Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Раздел бухгалтерского учета «Учет основных средств» остается всегда актуальной темой. Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций, контроль учета на всех стадиях: начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией.
Цель написания курсовой работы – рассмотрение теоретических основ учета основных средств, а также бухгалтерского и налогового учета и применение теоретической части на практике.

Содержание работы

I. Теоретическая часть………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы учета основных средств……………………………… 4
1.1. Понятия и классификация основных средств…………………………………...4
1.2. Оценка и переоценка основных средств………………………………………....7
2. Бухгалтерский учет основных средств…………………………………………11
2.1. Учет поступления объектов основных средств………………………………...11
2.2. Учет амортизации объектов основных средств………………………………..13
2.3. Учет восстановления объектов основных средств (ремонт, реконструкция и модернизация)…………………………………………………………………………15
2.4. Учет выбытия (списания) объектов основных средств………………………..18
2.5. Учет аренды объектов основных средств………………………………………20
2.6. Учет инвентаризации объектов основных средств…………………………….22
3. Налоговый учет основных средств………………………………………..……24
3.1. Понятие основных средств в налоговом учете. Их оценка……………………24
3.2. Амортизация основных средств в налоговом учете…………………………25
3.3. Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств в налоговом учете………………………………………………………..……………28
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………..31
II. Практическая часть……………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая бу.doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

              На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

              Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

              По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

              Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

– основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91;

– недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

              Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

              Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

1. Учтены выявленные излишки основных средств – Д 01 К 91.

2. Учет недостачи основных средств:

2.1.  Списание первоначальной стоимости – Д 01В К 01.

2.2. Списание амортизации по основному средству – Д 02 К 01В.

2.3. Учет недостачи по остаточной стоимости – Д 94 К 01В.

3. Списание недостачи за счет виновных лиц:

3.1. Остаточная стоимость – Д 73.2 К 94.

3.2. Превышение рыночной стоимости – Д 73.2 К 98.

3.3. Получена сумма в счет погашения недостачи – Д 50, 51 К 73.2.

3.4. Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью – Д 98 К 91.

4. Списание недостачи за счет организации – Д 91 К 01.

 

 


3. Налоговый учет основных средств

3.1. Понятие основных средств в налоговом учете.

Их оценка

 

              Налоговый учет основных средств регламентирован налоговым кодексом главой 25. Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

              Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. Первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов.

              При определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств учитывается переоценка основных средств до 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете после 1 января 2002 года. Величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года не признается доходом (расходом) налогоплательщика.

              При проведении переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом).

              Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

 


3.2. Амортизация основных средств в налоговом учете

 

              В главе 25 НК РФ говорится об амортизации имущества. Под амортизационным имуществом подразумевается имущество, которое является результатом интеллектуальной собственности, находящееся на правах собственности, используемое для извлечения дохода и стоимость, которого погашается путем начисления амортизации этого имущества, сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 руб. (с 01.01.2011 г. более 40 000 руб.)

              В налоговом кодексе в статье 256 прописаны объекты неподлежащие амортизации, к ним относятся: земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты). А так же различные виды амортизируемого имущества такие как:

1. имущество бюджетных организаций, кроме имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности;

2. имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений;

3. имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

4. объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

5. приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства;

6. приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности.

              В состав амортизируемого имущества не входят следующие основные средства:

–  переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

– переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

– находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

              В целях Налогового учета организации существует 2 метода амортизации:

1. Линейный.

2. Нелинейный.

              Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, также у налогоплательщика есть право перейти с нелинейного метода на линейный метод не чаще одного раза в пять лет.

              Не зависимо от желания налогоплательщика линейный метод применяется к объектам, которые входят в 8-10 амортизационные группы.

              Под линейным методом начисления амортизации подразумевается произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

              Норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:  

К = 1/n х 100%, где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; n - срок полезного использования объекта, выраженный в месяцах.

              Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

              Под нелинейным методом начисления амортизации подразумевается произведения суммарного баланса амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации по следующей формуле: А = В х k/100, где A - сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы); B - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы); k - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

              Суммарный баланс рассчитывается как общая стоимость всех объектов отнесенных к этой группе. Начисление амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта. При этом суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость объекта. При выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс амортизационной группы уменьшается на остаточную стоимость объектов.

              По истечении срока полезного использования объекта налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса.

              С 1 января 2009 г. налогоплательщик может использовать право на амортизационную премию при приобретении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам, предельный размер амортизационной премии 30% (п. 9 ст. 258 НК РФ). Таков же размер амортизационной премии и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения или частичной ликвидации данных основных средств.

              Если остаточная стоимость амортизируемого имущества превышает выручку от его реализации (признан убыток), то полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

 


3.3. Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств в налоговом учете

 

              Согласно Налоговому Кодексу РФ главе 25 статье 260 - расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы в размере фактических затрат. Налогоплательщики имеют право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.

              Создание резервов предстоящих расходов на ремонт рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике.

              Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

              При определении нормативов отчислений на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв, исходя из периодичности осуществления ремонта, частоты замены элементов (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.

              Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

              В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

              В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, то для целей налогообложения остаток затрат включается в состав прочих расходов.

              Если на конец налогового периода остаток средств резерва на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных затрат на ремонт, то для целей налогообложения сумма такого превышения включается в состав доходов налогоплательщика.

              Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.


Заключение

              В данной курсовой работе были раскрыты вопросы организации ведения учета основных средств, рассмотрены их признаки, движение и использование. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования в современных рыночных условиях, во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния. Рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости изготовления. По результатам работы можно сделать следующие выводы. Основные средства отражаются в текущем бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту в инвентарных карточках. Движение основных средств оформляется актами. На каждый принятый в эксплуатацию объект составляется акт приемки-передачи по форме ОС-1, при выбытии оформляется акт о ликвидации основных средств по форме ОС-4. Стоимость основных средств погашается путем начисления износа линейным способом. Начисление сумм амортизационных отчислений производится ежемесячно в ведомости для проверки данных по основным средствам, и отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Информация о работе Учет основных средств