Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности. Все организации обязаны уплачивать установленные налоги и сборы в бюджет Республики Беларусь. От этого зависит не только состоятельность бюджета страны, но и благосостояние обычных граждан Республики. Следует отметить, что социально важным организациям представляются разнообразные льготы, в том числе и налоговые льготы. Этим путем государство пытается стимулировать социально важные организации, тем самым, увеличивая доступность товаров, работ, услуг гражданам Республики Беларусь. Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
1.1 Нормативно-правовые документы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет…………………………………………………………………….……5
1.2 Обзор литературы…………………………………………………….…..….13
2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
2.1 Первичный учет расчетов по налогам и сборам…………………………18
2.2 Организация налогового учета на предприятии ………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….30

Файлы: 1 файл

NIRS (1).docx

— 80.58 Кб (Скачать файл)

общая ставка НДС в Беларуси - двадцать (20) процентов: 

при реализации имущественных  прав;при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, за исключением ввоза  продовольственных товаров и  товаров для детей по утверждаемому  Президентом перечню;

ноль (0) процентов при  реализации:  товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, а также работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией таких товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

десять(10)процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

восемнадцать (18) процентов: по товарам (работам, услугам), имущественным правам; при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, либо при использовании товаров в  иных целях, чем те, в связи с  которыми они были освобождены от налогообложения; при поступлении  сумм, увеличивающих налоговую базу;

двадцать четыре (24) процента - при  реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого.

Отчисление на прибыль:

-Постановление министерства по налогам и сборам РБ 15 ноября 2010 г. №82

Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)[16]

-Указ Президента  Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»

-О республиканском бюджете на 2012 год  .Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-3[12]

Соблюдение действующих на территории Республики Беларусь нормативно - правовых документов позволяет предприятию  при проверке расчетов с бюджетом избежать финансовых потерь, связанных  с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Особое внимание на предприятии  уделяется вопросам правильности составления  соответствующих расчетов платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а т. ж. своевременности их перечисления в соответствии с существующим в  республике законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обзор литературы

 

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов. Неизбежность налогов очевидна. Еще  в 1789 году Б. Франклин писал: "В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и  налогов".

Во всех экономических  теориях прошлого и настоящего времени  авторы обязательно рассматривают  проблемы налогообложения, стремятся  определить место налогов в экономической  системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. Их всех их интересует вопрос о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения. Изучение и знание истории возникновения  налогов является важным и необходимым  звеном познания их экономической сущности. Знакомясь с историей налогов, лучше  понимаешь их сущность и природу  возникновения, берущие начало у  самых источников - в первоначальной форме налога, каковой являлось жертвоприношение. Изучение истории налогов позволяет  понять суть и необходимость их уплаты, мощь регулирующего воздействия  на жизнь общества. Сквозь призму истории, в ее контексте четче видны  контуры действующей в нашей  стране налоговой системы и возможные  наиболее прогрессивные направления  ее совершенствования.

Изучение экономической  литературы показывает, что к определению  категории "налог" ученые подходят по-разному.

В работах основоположников экономических наук У. Петта, А. Смита, Д. Рикардо налоги рассматриваются  как добровольные подаяния на благо развития нации [27, с.25].

В фундаментальных работах  современных налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника и др. налог определяется как "одна из форм пополнения государственной казны" или как "сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей" [27, с.27].

В работах таких видных российских ученых, как А.В. Брызгалин, Н.Е. Евстигнеев, Л.П. Окунева, Т.Ф. Юткина, налог рассматривается как сложное  системное образование, вбирающее  в себя элементы разных сфер знаний: экономики, права, философии и др. [27, с.27].

Т.И. Васильская рассматривает  налоги как "обязательные платежи  юридических и физических лиц  в бюджет, устанавливаемые и принудительно  изымаемые государством в форме  перераспределения части общественного  продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей" [6,c.16].

Д.С. Милль в своих трудах отметил, что "нет налога, в котором  бы не было несправедливости, так что  только разнообразие налогов взаимно  сокращает эти неравенства и  исправляет дело" [26, с.24].

В статье 6 Налогового кодекса РБ отмечается, что "Налог - обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты".

"Сбор-это обязательный платеж  в республиканский и (или) местные  бюджеты, взимаемый с организаций  и физических лиц, как правило,  в виде одного из условий  совершения в отношении их  государственными органами, в том  числе местными Советами депутатов,  исполнительными и распорядительными  органами, иными уполномоченными  организациями и должностными  лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь"[29].

Кандидат экономических  наук В.А. Гюрджан считает, что "сегодня  налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической  деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для  удовлетворения общественных потребностей по ставкам, устанавливаемым в законодательном  порядке" [26, с.28].

