Учет основных средств (на примере ООО «Автоторг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

На данный момент основные средства рассматриваются более подробно ввиду многочисленных изменений и требуют еще большего внимания в связи с тем, что в последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств.
Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных, взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов) производства продукции, ее сбыта (продажи). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………...…..5
1.1. Понятие основные средств, их классификация и задачи учета……………………….....5
1.2. Нормативное регулирование учета основных средств……………………………….....11
1.3. Способы начисления амортизации по объектам основных средств…………………...16
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО "Автоторг"………….................................................19
2.1. Общая характеристика хозяйствующего субъекта и динамика его
развития…………………………………………………………………………………………19
2.2. Бухгалтерский учет поступления и выбытия основных средств…………………...…..21
2.3. Бухгалтерский учет начисленной амортизации……………………………………...….30
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО "АВТОТОРГ" ……………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………...…43

Файлы: 1 файл

Учет основных средств.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость  объекта основных средств, который  не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

ООО «Автоторг» в апреле 2009 г. списывает объект основных средств подъемник, вследствие износа. Первоначальная стоимость 1800 000 руб. Оприходован лом 200 руб. (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Корреспонденция счетов по операциям учета выбытия основных средств за 2009 г.

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма,

тыс. руб.

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость объекта при ликвидации подъемника

01-2

01-1

1800000

Списана сумма амортизации  начислена по объекту

02

01-2

1800000

Приняты к учету материалы, вследствие списания ОС

10

99

200


 

По безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие  записи:

Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Кт сч. 98 «Доходы будущих периодов» - на первоначальную стоимость;

Дт сч. 01 «Основные средства» - Кт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на первоначальную стоимость;

Дт сч. учета затрат (25, 26 и др.) - Кт сч. 02 «Амортизация основных средств» - ежемесячно на сумму амортизации;

Дт сч. 98 «Доходы будущих периодов» - Кт сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - ежемесячно на сумму амортизации.

ООО «Автоторг» в августе 2009 г. дарит сотруднику компьютер балансовой стоимостью 30 000 руб. Сумма начисленной амортизации к моменту списания компьютера по данным бухгалтерского учета - 15 000 руб.

Рыночная цена компьютера на дату передачи - 14 000 руб. В рассматриваемой  ситуации при безвозмездной передаче компьютера организация обязана  начислить к уплате НДС по ставке 18%. Сумма НДС составит 2520 руб. (14 000 руб. x 18%).

В бухгалтерском учете ООО «Автоторг» сделаны следующие проводки (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Корреспонденция счетов по операциям учета выбытия, в результате безвозмездной передачи основных средств за 2009 г.

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость компьютера

01-2

01

30 000

Списана сумма начисленной  амортизации

02

01-2

15 000

Списана остаточная стоимость  переданного безвозмездно компьютера

91

01-2

15 000

Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет, в связи с безвозмездной  передачей компьютера

91

68

2520


 

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость  списывают с кредита счета 01 «Основные  средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств, списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

В бухгалтерском учете стоимость  основных средств, полученных организацией безвозмездно, включается в состав прочих доходов (п. 8 ПБУ 9/99), но не сразу в момент получения основных средств, а постепенно по мере начисления амортизации.

Первоначально же стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается в учете на счете 98 "Доходы будущих периодов".

Основной задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение  финансовых результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия  основных средств.

Выбытие объекта  основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Первичными документами, подтверждающими  списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-46).

Акты на списание объектов основных средств оформляются соответствующей  комиссией и утверждаются руководителем организации (порядок создания и функции комиссии подробно изложены в п. 3 настоящей главы).

На основании оформленных актов  на списание основных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.

Материальные ценности, поступающие в результате списания объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) принимаются к бухгалтерскому учету на основании актов о списании объектов основных средств (формы № ОС-4, № ОС-4а и № ОС-46).

Принятие к учету материальных ценностей, оставшихся от списания зданий и сооружений, оформляется актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

Операции по любому выбытию основных средств, как и операции, отражающие поступление основных средств в организацию, должны отражаться на счете 01 «Основные средства».

 Для учета выбытия (списания) основных средств в ООО «Автоторг» предусматривается использование субсчета «Выбытие основных средств». Поступающие в организацию объекты основных средств учитываются на субсчете 01-1 «Основные средства организации», а их выбытие учитывается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств».

При выбытии объекта основных средств  в дебет субсчета 01-2 списывается  первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с субсчетом 01-1, а в кредит субсчета 01-2 списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации (счет 02 «Амортизация основных средств»).

По окончании  процедуры выбытия основного  средства его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве прочих расходов.

ООО «Автоторг» приняла решение о ликвидации объекта основных средств из-за физического износа до истечения срока его полезного использования. Первоначальная стоимость объекта основных средств составляла 100 000 руб.  На момент списания объекта амортизация была начислена не полностью, а лишь на сумму 90 000 руб.

Недоамортизированная остаточная стоимость объекта основных средств  на момент его списания составляет 10 000 руб. (100 000 руб. - 90 000 руб.).

При выбытии объекта были приняты на учет оставшиеся после списания материалы и запасные части по рыночной стоимости на дату списания, составляющей 9000 руб.

Списание основных средств с  баланса организации может также  осуществляться при их выбытии в  связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций) (таблица 8).

В дебет субсчета 01-2 переносится  первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта.

