Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:17, дипломная работа
Цели исследования. Основная цель дипломной работы − проанализировать состояние оборотных активов с 2006 по 2008 гг. по данным финансовой отчетности АО «Аэропорт «Коркыт Ата», выявить основные проблемы движения оборотных активов в хозяйственной деятельности предприятия и дать рекомендации по улучшению управления оборотными активами.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие за-дачи:
- рассмотреть основные понятия и сущность оборотных средств, а также классифицировать оборотные средства;
- изучить методы управления оборотными активами;
Данные, приведенные в таблице 16, показывают, что на конец 2008 года дебиторская задолженность увеличилась с темпом роста 170,83 %, т.к. сумма возникновения новой дебиторской задолженности превышала сумму погашения на 8711380,88 тенге (274799401,53 - 266088020,65).
В анализе большое значение имеет показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, то есть отвлеченного из оборота денежного капитала и привлеченного капитала в качестве источника финансирования текущих платежей. Между ними чаще всего прослеживается прямая зависимость. Неплатежи поставщикам зачастую связаны с отвлечением денежного капитала из оборота. Если соотношение равно 1, то это считается нормальным состоянием расчетов.
Коэффициент текущей задолженности рассчитывается по следующей формуле:
К =
Рассчитаем коэффициент текущей задолженности на основе данных АО «Аэропорт «Коркыт Ата»:
Изменение кредиторской и дебиторской задолженности, а также их соотношение проследим на рисунке 13.
Рисунок 13 – Динамика изменения коэффициента текущей задолженности
за 2006-2008 гг.
Информация: Бухгалтерский баланс АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг.
При анализе и управлении материальными ресурсами структуры АО «Аэропорт «Коркыт Ата» необходимо выделить систему и проследить движение материальных ресурсов.
Проанализируем изменение стоимости товарно-материальных запасов за 2006-2008 гг.
Таблица 17 – Товарно-материальные запасы за 2006-2008 гг.
Показатели |
Годы |
Изменение 2008 г. в % к уровню | ||||||
2006 |
2007 |
2008 | ||||||
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% |
2006 |
2007 | |
Сырье и материалы |
19814,5 |
87,7 |
19844,6 |
97,7 |
25166,9 |
61,2 |
27,01 |
26,82 |
Товары |
2790,0 |
12,3 |
459,7 |
2,26 |
15959,2 |
38,8 |
472,0 |
3371 |
Итого ТМЗ |
22604,5 |
100 |
20304,4 |
100 |
41126,0 |
100 |
81,94 |
102,6 |
Информация: Оборотно-сальдовая ведомость АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг. |
Данные, приведенные в таблице 17, показывают, что товарно-материальные запасы имеют положительную динамику роста. Сырье и материалы увеличились в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 27,01 % и по сравнению с 2007 годом на 26,82 %. Темп роста товаров к 2006 г. составляет 472 %, к 2007 г. – 3371 %.
В целом, стоимость запасов в 2008 году возросла по сравнению с 2006 г. на 81,9 %, а по сравнению с 2007 г. на 102,5 %. Данные изменения можно проследить на рисунке 14.
Рисунок 14 – Динамика изменения состава запасов в АО «Аэропорт
«Коркыт Ата» за 2006-2008 гг.
Информация: Оборотно-сальдовая ведомость АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг.
Отразим долю товаров и материалов в общей стоимости ТМЗ за 2008 год на следующей диаграмме.
Рисунок 15 – Диаграмма составных элементов ТМЗ за 2008 г.
Информация: Оборотно-сальдовая ведомость АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг.
На данном рисунке видно, что в 2008 году в товарно-материальных запасах преобладают материалы (61,20 %).
При рассмотрении факторов, связанных с использованием материальных ресурсов, особое внимание должно быть уделено анализу эффективности их использования.
Обобщающими показателями эффективности использования материальных ресурсов являются: материалоотдача и материалоемкость.
Материалоотдача (Мо) характеризует выход продукции на один тенге материальных затрат, т.е. сколько произведено продукции с каждого тенге потребленных материальных ресурсов:
Мо = ВП / МЗ,
где ВП – выпуск продукции;
МЗ – материальные затраты.
Рассчитаем показатель материалоотдачи на примере АО «Аэропорт «Коркыт Ата»:
Мо = 205038,5 / 22604,5 = 9,07 за 2006 г.
Мо = 198846,8 / 20304,4 = 9,79 за 2007 г.
Мо = 235024,5 / 41126,0 = 5,71 за 2008 г.
