Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение вопросов учета основных средств. Исходя из цели, можно определить следующие задачи курсовой работы: - Изучение нормативных документов, регулирующих учет основных средств;
- Изучение документального оформления движения основных средств;
- Изучение организации синтетического и аналитического учета основных средств;
- Изучение порядка отражения основных средств, в бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

бухучет.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

В таблице 3 приведен пример по продаже объекта основных средств, первоначальная стоимость которого - 635 000 руб., сумма начисленной амортизации – 226787 руб.

Таблица 3

Корреспонденция счетов при  продаже основного средства

№ п/п

Содержание операции

Сумма руб.

Дт

Кт

1

Списана сумма начисленной  амортизации

408213

02

01

2

Списана остаточная стоимость  основного средства

226787

91.2

01

3

Начислена выручка с покупателя

320000

62

91.1

4

Начислен НДС с выручки

57600

91.2

68

5

Отражен финансовый результат  от продажи основного средства (прибыль)

35613

91.1

99


 

Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы, связанные со списанием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В соответствии с ПБУ 9/99[8] прочими доходами являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности: стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В таблице 4 приведен пример по списанию основного средства, которое за время своей эксплуатации было полностью с амортизировано, а от его ликвидации были получены материалы на сумму – 4500 руб.

Таблица 4

Корреспонденция счетов при  ликвидации основного средства в  результате износа.

№ п/п

Содержание операции

Сумма руб.

Дт

Кт

1

Списана сумма начисленной  амортизации

54000

02

01

2

Списана остаточная стоимость  объекта

-

91.2

01

3

Оприходованы материалы, полученные в результате ликвидации объекта

4500

10

91.1

4

Отражены затраты на демонтаж

2600

91.2

70,69

5

Отражен финансовый результат  от ликвидации объекта (прибыль)

15000

91.1

99


 

Если процесс ликвидации занимает длительное время или переходит  из одного отчетного периода в  другой, то расходы по ликвидации целесообразно  собирать по дебету счета 23, а после  завершения ликвидации списывать на счет 91. В случае ликвидации основного средства в связи с чрезвычайной ситуацией, остаточная стоимость основного средства и затраты по его ликвидации списываются в дебет счета 91.

При выбытии основного  средства в связи с аварией  или другими стихийными бедствиями, необходимо также списать накопленную  амортизацию по объекту, списать остаточную стоимость, отразить другие возможные затраты по его ликвидации и определить финансовый результат от выбытия.

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал  других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости проводками:

Таблица 5

Корреспонденция счетов при  выбытии основного средства в  результате передачи его в уставный капитал другой организации.

№ п/п

Содержание операции

Дт

Кт

1

Списана сумма накопленной  амортизации

02

01

2

Отражена остаточная стоимость  объекта

58.4

01

3

Списаны затраты по демонтажу  и отгрузке объекта

91.2

70, 69, 23

4

Отражен финансовый результат  от вклада основного средства в уставный капитал 

99

91.2


 

При безвозмездной передаче объекта основных средств другой организации все расходы также  списываются на 91 счет. Финансовый результат  от безвозмездной передачи определяется на 99 счете.

Таблица 6

Корреспонденция счетов при  безвозмездной передаче основного  средства.

№ п/п

Содержание операции

Дт

Кт

1

Списана сумма накопленной  амортизации

02

01

2

Списана остаточная стоимость  основного средства

91.2

01

3

Списаны затраты связанные  с передачей основного средства

91.2

70, 69, 23

4.1

Отражен финансовый результат  от передачи основного средства (убыток)

99

91.2

4.2

Отражен финансовый результат  от передачи основного средства (убыток)

91.1

99


 

При списании недостачи объектов основных средств, выявленной после инвентаризации, организацией используется счет 94, на него списывается сумма недостачи, а затем относится на лицо, ответственное  за сохранность объекта. В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

Таблица 7

Корреспонденция счетов при списании недостачи объектов основных средств.

№ п/п

Содержание  операции

Дт

Кт

1

Списана сумма  начисленной амортизации

02

01

2

Отражена остаточная стоимость объекта

94

01

3

Сумма недостачи  отнесена на виновное лицо

73.2

94


 

При частичной ликвидации основного  средства сумма списывается на 91счет аналогично предыдущим вариантам, разница лишь в сумме списания амортизации. В случае частичной ликвидации она списывается пропорционально стоимости списываемой части объекта.

В отчетном периоде в ОАО «МуЗа» выбыло основных средств на сумму 1 302 тыс. руб. Накопленная амортизация по выбывшим объектам составила 1 211 тыс.руб.

