Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:26, курсовая работа
Производственные запасы – это элементы производства, используемые в качестве предметов труда, предназначенные для переработки или использования в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. В соответствии с установленным порядком производственные запасы включаются в состав средств в обороте. Они целиком потребляются в пределах одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (работ, услуг). [13, c.358]
Основными задачами учета производственных запасов являются:
формирование фактической себестоимости запасов;
правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
Введение………………………………………………………………………………………….
Понятие производственных запасов в деятельности предприятия ……………………...
1. 1. Понятие производственных запасов, их роль в хозяйственном обороте предприятия, классификация и оценка……………………………………...…………………………………
1. 2. Нормативно-правовое обеспечение учета производственных запасов…………………
2. Учет производственных запасов……………………………………………………………..
2. 1. Документальное оформление поступления и использования производственных запасов……………………………………………………………………………………………………
2. 2. Синтетический и аналитический учет производственных запасов …………………….
2. 3. Инвентаризация производственных запасов……………………………………………..
3. Особенности оценки учета производственных запасов в международной практике…...
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………
Оценка производственных запасов при их поступлении:
Производственные запасы в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по фактической себестоимости, в которую включаются:
• сумма, уплаченная поставщику (продавцу) согласно договору поставок (за исключением налога на добавленную стоимость);
• комиссионное вознаграждение по приобретению производственных запасов;
• таможенные пошлины;
• расходы на транспортировку, хранение и доставку, а также за страхование груза в пути следования;
• проценты по кредитам и займам;
• иные затраты (подработка, сортировка, фасовка и др.).
При большом объеме поступающих материалов, большой их номенклатуре, сложно подсчитать фактическую себестоимость материалов до окончания месяца без наличия документов автотранспортных организаций, по расходам на погрузочно-разгрузочные работы и другие расходы. А отпускать на производство материалы необходимо ежедневно, поэтому возникает потребность вести учет материалов по учетным ценам, заранее установленным, это может быть плановая нормативная себестоимость или оптовая цена основного поставщика.
В этом случае отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Фактическая себестоимость производственных запасов, изготовленных самой организацией, образуется из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость производственных запасов, внесенная учредителями в уставный фонд организации, складывается из денежной оценки, согласованной учредителями и подтвержденной оценкой по акту экспертизы.
Экспертная оценка проводится компетентными органами при наличии соответствующей лицензии оценщиков.
Фактическая себестоимость производственных запасов, полученных безвозмездно по договору дарения, определяется исходя из рыночной стоимости на дату оприходования (принятия к учету).
Стоимость производственных запасов, приобретенных за иностранную валюту, переводится в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету (из РФ) или дату таможенного оформления груза (из дальнего зарубежья).
Способы оценки при отпуске производственных запасов:
При отпуске производственных запасов в производство и на другие нужды
их оценка может производиться одним из следующих способов:• по фактической себестоимости;
• по средневзвешенным ценам;
• по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической
стоимости;
• по ценам первой партии приобретения (метод ФИФО);
• по ценам последней партии приобретения (метод ЛИФО).
Использование того или иного способа (метода) оценки отражается в учетной политике предприятия на весь хозяйственный год.
Фактическая себестоимость заготовления материалов исчисляется небольшой частью организаций по основным видам сырья и материалов (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.).
Наиболее распространенным способом учета расхода материалов является списание по учетным ценам в течение месяца (это средняя цена приобретения либо плановая нормативная себестоимость), а в конце месяца списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам.
Способ ФИФО означает «первая партия материалов в приход – первая в расход».
Способ ЛИФО означает «последняя партия в приход – первая в расход». Списанные в производство материалы оцениваются по стоимости последней партии приобретения, затем предыдущей и т. д. Подтверждением цены партии последнего приобретения служат накладные поставщика.
Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 134/219/139 принято Положение о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности.
1. 2. Нормативно-правовое обеспечение учета производственных запасов
Главным нормативно - правовым актам, регламентирующим ведение учета материалов является Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18.10.1994 №3321-XII (в ред. от 25.06.2001 №42-3, от 17.05.2004 №278-3, от 26.12.2006 №188-3, от 26.12.2007 №302-3). Он определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования к бухгалтерской отчетности, указывает основные методы оценки имущества и регламентирует порядок проведения инвентаризации на предприятии. [23]
Для обеспечения единообразия и
сопоставимости ведения бухгалтерского
учета Постановление
Типовой план счетов предусматривает следующие счета для учета производственных запасов:
10 «Материалы»;
11 «Животные на выращивании и откорме»;
14 «Резерв под снижение
стоимости материальных
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
18 «Налог на добавленную
стоимость по приобретенным
Типовой план счетов предусматривает открытие субсчетов к каждому из счетов для ведения синтетического и аналитического учета.