Материалоемкость (Ме) — показатель, обратный материалоотдаче. Он характеризует величину материальных затрат, приходящихся на один тенге произведенной продукции:
Ме = МЗ / ВП.
Рассчитаем материалоемкость на примере АО «Аэропорт «Коркыт Ата»:
Ме = 22604,5 / 205038,5 = 0,11 за 2006 г.
Ме = 20304,4 / 198846,8 = 0,10 за 2007 г.
Ме = 41126,0 / 235024,5 = 0,17 за 2008 г.
Занесем рассчитанные показатели в таблицу.
Таблица 18 – Анализ эффективности использования материальных ресурсов АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006 – 2008 гг.
Показатели |
Годы |
Изменения | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Абсолютное, +/- |
Темп роста, % | |||
2008-2006 |
2008-2007 |
2008-2006 |
2008-2007 | ||||
Выпуск продукции, тыс. тенге |
205038,5 |
198846,8 |
235024,5 |
29986,0 |
36177,7 |
14,62 |
18,19 |
Запасы, тыс. тенге |
22604,5 |
20304,4 |
41126,0 |
18521,5 |
20821,6 |
81,94 |
102,55 |
Материалоотдача |
9,07 |
9,79 |
5,71 |
-3,36 |
-4,08 |
-37,00 |
-41,65 |
Материалоемкость |
0,11 |
0,10 |
0,17 |
0,06 |
0,07 |
58,72 |
71,37 |
Информация: Финансовая отчетность АО «Аэропорт«Коркыт Ата» 2006-2008 гг. |
Из приведенной таблицы видно, что выпуск продукции в 2008 году увеличился и составил 235024,5 тыс. тенге, при этом материальные затраты увеличились по сравнению с 2007 годом на 20821,6 тыс. тенге. Исходя из этого, материалоотдача на 2008 год составила 5,71 и уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 4,08. Так как материалоемкость обратно пропорциональна материалоотдачи, то этот показатель в 2008 году наоборот увеличился по сравнению с 2007 годом и составил 0,07.
Из всего выше сказанного, следует, чтобы поднять уровень оборотных активов предприятия руководству АО «Аэропорт «Коркыт Ата» необходимо использование эффективного аналитического управления оборотными средствами, что позволит контролировать состояние денежных средств и расчетов с дебиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, своевременно определять потребность в дополнительных ресурсах, вырабатывать рациональную политику использования товарно-материальных запасов, найти оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов является достаточной, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия.
3.4 Анализ и управление платежеспособности и источников формирования АО «Аэропорт «Коркыт Ата»
В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Одним из главных критериев оценки финансового состояния являются показатели платежеспособности предприятия.
Среди факторов, обеспечивающих платежеспособность, часто упоминается ликвидность баланса. Анализ платежеспособности АО «Аэропорт «Коркыт Ата» по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.
Основными признаками группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (2 раздел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (1 раздел актива баланса).
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств организации по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения, расположенными в порядке возрастания сроков.
Проведем анализ ликвидности баланса в АО «Аэропорт «Коркыт Ата» на основе таблицы 19.
Таблица 19 – Анализ состава, величины и структуры активов и пассивов по степени ликвидности в АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг.
Активы и пассивы |
Годы |
Изменения | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Абсолютное, +/- |
Темп роста, % | |||
тыс. тенге |
тыс. тенге |
тыс. тенге |
2008-2006 |
2008-2007 |
2008-2006 |
2008-2007 | |
Наиболее ликвидные активы, А1 |
2558,8 |
9964,6 |
956,6 |
-1602,2 |
-9008,0 |
-62,62 |
-90,40 |
Наиболее срочные обязательства, П1 |
8964,2 |
6838,1 |
100834,4 |
91870,2 |
93996,2 |
1024,9 |
1374,6 |
Быстро реализуемые активы, А2 |
16728,2 |
5099,4 |
13810,8 |
-2917,4 |
8711,4 |
-17,44 |
170,83 |
Краткосрочные пассивы, П2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
Медленно реализуемые активы, А3 |
22604,5 |
20304,4 |
41126,0 |
18521,6 |
20821,7 |
81,94 |
102,55 |
Долгосрочные пассивы, П3 |
3500,0 |
4000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Трудно реализуемые активы, А4 |
208524,0 |
186845,2 |
225428,3 |
16904,3 |
38583,1 |
8,11 |
20,65 |
Постоянные пассивы, П4 |
235449,9 |
211211,5 |
190582,4 |
-44867,6 |
-20629,1 |
-19,06 |
-9,77 |
Информация: Бухгалтерский баланс АО «Аэропорт «Коркыт Ата» за 2006-2008 гг. |