Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:26, курсовая работа
Производственные запасы – это элементы производства, используемые в качестве предметов труда, предназначенные для переработки или использования в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. В соответствии с установленным порядком производственные запасы включаются в состав средств в обороте. Они целиком потребляются в пределах одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (работ, услуг). [13, c.358]
Основными задачами учета производственных запасов являются:
формирование фактической себестоимости запасов;
правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
Введение………………………………………………………………………………………….
Понятие производственных запасов в деятельности предприятия ……………………...
1. 1. Понятие производственных запасов, их роль в хозяйственном обороте предприятия, классификация и оценка……………………………………...…………………………………
1. 2. Нормативно-правовое обеспечение учета производственных запасов…………………
2. Учет производственных запасов……………………………………………………………..
2. 1. Документальное оформление поступления и использования производственных запасов……………………………………………………………………………………………………
2. 2. Синтетический и аналитический учет производственных запасов …………………….
2. 3. Инвентаризация производственных запасов……………………………………………..
3. Особенности оценки учета производственных запасов в международной практике…...
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………
В случае если специфика вида хозяйственной
деятельности требует применения форм
первичной учетной документации
с дополнительными реквизитами,
то субъект хозяйствования может
внести их, оформив соответствующий
организационно-
Положение о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденное постановлением Минфина РБ от 15.05.2002 № 74 (в ред. от 30.11.2007 №182, от 10.12.2008 №186).
Положение обязательно для исполнения государственными организациями, иными организациями, имеющими долю государственной собственности, а также колхозами.
Инструкция о порядке
Инструкция определяет порядок изготовления (с обеспечением защиты от подделки), реализации, приобретения, учета, хранения, использования, возврата, замены и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности.
Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству РБ от 06.08.2001 №38.
Приведены сроки хранения документов в учреждениях, организациях, на предприятиях, как являющихся, так и не являющихся источниками комплектования государственных архивов [19, c.356].
Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Необходимо также учитывать, что для отдельных отраслей разработаны и утверждены в установленном порядке специализированные формы товарно-транспортных накладных. То есть на основании накладных утвержденного образца полученные товарно-материальные ценности принимаются к учету материально ответственным лицом организации.
Постановление Минфина РБ от 14.05.2001
№ 53 "Об утверждении бланков товарно-
Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
Грузоотправителям запрещается предъявлять,
перевозчикам - принимать к перевозке,
а грузополучателям - принимать грузы,
не оформленные товарно-
Товарная накладная формы ТН-2 является документом строгой отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным).
Накладные типовых форм ТТН-1 и ТН-2 подлежат применению всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями республики. Они служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.
В случае если специфика вида хозяйственной деятельности требует применения товарно-транспортной (товарной) накладной с дополнительными реквизитами, не содержащимися в типовой форме, то министерства, ведомства, концерны могут на основе типовой формы разработать специализированную форму и после согласования с Минфином РБ утвердить ее [5, c.254].
Прибывшие материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др. Если сырье и материалы поступают в одной единице измерения, например, в метрах квадратных (рубероид), а отпускаются в другой (в рулонах), то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения.
При наличии расхождений по поступившему товару он принимается на ответственное хранение. Аналогично следует поступать и в случае, если по каким-либо причинам на полученный товар отсутствуют сопроводительные документы.
Эти товары (сырье и материалы) должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не расходоваться [19, c.145-147].
Постановлением Минфина РБ от 31.03.2000 № 31 (в ред. от 10.07.2000 №74, от 02.01.2003 №1, от 28.04.2003 №68)"Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению" утверждены образцы типовых форм путевых листов для автобусов, грузовых автомобилей, легковых автомобилей (в т. ч. такси, служебных, специальных).
Приказ Минфина РБ от 29.10.1999 № 311
"Об утверждении бланков
Утверждены бланки квитанции формы КВ-1, приходного кассового ордера формы КО-1, талона формы 20-фс, товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и порядок их заполнения.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 302.11 2007 №180 утверждена Инструкция по инвентаризации активов и обязательств. Она устанавливает единый порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организаций, оформления ее результатов и отражения в бухгалтерском учете, содержит рекомендуемые к применению формы первичной учетной документации по инвентаризации (актов, описей, сличительных ведомостей) [11, c.138-139].