В работах Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь  отмечается, что "налоговая система  государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно - правовые принципы функционирования налоговой  системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых  платежей" [27, с.17].

Дейко А.К. в своих трудах отмечает: "Ни одно государство не может обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется  определенная сумма денежных средств, а они могут быть собраны только посредством налогов… Правильно  установленные налоги в сочетании  с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим  фактором повышения эффективности  общественного производства" [29, с.56].

"Налоговая политика  является неотъемлемой частью  социально-экономической политики  страны. Она развивается и изменяется  вместе с приоритетами государства.  Налоговая система Республики  Беларусь на нынешнем этапе приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов… Налоги развиваются вместе с национальной экономикой. Налоговое ведомство своими действиями всемерно способствует прогрессивным тенденциям" [34, с.25,27].

"Перед налоговым ведомством  стоит непростая задача - в условиях  сокращения налогового бремени  обеспечить поступления в бюджет  в полном объеме. Любая либерализация  законодательства должна сопровождаться  повышением уровня собираемости  налогов. Только так в современных  условиях можно обеспечить надежный  фундамент стабильных поступлений в казну государства" [21, с.56].

"Значение налогов трудно  переоценить, так как они не  только обеспечивают финансовую  базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются  государственной властью в качестве  механизма косвенного управления  общественными отношениями в  сфере экономики, политики, социальной  защиты граждан. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, насколько продумана  налоговая политика государства,  зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства" [22, с.60].

Киреева Е.Ф. считает, что "национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции  налогообложения, учитывающей объективные  факторы экономического развития и  макроэкономические тенденции, и характеризоваться  системными, взаимосвязанными изменениями  налогового законодательства и масштабностью  осуществляемых правительством мероприятий  экономической политики" [4, с.53].

Пилуй В. считает, что "реформирование налогового законодательства в РБ является одним из условий развития аграрного  производства, так как средний  уровень налоговой нагрузки в  выручке с/х производителей, уплачиваемых единый налог, составляет около 14%. Этот показатель, высокий даже для развитых стран, оказывает отрицательное  влияние на инвестиционный климат в стране" [6, с. 19].

Актуальным в настоящее  время в области налогообложения  является вопрос: почему в рамках упрощения  налогового учета не разрешено не заполнять регистры налогового учета, если все показатели формируются  в бухгалтерском учете. По словам специалиста отдела по обеспечению  работы Комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей: " в рамках программы либерализации  экономики и выполнения мероприятий  по выходу экономики из кризиса Правительством планируется принять ряд документов, в т. ч. направленных на упрощение  налогообложения. При работе над  проектами будем настаивать на действительном, а не декларируемом упрощении, в  первую очередь на сокращении количества регистров и формуляров, сведения которых зачастую дублируют друг друга" [8, с.8].

Полуян В.Н. отмечает, что "дальнейшее упрощение налоговой  системы направлено на реализацию мер  по снижению налоговой нагрузки в  соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 г. г. Предполагается максимально упростить налоговую  систему, сведя общее количество республиканских налогов к семи-восьми основным" [5, с.22].

Несмотря на разные мнения ученых о налогах и их значимости в жизни общества, неоспоримым  остается тот факт, что налоги будут  всегда, необходимость их уплаты неизбежна, они являются мощным регулятором  воздействия на жизнь общества.

2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

 

2.1 Первичный учет расчетов по налогам и сборам  

 

Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накопления и хранения учетной информации в целях ее использования для принятия обоснованных экономических решений.

Любая хозяйственная операция оформляется соответствующим документом.

Налоговые    вычеты производятся  на основании первичных  учетных и расчетных  документов установленного образца, полученных в  установленном законодательством  порядке[2, c.56]

       При   этом  порядок  приобретения  (получения)    бланков   первичных    учетных документов, информация  о которых подлежит внесению  в электронный банк, регламентирован  Инструкцией  о  порядке  разработки,  производства, учета,  хранения, реализации и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности,   утвержденной  постановлением   Министерства   финансов Республики  Беларусь.

     Бланки  первичных  учетных документов, включенные  в  электронный

банк  данных  и  содержащие реквизиты по НДС, на  основании  которых

возможен  вычет НДС, перечислены  в  постановлении МНС.Это:

     1.  товарно-транспортная  накладная типовой формы  ТТН-1  (форма утверждена  постановлением  Минфина  от  14  мая  2001  г.   №   53, специализированные  формы утверждены нормативными  правовыми  актами

республиканских органов  государственного управления);

     2.  товарная  накладная  на  отпуск  и   оприходование  товарно- материальных   ценностей  типовой  формы   ТН-2   (форма   утверждена  постановлением  Минфина  от 14 мая 2001 г. № 53,  специализированные  формы   утверждены  нормативными  правовыми  актами  республиканских  органов государственного управления);

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам