Учет процесса возврата товара в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возврат товаров в розничной торговле
1.1. Основные понятия и определения, связанные с возвратом товаров в розничной торговле…...........…………………………………………………………………...5
1.2. Возврат товаров ненадлежащего качества………………………………………..8
1.3. Возврат товаров надлежащего качества………………………………………...10
Глава 2. Учёт операций возврата товаров
2.1. Документальное оформление возврата товаров………………………………….13
2.2. Учет возврата качественных товаров……………………………………………….16
2.3. Учет возврата некачественных товаров…………………………………………….18
Глава 3. Практическая часть
3.1. Практическая часть, задача…………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая. Учет процесса возврата товаров в розничной торговле.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Б) возмещение морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя. Фирма, продавшая товар или предоставившая услугу, отвечает за причиненные неудобства лишь в том случае, если не докажет, что виноват потребитель [3].

 

1.2.  Возврат  товаров ненадлежащего  качества

Порядок возврата (обмена) товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, установлен параграфом 2 главы 30 части второй Гражданского кодекса РФ и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Данные законы являются основными в возврате товаров.

В случае обнаружения  в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе:

А) потребовать  в семидневный срок замены на товар  этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении;

Б) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

В) потребовать  соразмерного уменьшения покупной цены в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования;

Г) потребовать в течение  десяти дней незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (Приложение № 1);

Д) отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены или на момент решения суда.

Е) потребитель вправе потребовать  также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар  ненадлежащего качества у потребителя  и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Доставка крупногабаритного  товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю  осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара:

1. Потребитель вправе  предъявить требования в отношении  недостатков товара, если они  обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

2. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

3. Для сезонных  товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Срок устранения недостатков  товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

4. В отношении товаров  длительного пользования изготовитель  либо  продавец обязаны в трехдневный  срок безвозмездно предоставить  потребителю на период ремонта  товар длительного пользования,  обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет [2;3] (Приложение № 2).

 

1.3.  Возврат  товаров надлежащего  качества

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар  надлежащего качества на аналогичный  товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в  употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется  товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Не подлежат обмену товары по перечню, утверждаемому Правительством РФ. В настоящее время такой  перечень утвержден Постановлением от 19 января 1998 г. № 55 и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81 [4;5].

Перечень  непродовольственных товаров надлежащего  качества, не подлежащего возврату или обмену на аналогичный товар  других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации:

1) Товары для  профилактики и лечения заболеваний  в домашних условиях (предметы  санитарии и гигиены из металла,  резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура  медицинские, средства гигиены  полости рта, линзы очковые,  предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

2) Предметы личной гигиены  (зубные щетки, расчески, заколки,  бигуди для волос, парики, шиньоны  и другие аналогичные товары);

3)  Парфюмерно-косметические  товары;

4) Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;

5) Швейные и трикотажные  изделия (изделия швейные и  трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);

6) Изделия и материалы,  контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том  числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов;

7) Товары бытовой химии,  пестициды и агрохимикаты;

8) Мебель бытовая (мебельные  гарнитуры и комплекты);

9) Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;

10)  Автомобили  и мотовелотовары, прицепы и номерные  агрегаты к ним; мобильные средства  малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

11) Технически сложные  товары бытового назначения, на  которые установлены гарантийные  сроки (станки металлорежущие  и деревообрабатывающие бытовые;  электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);

12) Гражданское оружие, основные  части гражданского и служебного  огнестрельного оружия, патроны  к нему;

13) Животные и растения;

14) Непериодические издания  (книги, брошюры, альбомы, картографические  и нотные издания, листовые  издания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) [3].

Возврат и обмен  товара может производиться как  в день покупки, так и в последующие  дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учёт операций возврата товаров

2.1. Документальное  оформление возврата товаров

В данной главе  мы рассмотрим правила бухгалтерского учета операций по возврату товаров  и их документальное оформление.

1. Возврат товаров: 

А) Возврат товаров в день покупки.

В соответствии с разделом IV Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 возврат денежной суммы производится из операционной кассы магазина по чеку ККМ, выданному в данной кассе. При этом на чеке должна быть подпись руководителя организации (или его заместителя)(Приложение № 3).

На сумму  возврата денежных средств оформляется  акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Данный акт составляется в одном экземпляре комиссией в составе заведующего товарным отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста. Принятые от покупателя и погашенные кассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе с вышеуказанным актом сдают в бухгалтерию при кассовом отчете (Приложение № 4).

Денежные суммы, выплаченные по возвращенным покупателям  кассовым чекам, отражаются в графе 16 Книги кассира-операциониста. На итог этой графы уменьшается сумма  выручки, полученной торговой организацией за данный день.

Логичнее возврат  денег покупателю отражать по отдельной  секции, тем самым организовав  аналитический учет с помощью  кассового аппарата так, чтобы всегда можно было правильно заполнить  Книгу продаж.

В случае предъявления покупателем кассового чека, содержащего несколько наименований товара, торговая организация может выдать покупателю взамен копию чека, заверенную администрацией организации.

О том, что такой  порядок оформления документов принимается  налоговыми органами в данный момент, указано в письме УФНС России по г. Москве от 08.06.2006 № 22-12/49655 [6;8].

Б)  Возврат  товаров не в день покупки.

Если деньги за товар возвращаются не в день покупки, а также если кассовый чек  покупателем утерян, то следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40. В этом случае возврат денег осуществляется только из главной кассы по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании письменного заявления покупателя при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт). Такой же порядок предусмотрен и Методическими рекомендациями.

Заявление на возврат  денег составляется покупателем  в произвольной форме.

2. Обмен товаров:

А)  Обмен  качественных товаров.

Покупатель  может не потребовать возврата денег, а захочет обменять товар на качественный или более подходящий ему.

Если покупатель обменивает возвращаемый товар на другой, продавец фактически осуществляет две  операции:

              1) прием "старого" товара;

              2) реализацию нового.

Если цена возвращаемого  товара меньше, покупатель доплачивает  необходимую сумму, если возвращаемый товар дороже, то покупателю возвращают часть уплаченных им ранее денег.

Но новая  реализация происходит не всегда. Например, если покупателю обменивается один размер платья на другой размер, либо обмениваемые товары равны по стоимости, то происходит просто обмен с оформлением движения складских документов. То же можно сказать об обмене некачественного товара на аналогичный качественный.

Б) Обмен  некачественных товаров.

При оформлении и учете операций по приему и обмену некачественных товаров необходимо руководствоваться Методическими  рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга России от 10.07.1996 № 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации).

Обмен некачественного товара на качественный товар аналогичной марки.

 Если продавец заменил некачественный товар на качественный товар аналогичной марки (например, другого размера), то цена товара (реализации) не пересчитывается, следовательно, вопросов об отражении данной операции в бухгалтерском учете не возникнет.

Информация о работе Учет процесса возврата товара в розничной торговле