Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Раздел бухгалтерского учета «Учет основных средств» остается всегда актуальной темой. Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций, контроль учета на всех стадиях: начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией.
Цель написания курсовой работы – рассмотрение теоретических основ учета основных средств, а также бухгалтерского и налогового учета и применение теоретической части на практике.

Содержание работы

I. Теоретическая часть………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы учета основных средств……………………………… 4
1.1. Понятия и классификация основных средств…………………………………...4
1.2. Оценка и переоценка основных средств………………………………………....7
2. Бухгалтерский учет основных средств…………………………………………11
2.1. Учет поступления объектов основных средств………………………………...11
2.2. Учет амортизации объектов основных средств………………………………..13
2.3. Учет восстановления объектов основных средств (ремонт, реконструкция и модернизация)…………………………………………………………………………15
2.4. Учет выбытия (списания) объектов основных средств………………………..18
2.5. Учет аренды объектов основных средств………………………………………20
2.6. Учет инвентаризации объектов основных средств…………………………….22
3. Налоговый учет основных средств………………………………………..……24
3.1. Понятие основных средств в налоговом учете. Их оценка……………………24
3.2. Амортизация основных средств в налоговом учете…………………………25
3.3. Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств в налоговом учете………………………………………………………..……………28
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………..31
II. Практическая часть……………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая бу.doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

              В случае, если лимит списания для целей бухучета превышает лимит для целей налогового учета, возникает отложенный налоговый актив.

Переоценка – это периодическое уточнение восстановительной стоимости объектов основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Согласно п. 15 ПБУ 6/01, переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (не проведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе отражают:

1.      все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств, подлежащие переоценке;

2.      методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета;

3.      лиц, ответственных за проведение переоценки.

              Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

              Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости.  После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

              Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

              Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (Д 01 "Основные средства", К 83 "Добавочный капитал"). Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) (Д 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", К 01 "Основные средства"). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода (Д 01 «Основные средства» и К 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").

              При выбытии объекта основных средств сумма дооценки переносится из добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации (Д 83 "Добавочный капитал", К 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").

              В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

              Результаты переоценки не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, но влияют по налогу на имущество.

 

 

 

 

 


2. Бухгалтерский учет основных средств

2.1. Учет поступления объектов основных средств

 

              Объекты основных средств могут поступать в организацию:

1.      от учредителей в счет вклада в уставный капитал;

2.      в результате строительства ;

3.      путем приобретения за плату;

4.      путем безвозмездной передачи;

5.      по договору мены.

              При получении в собственность объектов основных средств в бухгалтерском учете на счете «08» отражаются вложения во внеоборотные активы. На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования, или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов.

              При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства". Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

              Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях. В инвентарных карточках должны быть указаны: № инвентарной группы, инвентарный №, первоначальная или восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений и т.д.

              На счете 03 «Доходные вложения в  материальные ценности» подлежат учету объекты, которые предназначены для сдачи по договору аренды, лизинга, то есть для передачи во временное пользование с целью получения дохода. Записи на счетах зависят от того каким образом объект поступает в организацию.

              Если объект основных средств поступил от учредителей, то сначала формируется задолженность учредителей по вкладам (Д 75-1 К 80). Затем отражается поступление основных средств в счет вклада в уставный капитал -
Д 08 К75-1.

              Если основные средства построены подрядным способом, то есть строительство выполняет сторонняя компания, то формируется стоимость подрядных работ (Д 08 К 60). Также нужно учесть НДС (Д 19 К 60). Объект введен в состав основных средств (Д 01 К 08). Если организация строила основные средства своими силами, т.е. использовался хозяйственный способ, то списываются материалы на строительство (Д 08 К 10). Начисляется сотрудникам, занятым строительством, зарплата (Д 08 К 70). И вводится в эксплуатацию объект основных средств (Д 01 К 08).

              Если основные средства приобретены за плату, то затраты связанные с приобретением собираются на счете «08», а затем при введении в эксплуатацию объекта основных средств эти средства списываются на счет «01» (Д  01 К 08).

              Если объект получен безвозмездно, то при поступлении объекта на его рыночную стоимость производиться запись Д 08 К 98, при введении объекта в основные средства –Д 01 К 08. Доход от безвозмездно полученного объекта признается в учете равномерно в течение всего срока полезного использования по мере начисления амортизации. На счетах бухгалтерского учета отражается запись Д 98 К 91 – признан доход.


2.2. Учет амортизации объектов основных средств

 

              Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги). Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

              Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования основного средства.

              Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

              В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

              Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа и нормативно-правовых ограничений использования объекта.

              В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относиться.

              Амортизацию начисляют одним из методов, представленных в таблице:

 

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

1.

линейный способ;

1.

линейный

2.

способ уменьшаемого остатка;

2.

нелинейный

3.

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

 

 

4.

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

 

 

 

              Рассмотрим методы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета:

              Линейный способ – это способ, когда годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормой амортизационных исчислений исходя из срока полезного использования объекта.

              Способ уменьшаемого остатка – это способ, когда амортизация определяется из остаточной стоимости объектов на начало отчетного года, нормы амортизации и коэффициент не больше 3. А в последний год эксплуатации остаточная стоимость делится на 12 и в этом размере начисляется ежемесячная амортизация.

              Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – это способ, когда амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости и соотношения в числителе, которого число лет остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования.

              Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – амортизация начисляется из натурального показателя или работ и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции работ, услуг за весь период использования объекта.

              Амортизация по объектам начисляется независимо от результатов деятельности организации. Независимо от применяемого способа амортизация начисляется в размере 1/12 годовой суммы.

              Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3-х месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

              Консервация (от лат. conservatio — сохранение) - совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика (первоначального или к моменту поступления на консервацию), механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры, археологических находок, произведений архитектуры, изобразительных и декоративных искусств.

              По объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

              Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объектов либо его списания с учета. Начисление амортизации прекращается с 1 числа месяца следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с учета.

Информация о работе Учет основных средств