Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель работы состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию учета основных средств.
Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:
изучить научную литературу по теме работы;
определить круг источников, необходимых для данного исследования и проанализировать их;
на основе изучения источников охарактеризовать объект и предмет исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Понятие, признаки основных средств……………………………………..4
1.2 Классификация основных средств………………………………………...8
1.3 Оценка основных средств…………………………………………………10
2 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Учет операций по поступлению основных средств……………………...18
2.2 Учет операций по использованию основных средств……………………22
2.3 Учет выбытия основных средств………………………………………….25
2.4 Учет переоценки объектов основных средств……………………………28
3 ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….42
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты на восстановление
объекта основных средств
Текущая восстановительная стоимость - сумма в денежных средствах (или ее эквивалент), которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены на аналогичные новые объекты.
2 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Учет операций
по поступлению основных
Поступление основных средств может осуществляться по различным основаниям (приобретение за плату, безвозмездно, в качестве вклада в уставный капитал и т.д.). Операции по поступлению сопровождаются следующими документами:
- договор;
- накладная;
- счет-фактура;
- акт приемки-передачи.
В акте регистрируется наименование объекта, его технические характеристики и прочие данные.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. №7.
Для приемки основных средств (не требующих монтажа), а также для включения объектов в состав основных средств и ввода в эксплуатацию предназначены три унифицированные формы:
-акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
-акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);
-акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).
Указанными документами оформляется любая операция поступления основных средств в организацию по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и т.д.
Для всех основных средств, кроме зданий, используются:
-форма № ОС-1 – при приемке одного основного средства;
-форма № ОС-1б – при приемке группы объектов.
При постановке на учет зданий и сооружений применяется форма № ОС-1а.
Эти документы утверждаются руководителями организации – получателя и организации – сдатчика по крайней мере в двух экземплярах, к акту прилагается также техническая документация по данному объекту.
Если основные средства не требуют монтажа, то эти документы оформляются в момент приобретения, а если необходимы монтажные работы, то эти формы заполняются после приема основных средств из монтажа и сдачи его в эксплуатацию.
На основании оформленных актов данные о включении объекта в состав основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) по формам №ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Для учета наличия объектов основных средств, а также их внутреннего перемещения предназначены три унифицированные формы:
-инвентарная карточка учета объект основных средств (форма № ОС-06) – ведется в бухгалтерии по каждому объекту основных средств;
-инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма №ОС-6а) – открывается на группу объектов основных средств;
-инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б)-ведется малыми предприятиями.
Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В инвентарных карточках должны быть приведены основные данные по объекту основных средств, указаны документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта. По объекту основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, в инвентарной карточке указывается также его контрактная стоимость в иностранной валюте.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии организации.
Организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Поступившие основные средства в независимости от способа принятия к учету отражаются на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Для формирования первоначальной стоимости основного средства Планом счетов предусмотрен счет 08.
Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств. В первоначальную стоимость государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество не включается. Она учитывается в составе прочих расходов. Таможенная пошлина, уплаченная при ввозе объекта основных средств на территорию РФ, включается в его первоначальную стоимость.
