Учет процесса возврата товара в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возврат товаров в розничной торговле
1.1. Основные понятия и определения, связанные с возвратом товаров в розничной торговле…...........…………………………………………………………………...5
1.2. Возврат товаров ненадлежащего качества………………………………………..8
1.3. Возврат товаров надлежащего качества………………………………………...10
Глава 2. Учёт операций возврата товаров
2.1. Документальное оформление возврата товаров………………………………….13
2.2. Учет возврата качественных товаров……………………………………………….16
2.3. Учет возврата некачественных товаров…………………………………………….18
Глава 3. Практическая часть
3.1. Практическая часть, задача…………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовая. Учет процесса возврата товаров в розничной торговле.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

На это указывает  Минфин России в письме от 12.11.1996 № 96, где сказано, что исправительные записи делаются в том случае, если не было замены товара. Операцию по замене возвращенного покупателем товара на качественный товар такой же стоимости можно отразить на соответствующих субсчетах счета 41 "Товары", например:

Дебет 41 субсчет "Товары ненадлежащего качества" Кредит 41 субсчет "Товары в розничной торговле" (таблица 1).

Таблица 1

NN п/п

Содержание  хозяйственных операций

Шифр  корреспондирующих счетов

Дебет

Кредит

1

Оприходование некачественного товара по покупной цене

41

76

2

Стоимость товара, выданного в обмен на сданный  некачественный

76

41


 

Там же приведены  записи по корректировке торговой наценки, если товар учитывается по продажной  стоимости [9].

Для НДС ничего не меняется, уплаченный ранее с  выручки НДС не корректируется, а поскольку продажи нового товара не произведено, то и с его продажной цены НДС не начисляется. Ничего не меняется и для целей исчисления налога на прибыль.

Обмен некачественного товара на качественный товар другой  марки.

При замене товара ненадлежащего качества товаром другой марки или модели может возникнуть разница в их стоимости, которая либо доплачивается покупателем, либо возвращается ему.

В бухгалтерском  учете такую замену можно отразить следующим способом: cначала сторнировать ранее отраженную выручку, затем, после того, как товар заменен, вновь показать реализацию.

Уточнять ранее  поданные налоговые декларации по НДС  нет необходимости. Возврат брака  будет показан в текущей декларации по строке 320 (вычет), а реализация качественного товара - в обычном порядке.

Минфин России в письме от 28.04.2000 № 04-02-05/1 по данной операции одобрил и отражение  в бухгалтерском учете разницы  в цене реализации (путем доначисления или сторнирования). В таком случае в налоговой декларации операция будет показана свернуто, что не очень удобно и может вызвать нарекания при проверке [6].

 

2.2. Учет  возврата качественных товаров

Согласно  ст. 25 Закона о защите прав потребителей обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В случае, если аналогичный  товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар де нежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара [3].

Если обмен (с  возмещением разницы в ценах) или возврат товара производится в день покупки, то деньги покупателю выдают из денежного ящика контрольно-кассовой машины (ККМ). При этом оформляется акт унифицированной формы № КМ-3. Этот акт составляется на всю стоимость товара, который покупатель возвращает или предъявляет к обмену. Также возвращается подлинный чек ККМ, который подшивается к документам дня. Если производится обмен товара, то на полную стоимость получаемого на обмен товара печатается и выдается покупателю новый чек ККМ.

Возврат товара надлежащего качества, но не подходящий покупателю по каким-либо причинам, производится на основании заявления покупателя. Возврат товара по такому основанию возможен только при наличии кассового или товарного чека. Возврат товара оформляется накладной в двух экземплярах, первый из которых прилагается к товарному отчету организации, второй передается покупателю и служит основанием для выдачи денежных средств, уплаченных покупателем за товар.

При возврате покупателем  товара надлежащего качества, продавец обязан составить акт о возврате товара. Данный акт должен содержать  данные потребителя, полное наименование продавца, наименование товара, указываются даты покупки и возврата товара, а так же денежная сумма, подлежащая возврату продавцом за товар, срок и порядок возврата денежных средств потребителю, на ней ставятся подписи потребителя и представителя продавца. Так же документ о возврате товара должен содержать ссылку на пункт 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Отказ продавца или его уклонение от составления акта не лишает потребителя права потребовать возврат товара и возврата потребителю оплаченной за товар денежной суммы [3].

