Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
Раздел бухгалтерского учета «Учет основных средств» остается всегда актуальной темой. Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций, контроль учета на всех стадиях: начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией.
Цель написания курсовой работы – рассмотрение теоретических основ учета основных средств, а также бухгалтерского и налогового учета и применение теоретической части на практике.
I. Теоретическая часть………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы учета основных средств……………………………… 4
1.1. Понятия и классификация основных средств…………………………………...4
1.2. Оценка и переоценка основных средств………………………………………....7
2. Бухгалтерский учет основных средств…………………………………………11
2.1. Учет поступления объектов основных средств………………………………...11
2.2. Учет амортизации объектов основных средств………………………………..13
2.3. Учет восстановления объектов основных средств (ремонт, реконструкция и модернизация)…………………………………………………………………………15
2.4. Учет выбытия (списания) объектов основных средств………………………..18
2.5. Учет аренды объектов основных средств………………………………………20
2.6. Учет инвентаризации объектов основных средств…………………………….22
3. Налоговый учет основных средств………………………………………..……24
3.1. Понятие основных средств в налоговом учете. Их оценка……………………24
3.2. Амортизация основных средств в налоговом учете…………………………25
3.3. Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств в налоговом учете………………………………………………………..……………28
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………..31
II. Практическая часть……………………………………………………………...32
Начисленную амортизацию основных средств отражают проводками Д 20, 23, 26, 44 К 02. Произведенную переоценку (дооценку амортизации) отражают на Д 83 К 02, а если была уценка амортизации, то Д 02 К 83, 84. Списание амортизации – Д 02 К 01-В. Начисление износа происходит на дебете забалансового счета 001.
2.3. Учет восстановления объектов основных средств
(ремонт, реконструкция и модернизация)
Методические указания по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:
единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;
равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:
– создания резерва на ремонт основных средств;
– использования счета учета расходов будущих периодов.
Ремонт – это один из способов восстановления основных средств, а также модернизация и реконструкция объектов.
Порядок формирования и использования резерва происходит, за счет отчислений в резерв, которые списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.
Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.
Согласно Налоговому кодексу расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств. В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года.
Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации.
Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.
В зависимости от выбранного способа отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом: если расходы на ремонт списываются единовременно – Д 20, 25, 26, 44 К 10,70, 69, 60.
Образование и использование ремонтного фонда: ежемесячные отчисления в ремонтный фонд – Д 20, 25, 26, 44 К 96; списание затрат за счет ремонтного фонда – Д 96 К 10, 70, 69, 60; списание суммы превышения фактических затрат – Д 97 К 10, 70, 69, 60; списание суммы превышения ремонтного фонда – Д 20, 25, 26, 44 К 96.
Отнесение затрат на расходы будущих периодов: списывается сумма фактических затрат на ремонт – Д 97 К 10, 70, 69, 60; ежемесячное списание затрат на себестоимость продукции – Д 20, 25, 26, 44 К 97.
В зависимости от способа производства работ различают ремонт, осуществляемый путем привлечения специализированных организаций (подрядный способ) и своими силами (хозяйственный способ).
Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции (ст. 257 НК РФ).
Пунктом 27 ПБУ 6/01 установлено, что затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения) объекта ОС – Д 08 К 10, 70, 69, 60.
После проведения ремонта, реконструкции или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства.
2.4. Учет выбытия (списания) объектов основных средств
Основные средства выбывают из организации в случаях:
1. списания по причине непригодности к дальнейшему использованию;
2. продажи на сторону;
3. безвозмездной передачи;
4. передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;
5. сдачи имущества в аренду, лизинг;
6. реализации по договорам мены и т.д.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает в составе прочих доходов и расходов. По дебету счета «91» отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для списания основных средств к счету «01» открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".
Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".
Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Списание основного средства за непригодностью: списание первоначальной стоимости – Д 01-В К 01; списание амортизации – Д 02 К 01-В; списание остаточной стоимости – Д 91 К 01-В.
Продажа имущества: списание первоначальной стоимости – Д 01-В К 01; списание амортизации – Д 02 К 01-В; списание остаточной стоимости – Д 91 К 01-В; получена выручка от продажи – Д 62 К 91; учтен НДС от продажи – Д 91 К 68.
Безвозмездная передача имущества: списание первоначальной стоимости – Д 01-В К 01; списание амортизации – Д 02 К 01-В; списание остаточной стоимости – Д 91 К 01-В; списание расходов, связанных с передачей – Д 91 К 10, 70, 69.
Передача в счет вклада в уставный капитал: списание первоначальной стоимости – Д 01-В К 01; списание амортизации – Д 02 К 01-В; списание остаточной стоимости – Д 91 К 01-В; учтены финансовые вложения – Д 58 К 91.
Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).
Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.
Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).
Если производится списание автотранспортных средств, оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.
Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).
2.5. Учет аренды объектов основных средств
Согласно Гражданскому кодексу в аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Существует несколько видов аренды:
1. Текущая аренда.
2. Финансовая аренда (лизинг).
Под текущей арендой подразумевается имущество, переданное в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя. Если договор аренды заключен более чем на 1 год, договор должен быть зарегистрирован, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122.
Арендодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.
Учет объектов основных средств, переданных в аренду, ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".
Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете «001».
Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату.
Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора - расходами по обычным видам деятельности.
По окончании договора аренды имущество возвращается арендодателю.
Если аренда является предметом деятельности организации, то расчеты производятся на счетах Д 20, 25, 26 К 02. Если аренда не является предметом деятельности организации – Д 91 К 02.
Начисление арендной платы:
1. Если аренда является предметом деятельности организации – Д 62 К 90; Д 90 К 68 – НДС;
2. Если не является предметом деятельности организации – Д 62 К 91; Д 91 К 68 – НДС.
Получена арендная плата - Д 50, 51 К 62. По окончанию аренды объект принимают от арендатора – Д 01 «Основные средства в эксплуатации» К 01 «Основные средства, переданные в аренду».
Операции по учету текущей аренды у арендодателя:
1. Переданы в аренду собственные основные средства – Д 01А К 01.
2. Начислена задолженность по арендной плате – Д 76А К 90, 91, 98.
3. Начислена амортизация, переданного в аренду – Д 20, 91 К 02.
4. Начислен НДС – Д 90, 91 К 68.
5. Получена арендная плата от арендатора – Д 51 К 76А.
6. Учтены затраты на капитальный ремонт переданного имущества, произведенные: если арендодателем, то Д 20, 91 К 10, 23, 60, 70, 69; если же арендатором, то Д 20, 26 К 76А.
7. Возвращено ранее переданное в аренду имущество – Д 01 К 01А.
Учет текущей аренды у арендатора:
1. Получено арендованное имущество – Д 001 К -.
2. Начислена арендная плата (ежемесячно / за несколько месяцев) – Д 20, 97 К 76А.
3. Перечислена арендная плата арендодателю – Д 76А К 51.
4. Учтены расходы на ремонт арендованного имущества, произведенные: арендатором – Д 20, 26, 97 К 76А; арендодателем – Д 76 К 23, 60, 97.
5. Возвращено арендованное ранее имущество – К 001.
2.6. Учет инвентаризации объектов основных средств
Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).
До начала инвентаризации проводится проверка:
1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
2. технических паспортов или другой технической документации;
3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.