При приобретении объекта в бухгалтерском учете организации возможны следующие проводки (таблица 1):
Таблица 1 - Приобретение объекта основных средств
Дебет |
Кредит |
Значение операции |
Приобретение объекта основных средств за плату | ||
08 |
60 |
фактические затраты |
19 |
60 |
НДС |
01 |
08 |
принятие к учету объекта по первоначальной стоимости |
Приобретение объекта основных средств за иностранную валюту | ||
08 |
60 |
фактические затраты |
19 |
60 |
НДС |
08 |
76 |
таможенная пошлина |
01 |
08 |
принятие к учету объекта по первоначальной стоимости |
60 |
91 |
возникшая положительная курсовая разница отражена в составе прочих доходов |
91 |
60 |
возникшая отрицательная курсовая разница отражена в составе прочих расходов |
Приобретение объекта основных средств, требующего монтажа, за плату | ||
07 |
60 |
фактические затраты |
19 |
60 |
НДС |
08 |
07 |
передача оборудования в монтаж |
08 |
70 |
начисление заработной платы работникам в случае, если монтаж производится своими силами |
08 |
68 |
начислены расчеты по налогам и сборам в случае, если монтаж производится своими силами |
08 |
60 |
монтаж производится сторонней организацией на основании договора |
19 |
60 |
НДС |
01 |
08 |
списание первоначальной стоимости объекта основных средств |
Строительство объектов основных средств подрядным способом | ||
08 |
60 |
фактические затраты по акту выполненных строительных работ |
19 |
60 |
НДС |
Строительство объектов основных средств хозяйственным способом | ||
08 |
10 |
израсходованные материалы |
08 |
70 |
начисление заработной платы работникам |
08 |
69 |
начисление расходов по социальному страхованию и обеспечению |
08 |
02 |
расходы на строительное оборудование |
01 |
08 |
списание первоначальной стоимости объекта основных средств |
Получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал | ||
08 |
75 |
согласованная стоимость |
01 |
08 |
списание первоначальной стоимости объекта основных средств |
Безвозмездное получение основных средств | ||
08 |
91 |
рыночная стоимость |
01 |
08 |
списание первоначальной стоимости объекта основных средств |
Оприходование основных средств, выявленных при инвентаризации | ||
01 |
08 |
ввод в эксплуатацию основного средства |
01 |
91/1 |
в прочие доходы включена текущая рыночная стоимость неучтенного объекта ОС, выявленного при проведении инвентаризации |
2.2 Учет операций
по использованию основных
В процессе эксплуатации основных средств осуществляются следующие операции:
-начисление амортизации;
-содержание объекта;
-восстановление объекта путем ремонта, модернизации, реконструкции.
Посредством амортизации осуществляется погашение стоимости основного средства. Амортизация начисляется по амортизационным объектам, в состав которых не входят:
-основные средства некоммерческих организаций;
-основные средства, потребительские свойства которых не изменяются (например, земельные участки, музейные коллекции и т.д.);
-объекты, которые законсервированы, согласно Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Выбор способа начисления амортизации осуществляется в отношении каждого объекта отдельно в момент принятия к учету.
Для расчета амортизации независимо от способа в момент принятия к учету должен быть определен срок полезного использования, исходя из:
-ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
-ожидаемого износа, зависящего от режима эксплуатации;
-нормативно-правовых ограничений и других ограничений использования этого объекта.
Организация имеет право увеличить срок полезного использования в случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате проведенной реконструкции или модернизации.
Начало начисления амортизации – с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Прекращение начисления амортизации – с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учета.
Начисление амортизации приостанавливается в случаях:
-перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев;
-ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью свыше 12 месяцев.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств.
Для учета амортизации Планом счетов предусмотрен счет 02. Амортизация отражается по К02 и относится на увеличение затрат организации. В зависимости от использования объектов основных средств, их целевого назначения амортизация отражается (таблица 2):
Таблица 2 –Учет амортизации основных средств
Дебет |
Кредит |
Значение операции |
25 |
02 |
амортизация объектов общепроизводственного назначения (оборудования, зданий, цехов, сооружений) |
26 |
02 |
амортизация объектов общехозяйственного назначения (офис, оборудование для управленческих целей) |
44 |
02 |
расходы на продажу |
20 |
02 |
амортизация на конкретный вид продукции |
Расходы по содержанию основных средств необходимы для поддержания основных средств в рабочем состоянии, для обеспечения техники безопасности и условий труда. Содержание имущества осуществляется путем поддержания имущества в исправном состоянии и обеспечения его сохранности (в том числе защиты от посягательств третьих лиц). Данные расходы включают стоимость израсходованных материалов, начисление заработной платы с отчислениями, услуги сторонних организаций по охране, коммунальному обслуживанию, услугам связи, страхованию (таблица 3):
Таблица 3 - Учет расходов по содержанию основных средств
Дебет |
Кредит |
Значение операции |
25,26,44 |
10 |
расходование материалов |
25,26,44 |
70 |
начисление заработной платы работникам |
25,26,44 |
69 |
начисление расходов по социальному страхованию и обеспечению |
25,26,44 |
60 |
расчеты с поставщиками и подрядчиками |
25,26,44 |
76 |
расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
Ремонт основных средств производится в соответствии с графиком ремонтных работ. Ремонт подразделяется на текущий и капитальный (различаются по частоте, периодичности, объему работ). Расходы, связанные с проведением ремонта являются текущими расходами соответствующего периода и отражаются на счетах производственных затрат (Д 25, 26, 44).
Если ремонт осуществляется хозяйственным способом, то бухгалтерские записи имеют вид (таблица 4):