Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств. Исходя из цели, можно определить следующие задачи курсовой работы: - Изучение нормативных документов, регулирующих учет основных средств;
- Изучение документального оформления движения основных средств;
- Изучение организации синтетического и аналитического учета основных средств;
- Изучение порядка отражения основных средств, в бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

бухучет.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

Учет основных средств  ведется по первоначальной или восстановительной  стоимости.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к  бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости  основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

При изменении первоначальной стоимости формируется восстановительная стоимость основного средства.

Восстановительная или текущая  стоимость - это новая первоначальная стоимость основного средства после проведенной переоценки, реконструкции или модернизации. [18]

Остаточная стоимость основного средства - это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

Первоначальная стоимость  формируется на счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы» и зависит  от канала поступления:

  1. При покупке в первоначальную стоимость включаются:
  • Покупная стоимость уплаченная поставщику с учетом или без учета НДС;
  • Затраты по доставке объекта;
  • Суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги;
  • Таможенные и государственные пошлины;
  • Вознаграждения посредникам и д.р.
  1. При строительстве подрядным и хозяйственным способом первоначальная стоимость складывается из сумм уплачиваемых подрядчику либо собственных затрат.
  1. При получении основного средства в качестве вклада в уставный капитал первоначальная стоимость согласуется с учредителями.
  2. При безвозмездном получении (по договору дарения) первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Документальное оформление  поступления, перемещения и выбытия  основных средств.

 

С момента образования  любого предприятия и до его ликвидации обязательна организация и непрерывное ведение учета. Бухгалтерский учет необходим, прежде всего, для выполнения следующих функций:

    • Контрольная
    • Обеспечение сохранности собственности
    • Информационная
    • Функция обратной связи
    • Аналитическая

Основными задачами бухгалтерского учета  основных средств являются:

  • контроль за сохранностью основных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления основных средств их внутреннего перемещения, выбытия;
  • контроль над рациональным расходованием средств на реконструкцию, модернизацию основных фондов;
  • контроль за эффективным использованием основных средств, получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств, а также контроль за своевременным и правильным начислением износа основных средств.

Для решения этих и других задач необходимо оформление надлежащей документации и обеспечение правильной организации учета наличия и  движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат на их ремонт.

Задачи по учету основных средств на предприятии ОАО «МуЗа» выполняются с помощью разработанной системы документооборота и утвержденного в ней графика.

Все операции, проводимые с  основными средствами, оформляются  оправдательными документами. Такие  документы называются первичными учетными документами, на их основании в дальнейшем ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  передаются в бухгалтерию и, если документ составлен по форме, без  каких-либо нарушений, в соответствии с формами первичной документации утвержденными Постановлением Госкомстата РФ[14], принимаются к учету.

На предприятии ОАО «МуЗа» для учета движения основных средств используются следующие типовые формы первичной документации основных средств:

  • акт приемки – передачи основных средств (ф.№ОС-1);
  • акт приеме – передаче здания (сооружения) (ф.№ОС-1а);
  • акт приемки – сдачи отремонтированных основных средств, реконструируемых и модернизированных объектов (ф.№ОС-3);
  • акт на списание основных средств (ф.№ОС-4);
  • акт на списание автотранспортных средств (ф.№ОС-4а);
  • инвентарная карточка учета основных средств (ф.№ОС-6);
  • акт о приемке оборудования (ф.№ОС-14);
  • акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф.№ОС-15);
  • акт о выявленных дефектах оборудования (ф.№ОС-16).

Никаких изменений в предлагаемые формы унифицированных первичных документов на предприятии не вносилось, специализированные формы первичных документов не используются.

Поступающие основные средства на предприятии принимает постоянно действующая, назначенная приказом руководителя организации, комиссия. В состав комиссии входят главный инженер, главный механик, сторонний эксперт и другие члены комиссии. Для приемки основного средства комиссией составляется акт приемки – передачи основных средств. Акт составляется в одном экземпляре, указываются все необходимые реквизиты, на каждый объект составляется свой акт (Приложение1).