2. 1. Документальное оформление поступления и использования производственных запасов
Материалы поступают на предприятие от:
При поступлении материалов предприятие Покупатель заключает с поставщиком договор поставки или договор купли-продажи. Поставщик на основе договора поставки (см. приложение 4) отгружает УП "Белкоммунмаш" материалы. В договорах предусматриваются все права и обязанности сторон, ассортимент, сроки поставки, цена и меры ответственности за нарушение условий договора. На каждую отгруженную партию материалов Поставщик высылает в адрес Покупателя расчетные документы – счет-фактура, платежные требования, на сновании которых Покупатель оплачивает материалы. К этим документам могут прилагаться документы, подтверждающие количество и качество материалов – спецификация, сертификат качества.
При получении материальных ценностей на складе поставщика получатель должен представить выписанную бухгалтерией УП "Белкоммунмаш" доверенность, в которой указывается Ф. И.О. экспедитора, паспортные данные, поставщик, перечень материалов (см. приложение 1). Доверенность выдается на основании счета, в котором указывается, куда выписывать доверенность и что необходимо получить по доверенности (см. приложение 2). Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале (форма № М-3) (см. приложение 3). Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого поступления ценностей независимо от того, получены ли материалы по доверенности полностью или частично, предоставить в бухгалтерию документ о сдаче на склад материалов. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию. Доверенность выдается на срок не более 10 дней.
При получении материальных
ценностей автотранспортом
Так же на УП "Белкоммунмаш" материальные ценности могут приобретаться через подотчетных лиц за наличные деньги на колхозных рынках, у населения, у кооператоров, в этом случае составляется авансовый отчет (см. приложение 7).
К авансовому отчету должен быть приложен товарный счет (см. приложение 8) и кассовый чек (из магазина) (см. приложение 9), и, акт (служебная записка) (см. приложение 10), где указывается дата, место покупки материалов, наименование материалов, их количество и цена.
Поступившие материальные
ценности на склад сравниваются с
данными сопроводительных документов
по качеству и количеству. Если не установлено
расхождений между данными
Если поступает некачественный груз, обнаружен бой, порча материалов, то составляется акт о приемке материалов (см. приложение 14), который является первичным документом для оприходования груза и составление приходного ордера в данном случае необязательно. Акт составляется в 2-х экземпляр - 1-ый - передается в бухгалтерию для учета поступления материалов; 2-ой - служит основанием для предъявления претензий поставщику. При составлении такого акта должен обязательно присутствовать представитель поставщика либо иной уполномоченный поставщиком, незаинтересованной организацией.
Материалы на складе покупателя
принимает материально-
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета.
Лимитно-заборные карты на отпуск материалов в цехи сдаются в бухгалтерию не позднее первого числа следующего месяца. До сдачи лимитных карт их итоговые данные выверяются с аналогичными данными цеховых экземпляров лимитных карт, т.к. осуществляется ведение карт в двух экземплярах. Это делают работники складов, отпускавшие материалы, и цехов, получавшие их. Выверка подтверждается их подписями.
На основе данных складского учета материалов заведующий складом (кладовщик) своевременно сообщает отделу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запаса, а также и об остатках материалов, находящихся без движения. Это делается путем выписки сигнальных справок. Для этой цели используются данные, полученные с помощью средств механизации (ПВМ и ЭВМ).
Первичные документы со складов передают в бухгалтерию вместе с реестром (см. приложение 16), где указывается наименование и номер сдаваемых документов.
В конце месяца заполняется накопительная ведомость учета материалов на складе по приходу (см. приложение 17), затем ведомость проверяется в бухгалтерии и сравнивается с данными первичных документов полученных от кладовщика.
Документальное оформление и учет операций, связанных с поступлением материальных ценностей, а также их запасов на складе осуществляются в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103, и соответствующими отраслевыми инструкциями, изданными министерствами и ведомствами на основе указанных Основных положений.
При учете материалов руководствуются
Инструкцией о порядке
Материалы при поступлении учитываются по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость – сумма затрат на приобретение материалов без учета налогов на добавленную стоимость.
При большом количестве материалов и при постоянном их движении предприятию сложно подсчитать фактическую себестоимость до окончания месяца без наличия документов автотранспортных организаций, заработной платы грузчиков и других транспортно-заготовительных расходов. Отпускать материалы на производство необходимо ежедневно, поэтому возникает необходимость вести учет поступления материалов по учетным ценам.