Порядок бухгалтерского учета сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды организаций устанавливает Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная Постановлением Министерства финансов от 17.07.2007 №114. Она устанавливает порядок оформления операций по поступлению и выбытию материалов, методика их оценки, порядок включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материалов, а также особенности бухгалтерского учета материалов на складах и в бухгалтерской службе. [24]
Для обеспечения единообразного
определения состава затрат, включаемых
в себестоимость произведенной
и реализованной продукции
В каждой отрасли, как правило, используются первичные документы, утвержденные соответствующими министерствами, которые являются типовыми для данной отрасли. Так, постановлением Минпрома РБ от 29.12.2004 № 21 (в ред.22.05.2008 №15, от 29.12.2008 №34) утверждены Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и материалов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь и Инструкция о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и материалов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь. [9, c.268]
Приходный ордер (форма М-4п) применяется для учета материалов, поступающих в организацию от поставщиков, из переработки или при ликвидации основных средств и предметов длительного пользования. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления материалов на склад.
Акт о приемке материалов (форма М-7п) применяется для оформления приемки материалов, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.
Лимитно-заборная карта (форма М-8п) применяется для учета отпуска материалов цехам (объектам и др.) складского хранения, расходуемых в производстве в течение месяца многократно, и служит оправдательным документом для списания материалов со склада.
Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (форма М-10п) применяется для учета отпуска материалов при замене материала, предусмотренного технологией, другими материалами и является основанием для списания материалов со склада.
Требование-накладная на отпуск материалов (форма М-11п) применяется для учета поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, а также для учета отпуска материалов и является основанием для списания материалов со склада.
Карточка № __ складского учета (форма М-12п) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, номенклатурному номеру материалов и заполняется работником склада, являющимся материально ответственным лицом.
Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма М-13п) используется для оформления отпуска материалов (их отдельных групп, видов, наименований) своим подразделениям в том случае, когда не указывается наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы.
Реестр приемки-сдачи
документов (форма М-14п) применяется
для регистрации сдаваемых в
бухгалтерию приходно-
Материальный ярлык (форма М-16п) применяется для характеристики материалов, находящихся в местах хранения.
Материальный отчет (форма М-19п) составляется материально ответственным лицом подразделения. В отчете отражается движение материалов: остатки на начало месяца, поступление и расход, в том числе по объектам, и остаток на конец месяца. В материальном отчете перечисляют прилагаемые к отчету первичные документы по приходу и расходу материалов. Материальный отчет под роспись сдается в бухгалтерию.
В едомость учета остатков материалов на складе (форма М-20п) ведется в организациях, осуществляющих учет материалов по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу учета.
Заявка на получение доверенности (форма М-21п) составляется в одном экземпляре руководителем структурного подразделения организации или на то уполномоченным лицом и предоставляется в бухгалтерию для выдачи доверенности на получение материалов от имени организации материально ответственному лицу.
Карточка образцов подписей (форма М-22п) применяется для удостоверения образцов подписей материально ответственных лиц, которым предоставлено право разрешения отпуска, затребования и получения материалов со складов и кладовых организации и является подтверждающим документом [9, c.289].
В соответствии с Законом РБ от 28.05.1999 № 261-З "О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР" в случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения, на территории Республики Беларусь применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Таким документом, в частности, являются Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках (приложение к письму Минфина СССР от 30.04.1974 № 103).
Количество экземпляров
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 № 105.
Положение устанавливает порядок создания первичных документов, принятия и отражения их в бухгалтерском учете, организации документооборота, способы исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах.
Согласно подп.2.1-2.2 Положения первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции и являются основанием для отражения в регистрах бухгалтерского учета информации об этой операции. Первичные документы должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции.
Положение также определяет порядок хранения и передачи в архив первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, процедуру их изъятия контролирующими и судебными органами, регламентирует иные вопросы [16, c.125-129].
Постановление Минфина РБ от 08.12.2003 № 168 (в ред. от 07.07.2005, от 10.01.2009)"Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов" [18, c.258].
Утвержденные постановлением типовые
унифицированные формы