Участники комиссии передают оформленный акт в бухгалтерию, вместе с ним передается договор купли – продажи, спецификацию, техническую документацию данного объекта, товарную накладную (Приложение 2) и счет-фактуру (Приложение 3). На основании предоставленной документации бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств.

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (отдела) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом приемки –  передачи основных средств. Акт выписывает в двух экземплярах работник цеха (склада) сдатчика. Первый экземпляр  с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки  о выбытии соответствующего объекта  в инвентарном списке основных средств.

Для оформления приемки –  сдачи основных средств из ремонта, модернизации, реконструкции на предприятии  составляется акт приемки – сдачи отремонтированных основных средств, реконструируемых и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ по договору и фактически). Акт, подписанный работником  структурного  подразделения  организации, уполномоченным на приемку основных средств,  и  представителем  организации, производившего ремонт, реконструкцию и  модернизацию,  сдают  в  бухгалтерию организации.

      Акт подписывается  главным  бухгалтером  и   утверждается руководителем организации или лицом, на это  уполномоченным.  В инвентарную карточку на основании акта вносятся необходимые записи.

      Если организация   осуществляет  ремонт  (реконструкцию,  модернизацию) основного средства самостоятельно, то акт  составляют  в  одном  экземпляре. Если основное средство было передано для ремонта подрядной организации  -  в двух. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, которая проводила ремонт.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств (Приложение 4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств.

Акт   составляет   комиссия,   назначенная    приказом    руководителя организации. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается  членами  комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй  -  остается  у лица, ответственного за сохранность основных средств и  является  основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания  запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты  по  списанию,  а  также  стоимость  поступивших  материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа  оборудования и т.п. отражаются в разделе "Справка  о  затратах,  связанных  со  списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания".

На основании акта бухгалтер делает необходимые записи в инвентарную карточку объекта основных средств. Стоит заметить, что даже если объект списывается в середине месяца, амортизация за этот месяц начисляется в полном объеме.

 Поступившие на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. Акт оформляют в 2 экземплярах: первый экземпляр передают вместе с оборудованием на склад, второй экземпляр - в бухгалтерию. Акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя. Если монтаж поступившего оборудования  будет  осуществлять  подрядная организация, то в состав  комиссии  может  быть  включен  ее  представитель. Принимая оборудование для установки, он должен подписать акт. В этом  случае акт приемки-передачи оборудования в монтаж не  оформляют,  а представителю подрядной организации передают один экземпляр акта  о приемке оборудования.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Они содержат данные: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта. (Приложение 5)

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в одном экземпляре. Они  могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих  одинаковую стоимость, одинаковое производственно  – хозяйственное назначение и  поступивших в эксплуатацию в  одном календарном месяце.

В центральной бухгалтерии  предприятия инвентарные карточки формируют на группы по видам основных средств.

Для организации учета  и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту  основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, при принятии его к  бухгалтерскому учету присваивается  соответствующий инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный  объекту основных средств, сохраняется  за ним на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные  номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств  не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании  года списания.

 

 

 

 

 

3 Синтетический и аналитический  учет основных средств

    1. Общая характеристика счета 01 «Основные средства»

 

Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии  и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном  управлении.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся  в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 "Основные средства" в  соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету  основных средств, а также изменение  первоначальной стоимости их при  достройке, дооборудовании и реконструкции  отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Изменение первоначальной стоимости  при переоценке соответствующих  объектов отражается по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной  ликвидации, передачи безвозмездно и  др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие  основных средств". В дебет этого  субсчета переносится стоимость  выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия  остаточная стоимость объекта списывается  со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

В плане счетов Минфина[10] к 01 счету предлагается вести учет основных средств по двум субсчетам:

    1. «Основные средства нашей организации»
    2. «Выбытие основных средств»

Информация о работе Учет основных средств