В соответствии ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации[12] – основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Согласно учетной политике ОАО «МуЗа» инвентаризация проводится один раз в год перед составлением годового баланса, но не позднее 1 ноября. Кроме этого, в обязательном порядке инвентаризация проводится: при передаче имущества в аренду, выкупе, при смене материально – ответственного лица, при выявлении фактов хищения или порчи, при реорганизации или ликвидации организации. По результатам инвентаризации в бухгалтерском учете формируют следующие записи:

Таблица 8

Корреспонденция счетов при  отражении результатов инвентаризации.

Содержание хозяйственной операции

Дт

Кт

Выявлены излишки основных средств

01

91.1

Выявлена недостача основных средств  по остаточной стоимости

94

01

Списана недостача основных средств  за счет средств организации.

91.2

94

Сумма недостачи отнесена на ответственное  лицо

73.2

94


 

Отчетность организации  формируется в соответствии с  законом «Об акционерных обществах»[4]. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности представлено, в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[6]:

- В форме №1 «Бухгалтерский  баланс» отражается остаточная  стоимость основных средств, то  есть стоимость основных средств  за минусом амортизации; (Приложение 7)

- Данные о первоначальной  стоимости, сумме начисленной  амортизации по основным группам  основных средств на начало  и конец отчётного года, а также  движении основных средств в  течение отчётного года отражаются  в  Приложении к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях и убытках. (Приложение 9)

Выводы и предложения.

В результате написания курсовой работы достаточно подробно был изучен вопрос о сущности основных средств, представлена их классификация, описан порядок и способы оценки, учет, их наличие и движение.

В первой главе приведены  основные нормативные документы  по учету основных средств, изучено  их содержание и обозначены основные аспекты учета, регулируемые ими. Отмечены способы оценки первоначальной стоимости  основных средств.

Во второй главе было рассмотрено ведение первичного учета основных средств на предприятии ОАО «МуЗа», в результате чего было выяснено, что первичный учет ведется в соответствии с нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, с использованием установленных первичных документов. Дальнейший учет ведется непосредственно в бухгалтерии автоматизированным способом.

В третьей главе изучен вопрос о ведении синтетического и аналитического учета на предприятии, его особенности и нюансы. Поскольку  объем темы достаточно большой, рассмотрен лишь учет амортизации и выбытия  основных средств.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что организация  бухгалтерского учета на предприятии  ОАО «МуЗа», в целом соответствует законодательству и является эффективной. Учет ведется в соответствии с утвержденной учетной политикой. Но несмотря на правильность учета, можно предложить следующие меры для повышения эффективности использования основных средств:

  1. Введение дополнительного контроля за учетом основных средств.

Введение дополнительного  контроля за учетом основных средств  со стороны руководства предприятия  считается очень важным. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.

Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования  основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем  руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более  полную картину состояния дел  на предприятии.

  1. Для снижения затрат на содержание основных средств необходимо периодически проверять сохранность и техническое состояние основных средств, своевременное выполнение ремонтных работ, проводить модернизацию и реконструкцию основных средств.

Следить, что бы все основные средства предприятия были закреплены за материально ответственными лицами, правильно проводилась инвентаризация основных средств, выявлять недостачи  или излишки и отражать их в учете.

  1. Рекомендуется ОАО «МуЗа» производить начисление амортизации по не введенным в эксплуатацию объектам основных средств (ОС на складе).

В связи с тем, что находящиеся  на складе объекты основных средств  не эксплуатируются и, соответственно, физически не изнашиваются, ОАО «МуЗа» перевело в группу не амортизируемых объектов. Такой перевод ПБУ 6/01 не предусмотрен. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев его перевода на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Требования нормативных  документов нельзя понимать так, что  если консервация длится менее трех месяцев, амортизация продолжает начисляться, - правильнее исходить из того, что сама консервация не может длиться  менее трех месяцев, остановка основных средств на меньший срок в качестве их консервации не рассматривается.

  1. При формировании первоначальной стоимости основных средств в ОАО «МуЗа» не все затраты на доведение объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, включаются в первоначальную стоимость.

Важно, что любые затраты, необходимые для приведения объекта  основных средств в состояние, в  котором он пригоден для использования  в запланированных целях, должны быть капитализированы, т.е. включены в  его первоначальную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 №208-ФЗ
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6.07.1999г. №43н.
  7. Положение по ведению бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999г. №32н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №33н.
  10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н.
  11. Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств  от 13.10.2003г. №91н.
  12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995г. №49.
  13. Постановление Правительства РФ от 1.01.02г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
  14. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.03г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств».
  15. Постановление Правительства РФ от26.12.2011 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС».
  16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по его применению. Утвержден приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 №654.
  17. Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета основных средств в сельскохозяйственных организациях от 19.06.2002 №559
  18. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: учебник –М.: Издательство «Рид Групп», 2011. -608 с.
  19. Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учет: учебное пособие – М.: Издательство «Юрайт», 2011. – 99 с.
  20. http://www.minfin.ru/ru/
  21. http://www.consultant.ru/online/

Информация о работе Учет основных средств