По окончании процедуры выбытия  основных средств его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств» списывается  на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

Таблица 2.7 - Корреспонденция счетов по учету ликвидации объекта основных средств, в результате физического износа в ООО «Автоторг»

 

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость объекта ОС при его ликвидации

01-2

01-1

100 000

Списана сумма амортизации, начисленная по объекту ОС на дату списания

02

01-2

90 000

Списана недоамортизированная остаточная стоимость ликвидируемого объекта ОС

91-2

01-2

10 000

Приняты к учету материалы  и запасные части, оставшиеся после списания объекта ОС (по рыночной цене на дату списания объекта ОС)

10

91-1

9000

Определен финансовый результат (убыток) от ликвидации объекта ОС (в  составе конечного финансового результата)

99

91-9

1000


 

На этом счете выявляется финансовый результат от продажи объекта основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

             2.3. Бухгалтерский учет начисленной амортизации

             В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные физические и технические качества, а также морально устаревают.

Для отражения физического износа и получения необходимых денежных ресурсов для воспроизводства (простой замены) основных средств организации начисляют амортизацию.

Начисленные суммы амортизационных  отчислений по объектам  основных средств  относятся как на себестоимость  производства продукции (работ, услуг) или издержки обращения, так и на другие счета, включая счет учета прибылей и убытков.

Амортизация основных средств начисляется  в течение сроков их полезного  использования, который определяется, как правило, временем, в течение  которого данный вид основных средств  способен приносить доход.

Рассмотрим порядок отражения  на счетах бухгалтерского учета ООО  «Автоторг» операций, связанных с начислением амортизационных отчислений по счету 02 «Амортизация основных средств» (таблица 2.8).

ООО «Автоторг» в марте 2009 г. с согласия арендодателя - юридического лица ООО «Альфа» в арендованном нежилом здании установила систему вентиляции и регулировки микроклимата.

Таблица 2.8 - Корреспонденция счетов по начислению амортизации основных средств в ООО «Автоторг»

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Начислена амортизация  по основным средствам

     

- основного производства

20

02

181552

- общехозяйственного  назначения

26

02

45387


             Работы выполнены силами подрядчика, стоимость работ составила 128 148 руб. (в том числе НДС 19 548 руб.).

Произведенные улучшения являются неотделимыми, при этом согласно договору аренды расходы на улучшение арендованного  имущества арендодателем не возмещаются.

Здание используется под склад  для хранения сырья, используемого в производстве продукции. Оставшийся срок действия договора аренды равен 10 годам.

В бухгалтерском учете срок полезного  использования объекта основных средств в виде капитальных вложений установлен равным оставшемуся сроку  действия договора аренды, амортизация начисляется линейным способом.

Для целей бухгалтерского учета  расходы на установку системы  вентиляции и регулировки микроклимата (техническое перевооружение) признаются долгосрочными инвестициями (п. 1.2 Положения  по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160).

Учет долгосрочных инвестиций в  соответствии с п. 2.3 названного Положения  и Инструкцией по применению Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, не подлежащие возмещению арендодателем, учитываются в составе основных средств арендатора (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). 10

Первоначальная стоимость данного  объекта основных средств в рассматриваемой  ситуации определяется исходя из договорной стоимости работ подрядчика без учета НДС и равна 108 600 руб. (128 148 руб. - 19 548 руб.) (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01). В соответствии с п. п. 10, 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, принятые в состав основных средств капитальные вложения в арендованное имущество организация учитывает как отдельный инвентарный объект, на который открывается отдельная инвентарная карточка.

При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету организация устанавливает срок полезного использования.

В соответствии с п. п. 4, 20 ПБУ 6/01, в  данном случае срок полезного использования  установлен равным оставшемуся сроку  действия договора аренды.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Начисление амортизации линейным способом (абз. 2 п. 18 ПБУ 6/01) производится в соответствии с нормами абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01; ежемесячная сумма амортизации в рассматриваемой ситуации равна 905 руб. (108 600 руб. / 10 х 1/12).

Суммы начисленной амортизации  являются для организации расходами  по обычным видам деятельности и  отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" (п. п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов). Данные расходы формируют себестоимость проданной продукции (п. 9 ПБУ 10/99) (таблица 2.9).

Таблица 2.9 - Корреспонденция счетов по учету амортизации арендованных основных средств в ООО «Автоторг»

Содержание  операций

Дебет

Кредит

Сумма, 
руб.

Первичный     
документ

Бухгалтерские записи, связанные с техническим  перевооружением  
арендованного здания

Затраты на установку      
системы вентиляции и      
регулировки микроклимата  
учтены в составе вложений 
во внеоборотные активы    
(128 148 - 19 548)      

 
 
 
 
 
08

 
 
 
 
 
60

 
 
 
 
 
108 600

 
 
Акт приемки-   
сдачи      
выполненных   
работ

Отражена сумма  НДС,       
предъявленная подрядчиком

 
19

 
60

 
19 548

 
Счет-фактура

Предъявленная сумма НДС   
принята к вычету        

 
68-2

 
19

 
19 548

 
Счет-фактура

Произведена оплата        
подрядчику     

 
60

 
51

 
128 148

Выписка банка  по 
расчетному счету

 
 
 
 
Капитальные вложения в    
арендованное имущество    
учтены в составе объектов 
основных средств        

 
 
 
 
 
 
 
01

 
 
 
 
 
 
 
08

 
 
 
 
 
 
 
108 600

Акт о приеме-  
передаче объекта 
основных     
средств,    
Инвентарная   
карточка учета  
объекта     
основных средств

Ежемесячные бухгалтерские  записи в течение оставшегося  срока   
действия договора аренды

 
Начислена амортизация   

 
20

 
02

 
905

Бухгалтерская  
справка-расчет

Отражено постоянное       
налоговое обязательство   
((905 - 600) х 20%)

 
 
99

 
 
68-2

 
 
61,0

 
Бухгалтерская  
справка-расчет

Информация о работе Учет основных средств (на примере ООО «Автоторг»)