАК, 2010. – 704 с.
  4. Молчанов С.С. Бухгалтерский учет за 14 дней: Учебная литература - М.: Эксмо, 2009. - 480 с. 
  5. Тумасян Р.З. Все о бухгалтерских проводках: Настольная книга бухгалтера - М.: Эксмо, 2009. – 560 с.
  6. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебно-практическое пособие – СПб.: Питер, 2010. — 416 с.
  7. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 ( ред. 24.02.2009)
  8. Федеральный закон от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011)
  9. http://www.buhonline.ru/
  10. http://www.consultant.ru/

Информация о работе Учет основных средств на предприятии