Учет основных средств (на примере ООО «Автоторг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

На данный момент основные средства рассматриваются более подробно ввиду многочисленных изменений и требуют еще большего внимания в связи с тем, что в последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств.
Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных, взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов) производства продукции, ее сбыта (продажи). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………...…..5
1.1. Понятие основные средств, их классификация и задачи учета……………………….....5
1.2. Нормативное регулирование учета основных средств……………………………….....11
1.3. Способы начисления амортизации по объектам основных средств…………………...16
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО "Автоторг"………….................................................19
2.1. Общая характеристика хозяйствующего субъекта и динамика его
развития…………………………………………………………………………………………19
2.2. Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств…………………...…..21
2.3. Бухгалтерский учет начисленной амортизации……………………………………...….30
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО "АВТОТОРГ" ……………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………...…43

Файлы: 1 файл

Учет основных средств.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

          Несмотря на рост выручки от продаж, за счет увеличения товарооборота как к 2007 г., так и к 2008 г. соответственно на 3786 тыс. руб. и 843 тыс. руб., одновременно возросла и себестоимость продукции за счет повышения цены на материалы, в результате чего резко снизилась прибыль от продаж, к 2007 году она снижена на 2296 тыс. руб., к 2008 г. – 2825 тыс. руб.

Все это привело к снижению рентабельности от продаж до 10 %.

Динамика основных показателей  ООО «Автоторг» за 2007-2009 гг. показана на рисунке 1.

 

        тыс. руб.

Рисунок 1. Динамика основных показателей ООО «Автоторг» за 2007- 2009 гг., тыс. руб.

Рост среднегодовой численности  как работающих, так и рабочих  привел к снижению производительности труда, так по работающим темп роста производительности труда к 2007 году составил 95,9 %, к 2008 г. – 98,1 %, по рабочим соответственно – 97,2 % и 98,9 %.

Наблюдается снижение фондоотдачи  основных производственных фондов с 5,530 руб. в 2007 году до 5,434 – в отчетном и, как следствие, произошел рост фондоемкости.

             2.2. Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств

             В ООО «Автоторг» для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения основных средств, и достижения основных целей их бухгалтерского учета разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком, согласно Унифицированным формам первичной учетной документации, по учету основных средств утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Распоряжением по организации определен  круг лиц, на которых возлагается  ответственность за сохранность  и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное  оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

Для  оформления документации на поступающие  основные средства  распоряжением  руководителя организации создана комиссия в составе соответствующих должностных лиц, в том числе главного бухгалтера, и лиц, на которых npeдусматривается возложение ответственности за приемку и сохранность поступающих объектов основных средств.

Для учета движения основных средств в ООО «Автоторг»  применяются следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств.

В зависимости от назначения, состава  и количества объектов основных средств, для оформления и учета операций по приему, приему-передаче объектов основных средств между организациями используются:

- акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (применяется для отдельного объекта основных средств, не относящегося к зданию и сооружению);

- акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме № ОС-1а (применяется только для зданий и сооружений);

- акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-16 (применяется для групп объектов основных средств, не относящихся к зданиям и сооружениям).

Акты в количестве не менее двух экземпляров составляются комиссией с заполнением всех необходимых реквизитов имеют все  необходимые подписи.

К актам прилагается  техническая документация, относящаяся  к данным объектам основных средств. Указанные акты применяются для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также выбытия из состава основных средств, при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

При поступлении объектов основных средств данные формы оформляются:

- для объектов, не требующих  монтажа, - в момент приобретения;

- для объектов, требующих  монтажа, - после приема их из  монтажа и сдачи в эксплуатацию;

- поступивших по договорам  купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды, путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, - строенных и пристроенных помещений) в установленном порядке.

Приобретение объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в формах № ОС-1 и № ОС-1 а предусмотрен раздел 1, в котором указываются сведения о состоянии объекта на дату передачи. Данный раздел заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер.

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации - сдатчика основных средств. После оформления акты с приложенной технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка (книга).

Данные приема и выбытия объекта  из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.

Учет основных средств ведется  бухгалтерией пообъектно. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Для организации бухгалтерского учета  и обеспечения сохранности основных средств каждому инвентарному объекту  основных средств, присваивается при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту  основных средств, сохраняется за ним  на весь период его нахождения в  данной организации.

