Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:32, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
1) изучение структуры стоимости приобретаемых материально-производственных запасов согласно нормам действующих бухгалтерских стандартов;
2) отражение в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления производственных запасов;
3) выявление условий, порядка создания и списания резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
4)использование первичной документации по учету поступления материалов;
5) анализ учета материалов на складе и в бухгалтерском учете организации;
6) выявление порядка учета неотфактурированных поставок.
Предметом исследования явилась организация и методология учета материальных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………………………………………
Глава 1 Нормативно-правовая регламентация оценки и учета материально-производственных запасов…………………………………………………………………………..
Структура стоимости приобретаемых материально-производственных запасов согласно нормам действующих бухгалтерских стандартов……….
1.2 Отражение в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления производственных запасов………………………………………………………………………………
1.3 Условия, порядок создания и списания резерва под снижение стоимости материальных ценностей…………………………………………………………………………………….
Глава 2 Учет поступления материалов
2.1 Документация по учету поступления материалов………………………………………
2.2 Учет материалов на складе и бухгалтерии………………………………………………….
2.3 Порядок учета неотфактурированных поставок.
Заключение.
Список литературы.
Вместе с тем специфика счета
20 «Основное производство», на котором
отражается незавершенное производство,
такова, что он является накопительным.
На нем собираются разные виды расходов
(стоимость материалов, услуг, сумма
начисленной амортизации и т.
д.). И пока производственный процесс
не завершен выпуском готовой продукции,
фактическая себестоимость
Заметим также, что перечень активов, для которых создается резерв под снижение стоимости материальных ценностей, в Инструкции по применению Плана счетов вообще открыт.
Таким образом, счет 14 является контрактивным счетом к счетам:
10 «Материалы»;
11 «Животные на выращивании и откорме»;
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция».
Резерв, образованный под снижение стоимости материальных ценностей, в балансе не отражается. Материальные ценности, для которых создавались резервы под снижение стоимости, показываются в балансе в уточненной оценке за вычетом суммы резерва.
Таким образом, если в организации
резервы формировались для
строки 211 — сырье и другие аналогичные ценности;
строки 214 — готовая продукция и товары для перепродажи.
Для упрощения этой процедуры на счете 14 целесообразно открывать субсчета.
Кроме того, информация о созданном резерве отражается в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках по строке «Отчисления в оценочные резервы».3
Глава 2. Учет поступления материалов
2.1 Документация по учету поступления материалов
Поступление материалов на предприятие контролирует отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиком договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Материалы на склад доставляет экспедитор. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется акт не право представления претензий к транспортной организации или поставщику.
В момент сдачи экспедиторам материалов
на склад материально
Один из них отражает количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие – качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходной ордер (ф. № М-4).
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах:
1) покупателю – для
2) поставщику – для списания ценностей;
3) для начисления зарабатной платы водителям автотранспорта;
4) для предъявления в банк на оплату;
акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый – передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй – поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Кроме перечисленных документов составляются накладные – требования на отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад.
Материально ответственное лицо, выписывает накладные в двух экземплярах; один цеху, другой складу – для их оприходования.4
2.2 Учет материалов на складе и бухгалтерии
В связи с большими запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов. Все материалы сначала поступают на склад. Учет материалов на складе ведет материально-ответственное лицо, заведующий складом или кладовщик. Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов. При поступлении каждому наименованию, сорту и марке материалов присваивают специальное обозначение- номенклатурный номер. А каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка учета материалов. Затем номенклатурные номера заносятся в специальный реестр, который называется номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике, кроме названия и номенклатурного номера, указывают цену и единицу измерения материала. Таким образом, номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень всех используемых материалов с указанием их стоимости и единицы измерения. Так как в обычном порядке учет материалов одновременно ведется и на складе и в бухгалтерии, то ведение учета наличия и движения материалов зависит от выбранной методики учета, которая устанавливает порядок и последовательность ведения учета материалов на складе и в бухгалтерии. Возможна такая постановка учета, когда на складе и параллельно в бухгалтерии ведутся карточки аналитического учета материалов в соответствии с их номенклатурными номерами. Только в бухгалтерии помимо количественного, в карточках аналитического учета материалов, ведется и стоимостной учет. В конце месяца производится сверка данных учета материалов на складе и в бухгалтерии. При использовании метода учета, который называют сальдовым, бухгалтерия не дублирует складской учет, а в качестве регистров аналитического учета использует карточки учета материалов, которые ведутся на складе. Сальдовый учет материалов является более рациональным в условиях ручной обработки данных. Естественно, что современные автоматизированные системы складского учета с применением специализированных программных средств значительно упрощают и ускоряю процесс ведения складского учета материалов.5
2.3
Порядок учета
Неотфактурованная поставка — это
материальные запасы, которые поступили
в организацию без расчетных
документов. Такое определение дано
в пункте 36 Методических указаний по
бухгалтерскому учету материально-
Поставка будет
Если
же эти ценности попали в адрес
организации случайно, то есть договорные
отношения с поставщиком
Также нельзя учесть в качестве неотфактурованной поставки материальные ценности, хотя и поступившие в соответствии с договором, но без перехода на них права собственности. Например, если право собственности по условиям договора переходит к покупателю после оплаты этих ценностей.
