Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию учета основных средств.
Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:
изучить научную литературу по теме работы;
определить круг источников, необходимых для данного исследования и проанализировать их;
на основе изучения источников охарактеризовать объект и предмет исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Понятие, признаки основных средств……………………………………..4
1.2 Классификация основных средств………………………………………...8
1.3 Оценка основных средств…………………………………………………10
2 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Учет операций по поступлению основных средств……………………...18
2.2 Учет операций по использованию основных средств……………………22
2.3 Учет выбытия основных средств………………………………………….25
2.4 Учет переоценки объектов основных средств……………………………28
3 ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….42

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В случае выбытия объекта  сумма дооценки с добавочного  капитала переносится в нераспределенную прибыль организации: Д 83/К 84.

Для выполнения этого  требования в бухгалтерии должны быть в наличии документы, подтверждающие суммы дооценки по списываемому объекту основных средств – информация о произведенных переоценках должна быть отражена в карточках учета основных средств (в формах №ОС-6, ОС-6а, ОС-6б предусмотрены отдельные графы для отражения сведений о произведенных переоценках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО     СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Учет основных средств  – один из наиболее сложных участков учета. В бухгалтерском учете основных средств существует множество проблем.

Во-первых, существует много различий между бухгалтерским и налоговым законодательством. По многим вопросам правила налогового учета основных средств совпадают с правилами, установленными бухгалтерским законодательством. Однако есть и принципиальные отличия, которые приводят к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета. Ошибки в бухгалтерском учете влекут за собой проблемы с налогом на имущество. Расхождение данных бухгалтерского и налогового учета – это постоянные временные разницы, подлежащие учету в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Причем разницы, возникающие в связи с учетом основных средств, как правило, носят долгосрочный характер (возникают и уменьшаются в течение всего срока амортизации объектов).

Во-вторых, в теории и практике бухгалтерского учета основных средств имеется множество нерешенных проблем, основной причиной возникновения которых является несовершенство нормативно-правовой базы, проявляющееся в несоответствии положений различных нормативных документов друг другу, в неоднозначности формулировок, в отсутствии инструкций и рекомендаций по решению наиболее сложных и спорных вопросов, в чрезвычайно быстром изменении состава и содержания нормативно-правовых актов.

Многие вопросы, связанные с учетом основных средств, до конца не урегулированы, являются источником многочисленных споров:

-порядок учета «малоценных основных средств» (материально-производственных запасов) и непроизводственных объектов (холодильники, пылесосы, чайники);

-порядок учета объектов вычислительной техники как «инвентарного объекта» (при приобретении компьютера по частям организация должна учитывать каждый элемент в отдельности - монитор, системный блок, клавиатуру, мышь или сформировать единый инвентарный объект, состоящий из всех этих частей);

-учет программного обеспечения при покупке компьютеров;

-основание принятия к учету и выбытия основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации (акт приемки-передачи здания, расписка о  подаче документов на регистрацию указанных прав, полученное свидетельство о государственной регистрации права);

-включение пошлин за государственную регистрацию прав на недвижимость, за государственную регистрацию автомобиля в ГИБДД, таможенных пошлин в первоначальную стоимость приобретенных основных средств;

-учет расходов организации при строительстве основных средств (расходы по рекультивации земель, расходы по арендной плате за земельный участок, расходы на проведение пуско-наладочных работ на объектах капитального строительства);

-определение срока полезного использования при приобретении объектов, бывших в употреблении, в том числе полученных в виде вклада в уставный капитал или в порядке правопреемства при реорганизации;

- учет операций по ремонту, реконструкции, модернизации основных средств;

-учет расходов на приобретение прав на землю.

Обилие нормативных  документов не гарантирует от возникновения  многих проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры при ведении бухгалтерского финансового и налогового учета. В качестве примера приведем неоднозначную  трактовку условий, при совокупном единовременном соблюдении которых актив принимается к учету в качестве основного средства, сложности с определением момента признания объекта в качестве основного средства или прекращением этого признания, определение границ инвентарного объекта и др. Остановимся поподробнее на некоторых самых, на наш взгляд, проблемных точках.

Определение основных средств. Формулировка условий п. 4 ПБУ 6/01 содержит некоторые неточности. В частности, условие о дальнейшей перепродаже объекта нередко не соблюдается, что, впрочем, не препятствует признанию объекта в качестве основного средства: имущество, принятое организацией к учету в качестве основного средства, может быть реализовано по прошествии определенного периода времени, при этом организация может изначально планировать перепродажу объекта, если она не собирается использовать объект в течение всего срока его экономической службы. По нашему мнению, необходимо внести в названный стандарт уточнение о том, что «организация не предполагает последующую перепродажу объекта без его использования при производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации». То есть необходимо, чтобы организация в течение какого-либо периода времени получала экономические выгоды от использования объекта, признаваемого в качестве основного средства, прежде чем организовать его перепродажу.

С одной стороны, п. 4 ПБУ 6/01 содержит общие критерии отнесения активов к основным средствам. С другой стороны, п. 5 ПБУ 6/01 установлено, что «к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты». Подобная двусмысленность способна ввести в заблуждение начинающих специалистов: какому же пункту следовать.