Например, Покупатель в установленный срок обратился  в магазин с требованием заменить костюм надлежащего качества, не подошедший по размеру, на аналогичный костюм другого  размера. В день обращения покупателя такого костюма не оказалось в продаже. Покупатель решил расторгнуть договор купли-продажи. Покупатель представил костюм, заявление о возврате уплаченной суммы за товар и кассовый чек. Стоимость костюма по продажным ценам составила 2520 руб., торговая наценка (с учетом НДС) – 820 руб. Требование покупателя было удовлетворено в установленном порядке.

Существует  два варианта отражения указанной  операции в бухгалтерском учете. Выбор одного из вариантов зависит  от метода оценки товарных запасов, применяемого на предприятии розничной торговли.

Вариант 1.

Предположим, что  учет товаров в магазине ведется  по продажным ценам. Тогда в бухгалтерском  учете операция по возврату товара будет отражена проводками:

ДЕБЕТ 41-2 счет «Товары в розничной торговле»

КРЕДИТ 76-6 счет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

– 2520 руб. – товар, возвращенный покупателем, оприходован по продажным ценам; 
ДЕБЕТ 76-6 счет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

КРЕДИТ 50-1 счет «Касса организации» 
– 2520 руб. – выданы покупателю денежные средства из кассы за сданный товар; 
ДЕБЕТ 90-2 счет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 90-1 счет «Выручка» 
– (2520 руб.) – корректировка выручки от продаж методом «красное сторно» (проводка с минусом); 
ДЕБЕТ 90-2 счет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 42 счет «Торговая наценка» 
– 820 руб. – восстановлена сумма торговой наценки; 
ДЕБЕТ 90-3 счет «Налог на добавленную стоимость»

КРЕДИТ 68-3 счет «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» 
– (384,41 руб.) (2520 руб. х 18/118) – корректировочная запись по НДС методом «красное сторно».

Вариант 2. 
Если магазин ведет учет товаров по покупным ценам, операция по возврату

 товара будет отражена следующим образом. Покупная цена товара, который возвращен, составляет 1700 руб. В данном случае при возврате товара необходимо сторнировать ранее произведенные записи, отразившие продажу товара:

ДЕБЕТ 76-6 счет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

КРЕДИТ 90-1 счет «Выручка» 
– (2520 руб.) – сторно выручки от реализации товара; 
ДЕБЕТ 41-2 счет «Товары в розничной торговле»

КРЕДИТ 90-2 счет «Себестоимость продаж» 
– 1700 руб. – оприходован возвращенный товар (сделана проводка, обратная проводке по списанию проданного товара в учетных ценах); 
ДЕБЕТ 90-3 счет «Налог на добавленную стоимость»

КРЕДИТ 68-3 счет «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» 
– (384,41 руб.) – сторно ранее начисленного НДС. 
Возврат покупателю денежных средств из кассы магазина отражается записью: 
ДЕБЕТ 76-6 счет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

КРЕДИТ 50-1 счет «Касса организации» 
– 2520 руб. [9].

 

2.3. Учет  возврата некачественных товаров

Право возврата товара по этому основанию  предоставлено покупателю ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Торговая организация обязана удовлетворить требования покупателя о возврате товара по этому основанию даже при отсутствии у него кассового или товарного чека.

Обмен или возврат  некачественного товара производится на основании заявления покупателя и оформляется накладной в двух экземплярах: один экземпляр прикладывается к товарному отчету, другой отдается на руки покупателю и служит основанием для обмена товара или выплаты покупателю денежной суммы, уплаченной за некачественный товар.

Кроме суммы, уплаченной за некачественный товар, покупатель может потребовать от продавца и возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и его стоимостью на момент удовлетворения такого требования покупателя [2].

Например, Покупатель приобрел в магазине «Товары для  дома» микроволновую печь, уплатив  за неё 4248 руб. На микроволновую печь установлен гарантийный срок — 18 месяцев со дня продажи. В процессе использования микроволновой печи (до истечения сроке] гарантии) покупателем были обнаружены скрытые дефекты, которые, как установила экспертиза (проведенная по инициативе покупателя), возникли до момента покупки микроволновой печи. В течение установленного срока продавец не удовлетворил требования покупателя, в связи с чем покупатель обратился в суд. Решением суда было установлено, что продавец обязан:

  • вернуть покупателю сумму денежных средств, уплаченных за микроволновую печь, в размере 4248 руб.;
  • возместить разницу между ценой микроволновой печи на момент 
    ее продажи покупателю и ценой аналогичной бытовой  техники на момент вынесения решения суда. Предположим, что указанная разница со 
    ставляет 250 руб.;
  • возместить покупателю расходы, связанные с экспертизой товара, 
    в размере 360 руб., в том числе НДС — 60 руб.