Для учета наличия объектов основных средств, а также учета движения их внутри организации бухгалтерией открывается:

- на каждый объект - инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме Na ОС-6,

- на группу объектов - инвентарная карточка группового учета объектов основных средств по форме Na ОС-ба;

- для объектов основных средств малых предприятий - инвентарная книга учета объектов основных средств по форме Na ОС-6б.

Инвентарные карточки составляются в  одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта и находятся  в бухгалтерии. Записи в инвентарных карточках (инвентарной книге) производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-16) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).

В инвентарных карточках (инвентарной  книге) приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления: амортизации, отметка о не начислении амортизации (если оно имеет место), индивидуальные особенности объекта.

Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая  проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание, отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в  характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными  синтетического учета основных средств.

Перемещение основных средств внутри организации оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним  организациям оформляется актом (по форме № ОС-1, № ОС-1 а или № ОС-16), на основании которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке книге) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а или № ОС-6б).

При списании объектов основных средств  из-за их непригодности к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления требуется оформление других первичных учетных документов.

Для оформления документации на списание указанных выше объектов в организации  приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Принятое комиссией решение  о списании объекта основных средств  оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Данные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами  комиссии и утверждаются руководителем  или уполномоченным им лицом.

Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС- 6а, № ОС-66).

Соответствующие записи о выбытии  объекта основных средств отражаются в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться  в течение срока, определяемого  руководителем организации.

На основании актов бухгалтерская  служба организации производит соответствующую  запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к этим актам.

Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению  объекта (инвентарной книге).

Динамика наличия и движения основных средств показана в таблице 2.2 и на рисунке 2.

Основные средства в ООО «Автоторг» поступают одним из следующих способов:

- приобретаются за плату или  в обмен на другое имущество;

- сооружением и изготовлением;

- внесением учредителем в счет  вкладов в уставной капитал;

- безвозмездным получением;

- в других случаях.

Таблица 2.2 - Наличие, состав и структура основных фондов в ООО «Автоторг» за 2008-2009 гг., в тыс. руб.

Группа основных фондов

Сальдо на 01.01.

2008 г. 

Посту-пило

Выбыло

Сальдо на 01.01.

2009 г.

Поступи-ло

Выбыло

Сальдо на 01.01.2010 г.

1. Здания

3648

-

-

3648

109

100

3657

2. Сооружения и передаточные  устройства

-

-

-

-

-

-

-

3. Машины и оборудование

36663

216

629

36250

491

1830

34911

4. Транспортные средства

9810

215

162

9863

100

 

9963

5. Производственный и хозяйственный инвентарь

25

6

7

24

-

-

24

Итого ОС

50146

437

798

49785

700

1930

48555


            В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС.

Рисунок 2 Динамика структуры основных фондов в ООО «Автоторг» за 2008-2009 гг., в тыс. руб.

ООО «Автоторг» в январе 2009 г. приобрело за плату объект основных средств (генератор ДГЗ - 080) стоимостью 59 000 руб., включая НДС в сумме 9000 руб. Объект основных средств, предназначен для использования в производстве, облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Все первичные документы и счет-фактура  оформлены правильно, и в них  выделена отдельной строкой сумма НДС (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств в ООО «Автоторг» в 2009 г.

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Отражена стоимость  приобретенного объекта ОС (генератор ДГЗ - 080) согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)

08-4

60

50000

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком

19-1

60

9000

Произведена оплата за объект ОС (включая НДС)

60

51

59000

Объект ОС принят к  учету по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат)

01

08-4

50000

Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому на учет объекту ОС

68-2

19-1

9000


            В феврале 2009 г. ООО «Автоторг» приобрела основные средства (токарный станок). В счете фактуре не выделена  сумма НДС отдельной строкой.

В данном случае стоимость приобретенного объекта основных средств, включая  предполагаемую сумму НДС, учитывается  в целом на счете учета основных средств (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Корреспонденция счетов по операциям учета приобретения основных средств в ООО «Автоторг» в 2009 г.

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

Отражена стоимость  приобретенного объекта ОС (токарный станок) (включая предполагаемый НДС)

08-4

60

72000

Произведена оплата за объект ОС

60

51

72000

Объект ОС принят к  учету по первоначальной стоимости

01

08-4

72000

Информация о работе Учет основных средств (на примере ООО «Автоторг»)