Экономические выгоды от использования объекта основных средств. При определении соответствия объекта основных средств такому условию признания, как «объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем», возникает немало сложностей. Компания должна оценить вероятность получения будущих экономических выгод на основе фактов, имеющихся на момент первоначального признания. Наличие достаточной вероятности получения этих экономических выгод требует определенности относительно того, что компания получит связанные с активом блага и возьмет на себя соответствующие риски. Такая определенность возникает только тогда, когда блага и риски перешли к компании.

Как быть в таком случае с объектами основных средств, использование  которых может не приносить экономические  выгоды, но которые необходимы для  получения выгод от использования  других объектов? Или как быть с  объектами основных средств, которые предназначены для обеспечения естественных потребностей работников в еде, отдыхе и т.п.? Именно здесь и возникают споры с налоговыми органами.

Комплекс конструктивно  сочлененных предметов и предел стоимости основных средств. Начнем с того, что в п. 5 ПБУ 6/01 указано, что «активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением». А что такое единица? Ответ на этот вопрос, казалось бы, дает п. 6 ПБУ 6/01, но не вносится полной ясности, налоговым органам, арбитражным судам, практикующим бухгалтерам сложно разобраться в их применении. Больше всего проблем здесь доставляет, конечно же, вычислительная техника.

 Прекращение признания объекта в качестве основного средства. Например, некая организация полностью остановила производство и выставила на продажу свои основные средства. Нужно ли по таким основным средствам рассчитывать и перечислять в бюджет налог на имущество?

Не прописан в законодательстве и порядок отражения в бухгалтерском  учете результата частичной ликвидации объекта основных средств, хотя такой вариант изменения первоначальной стоимости и предусмотрен ПБУ 6/01.

Формирование и изменение  первоначальной стоимости объекта  основных средств. Много споров возникает и по поводу определения момента ввода объекта в эксплуатацию, исходя из которого устанавливается дата прекращения формирования первоначальной стоимости объекта.

Спорным является порядок  включения в стоимость объекта  основных средств отдельных видов  осуществленных организацией расходов, которые косвенным образом связаны  с приобретением основного средства.

Множество споров возникает  в связи с проведением работ, относящихся к категории «ремонт-модернизация». В законодательстве не раскрывается понятие «ремонт». И если с мелким ремонтом сложностей не возникает, то отличить капитальный ремонт от, например, реконструкции гораздо сложнее. Приходиться обращаться за разъяснениями в уполномоченный орган (Письма Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794). Аналогичные рекомендации дает Минэкономразвития России (Письмо от 23.05.2008 № Д05-1994). Некоторые признаки реконструкции (модернизации, достройки) приводятся в материалах арбитражной практики. В Постановлении ФАС ВВО от 16.07.2008 по делу № А29-3767/2006а, к примеру, говорится, что для признания выполненных работ реконструкцией необходимо одновременное наличие следующих признаков:

имеет место переустройство существующих объектов основных средств;

переустройство связано  с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических  показателей;

переустройство объектов основных средств осуществляется по проекту реконструкции;

целью реконструкции  является увеличение производственных мощностей, улучшение качества и  изменение номенклатуры продукции.

В Постановлении ФАС ВСО от 25.07.2008 № А74-3125/07-Ф02-3444/08 суд также акцентировал внимание на важных терминологических различиях: при капитальном ремонте основные технико-экономические показатели сооружения остаются без изменения, а при реконструкции изменяются. В некоторых особо сложных и запутанных ситуациях вовлеченным в спор организациям имеет смысл ходатайствовать о назначении судебно-технической экспертизы, когда вопрос о классификации той или иной операции будут решать уже не юристы или экономисты, а профильные специалисты, обладающие гораздо большим объемом технических знаний в соответствующей области.

Проблемы возникают  и в связи с переводом объектов основных средств на консервацию  или в связи с их реконструкцией, по вопросам начисления и уплаты НДС по различным операциям, осуществляемым с основными средствами, также существует немало трудностей.

Таким образом, несмотря на постоянно выходящие разъяснения, письма, указания, все еще сохраняется большое количество открытых вопросов, противоречий, разноречивых трактовок.

         В-третьих, в процессе ведения бухгалтерского учета основных средств в организации могут возникнуть практические проблемы:

-формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

-правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

-достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

-определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств;

-обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

-проведения анализа использования основных средств;

-получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

На уровне организации  при учете основных средств могут  возникнуть проблемы с подбором квалифицированных кадров – профессиональных бухгалтеров, программным обеспечением, внутренним нормативным регулированием бухгалтерского финансового учета.

Для решения данных проблем  необходимо совершенствование учета  основных средств. Среди перспектив развития бухгалтерского учета основных средств можно обозначить следующие:

  1. Сближение с международными стандартами финансовой отчетности.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.02.2011 г. №107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации.  

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные  средства» утвержден приказом Министерства финансов России от 25.11.2011 г. №160 н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Информация о работе Учет основных средств