Штрафные  санкции за просрочку удовлетворения требований покупателя в данном примере не рассматриваются.

Учетной политикой  магазина «Товары для дома» предусмотрено, что договор учитывается по продажным ценам. Торговая наценка на микроволновую печь в момент продажи покупателю составляла 50 %, т.е. 1200 руб., сумма НДС в составе торговой наценки составляла 648 руб.

В бухгалтерском  учете магазина «Товары для дома» операции по возврату отражены следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание  операции

Дебет

Кредит

   

1

2

3

4

1

2

3

4

41-2

76

4 248

Принят возвращенный покупателем товар по цене его  продажи покупателю

90-2

90-1

4 248

СТОРНО!

Отражена выручка от продажи  микроволновой печи

90-2

42

1 848

СТОРНО!

Учтена сумма торговой наценки

90-3

68

648

СТОРНО!

Начислен НДС от реализации микроволновой печи


 

Разница между ценами микроволновой печи на день продажи ее покупателю и на день вынесения судебного решения составляет 250 руб. и представляет для торговой организации сумму штрафных санкций, отражаемых в составе внереализационных расходов (таблица 3) [8]:

Таблица 3

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

 

 

91-2

76

250

Межценовая  разница учтена в составе внереализационных расходов

Расходы по экспертизе, подлежащие возмещению покупателю, организация торговли имеет  право учесть в составе расходов на продажу, так как обязанность по проведению экспертизы возложена на продавца товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителя):

44

76

300

Учтены  расходы по экспертизе товара

19

76

60

Учтен НДС по услугам экспертов

76

50

4858

Денежные  средства возвращены покупателю


 

 

 

 

 

Глава 3

Практическая часть, задача

   В начале марта 2012 года ЗАО «Юлмарт» приобрел у поставщика 100 штук (141000 руб.) по отпускным ценам оперативной памяти Kingston DDR, транспортные расходы составили 10000 руб., весь товар был продан, но в течении 14 дней один из покупателей решил вернуть товар (2 штуки) по причине того, что он ему не подошел. Составить журнал операций.

Журнал  операций

             
 

Содержание операции

Счета

Сумма

 
 

Д

К

 
 

1

2

3

4

5

 
 

1

Поступили товары по товарной накладной и счет-фактуре:              

       
 

- стоимость  по отпускным ценам

41.1

60.1

141000

 
 

- НДС 18%

19.3

60.1

25380

 
 

- транспортные  расходы

44

60.1

10000

 
 

- НДС 18%

19.3

60.1

1800

 
 

Товары оприходованы с наценкой 32%

41.2

42

78621,6

 
 

2

Оплачены товары поставщику

60.1

51

141000

 
 

3

Продано 100 штук оперативной  памяти DDR

50

90.1

141000

 
 

4

         
 

5

Начислен НДС  с продаж

90.3

68

25380

 
 

6

Списаны проданные  товары

90.2

41.2

141000

 
 

7

Уменьшена выручка  от продажи товаров в связи  с возвратом (красным сторно)

76

90.1

2820

 
 

8

Уменьшен НДС  в связи с возвратом товаров  (красным сторно)

90.3

68

507,6

 
 

9

Уменьшена себестоимость  проданных товаров и одновременно отражен возврат (красным сторно)

90.2

41.2

2820

 
 

10

Выплачены деньги покупателю за  возвращенные товары

76

50

2820

 
 

11

Предъявлен  к вычету НДС

68

19.3

27180

 
 

12

Перечислен  в бюджет НДС за март

68

51

1292,4

 
 

 

1

2

3

4

5

 
 

13

Списаны расходы  на продажу

90.6

44

10000

 
 

14

Определен и  списан по назначению фин. результат  от продажи товаров

90.9      

99

 

35887,6

 

 

             

Информация о работе Учет процесса возврата товара в розничной торговле