Если на материальные ценности не
получены расчетные документы, бухгалтеру
следует проверить, не числятся ли поступившие
запасы как оплаченные, но находящиеся
в пути или не вывезенные со складов
поставщиков. Кроме того, имеет смысл
уточнить, не является ли стоимость
поступивших ценностей
Таким образом, неотфактурованная поставка возникает, когда материальные ценности прибыли, договор с поставщиком существует, а расчетных документов к нему нет. Статьи 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять такие ценности, даже если отсутствуют расчетные документы.
Положения этих статей основаны на статье 328 ГК РФ о встречном исполнении обязательств. В связи с этим при необоснованном отказе покупателя принять товар продавец вправе отказаться от исполнения договора с возложением на покупателя различных (невыгодных для него) имущественных последствий согласно статье 393 ГК РФ.
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Это определено пунктом 37 Методических указаний. Форма Акта о приемке материалов (форма № М-7), поступивших без расчетных документов поставщика, и порядок ее оформления утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Кроме того, форма применяется при количественных и качественных расхождениях, а также при расхождениях по ассортименту.
При
оприходовании товаров без
При заполнении формы № М-7 есть некоторые сложности. Дело в том, что данный документ составляется в двух экземплярах приемной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации.
Безусловно,
привлечение представителей отправителя
(поставщика), как правило, затруднительно.
Привлечение сторонней
Отметим,
что Гражданский кодекс не включает
в обязанности продавца передачу
расчетных документов. Поэтому если
эта обязанность прямо не предусмотрена
договором, то нельзя наказать поставщика
за задержку выписки счетов (или
иных документов с указанием количества
и цен отгруженного товара). Следовательно,
покупателю скорее всего не удастся
переложить на поставщика свои затраты
на оплату услуг по привлечению экспертов
сторонних организаций для
Неотфактурованная поставка приходуется на основании первого экземпляра акта о приемке материала. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Как было отмечено, полученные без документов материальные запасы являются собственностью покупателя. Поэтому учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов. В частности, на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и др. Такой порядок предусмотрен пунктом 39 Методических указаний. Здесь же указано, что материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. Если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, поступившие материальные запасы приходуются по рыночным ценам. В качестве рыночной цены можно использовать цену, указанную в договоре. Такой принцип закреплен в пункте 1 статьи 40 НК РФ. Если же в договоре стоимость материалов не определена, то можно исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество. Основанием служит пункт 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации». После получения расчетных документов (до утверждения бухгалтерской отчетности) бухгалтер исходя из приведенных в них данных должен скорректировать стоимость материалов. Об этом сказано в пункте 40 Методических указаний. Корректировку можно выполнять методами дополнительной записи (проводки) или «красного сторно». Метод дополнительной записи применяется при первоначальном занижении суммы хозяйственной операции, если при отражении в учете использовалась правильная корреспонденция счетов. В этом случае для исправления ошибки выполняют такую же проводку, но только на недостающую сумму, приложив к проводке в качестве обоснования сумм бухгалтерскую справку-расчет.6
Заключение
В данной курсовой
работе были рассмотрены методологические
аспекты бухгалтерского учета поступления
материалов. В ходе выполнения работы
были получены следующие выводы:
Бухгалтерский
учет поступления материалов регулирует
Положение по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов»
ПБУ 5/01. Оно утверждено Приказом Минфина
России от 9 июня 2001 г №44н. Материалы – предметы труда, необходимые
для производства продукции, работ, услуг,
хозяйственных нужд организации. Для документального
оформления операций по учету поступления
материалов применяются унифицированные
формы первичных учетных документов: доверенность
(М-2, М-2а), приходный ордер М-4, акт о приемке
материалов М-7, акт об оприходовании материальных
ценностей, полученных при разработке
и демонтаже зданий и сооружений М-35, накладная
на передачу готовой продукции в места
хранения МХ-18, товарная накладная ТОРГ-12,
товарно-транспортная накладная Т-1. Материалы
принимаются к бухгалтерскому учету по
фактической себестоимости. Фактическая
себестоимость материалов определяется
в зависимости от метода поступления материалов
в организацию. Поступление материалов
в организацию осуществляется по договорам
поставки, путем изготовления материалов
силами организации, в результате списания
объектов основных средств, внесения в
счет вклада в уставный (складочный) капитал
организации, получения организацией
безвозмездно (включая договор дарения). Учет
наличия и движения материалов, принадлежащих
организации на праве собственности, осуществляется
на синтетическом счете 10 «Материалы»,
к которому открываются субсчета.
Заготовление материалов отражается
в бухгалтерском учете с
Список литературы
1. Приказ Минфина РФ от 09.06.01 №44н
«Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету «Учет