Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности. Все организации обязаны уплачивать установленные налоги и сборы в бюджет Республики Беларусь. От этого зависит не только состоятельность бюджета страны, но и благосостояние обычных граждан Республики. Следует отметить, что социально важным организациям представляются разнообразные льготы, в том числе и налоговые льготы. Этим путем государство пытается стимулировать социально важные организации, тем самым, увеличивая доступность товаров, работ, услуг гражданам Республики Беларусь. Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
1.1 Нормативно-правовые документы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет…………………………………………………………………….……5
1.2 Обзор литературы…………………………………………………….…..….13
2 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
2.1 Первичный учет расчетов по налогам и сборам…………………………18
2.2 Организация налогового учета на предприятии ………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….30

Файлы: 1 файл

NIRS (1).docx

— 80.58 Кб (Скачать файл)

     3.  приходный   кассовый  ордер  формы  КО-1  (форма  утверждена приказом   Минфина  от  29  октября  1999  г.  №  311  (в   редакции  постановления Минфина от 9 июля 2004 г. № 108);

     4.  талон  формы 20-фс (форма утверждена приказом  Минфина от  29 октября  1999 г.  № 311 (в редакции постановления  Минфина от  9  июля 2004 г. №  108);

     5.  счет-фактура  по налогу на добавленную стоимость  формы  СФ-1 (форма утверждена  постановлением Минфина от 5 июня 2003 г.  № 91  (в редакции постановления  Минфина от 9 июля 2004 г. № 109);   

   6.  приходный   кассовый  ордер формы  КО-1в  (форма  утверждена постановлением  Минфина  от 19 апреля  2001  г.  №  43  (в  редакции постановления  Минфина от 9 июля 2004 г. № 107);

     7.  квитанция  формы KB-1 (форма утверждена приказом  Минфина  от  29 октября 1999 г.  № 311 (в редакции постановления  Минфина от 9 июля  2004 г. № 108);

     8.  накладная  - приходный ордер на отпуск  ценностей за наличный расчет.    Специализированная   форма   РП-4    (форма    утверждена  постановлением  Министерства сельского   хозяйства  и  продовольствия  Республики   Беларусь  от  1  апреля  2002  г.  №  8   (в   редакции постановления  Министерства  сельского  хозяйства  и   продовольствия Республики Беларусь  от 11 сентября 2002 г. № 26);

     9.  квитанция-накладная   на  отпуск лесопродукции  за  наличный расчет.   Форма   КН-1   (лес)   (форма  утверждена   постановлением Министерства лесного  хозяйства Республики Беларусь  от 28 марта  2005 г. № 24).

     Таким   образом,  в  настоящее  время  вычеты  по   налогу   возможны только  на основании первичных учетных  документов, включаемых в электронный банк данных.

Первичные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной документации. Документы, форма которых не предусмотрены  в этих альбомах, организация вправе разрабатывать самостоятельно. Такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Лица, составившие и подписавшие  первичные документы, должны обеспечить своевременное и качественное их оформление, передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.[24, с.39]

С помощью первичного учета  и при соблюдении установленных  для надлежащего его ведения  правил достигается своевременное  и правильное оформление учётных  документов. От качества первичного учета  зависят результаты анализа данных учёта и отчётности, своевременность  принятых мер по развитию производственной деятельности и сохранность государственной  и общественной собственности.

 

 

 

2.2 Организация налогового учета на предприятии

 
Содержание данных налогового учета  является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РБ.

Цели ведения налогового учета:

- формирование полной  и достоверной информации о  порядке учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных  налогоплательщиком в течение  отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией  внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога[29]

Из этого следует, что  налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений  между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый  учет осуществляется исключительно  в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью  налогоплательщика, и его финансового  положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система  бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1- Различия между  видами учета

Источник собственная  разработка

Организация системы налогового учета подразумевает определение  совокупности показателей, прямо или  косвенно влияющих на размер налоговой  базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а  также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах  информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные  формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных  в соответствии с требованиями, без  распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.[1,c.201]

Создание единой системы  налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного  порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством  не предусмотрено.

Каждая организация в  зависимости от набора и специфики  проводимых операций имеет право  самостоятельно выбрать способ регистрации  данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета  при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной  политике для целей налогообложения. Она утверждается соответствующим приказом руководителя.[29]

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения  законодательства; изменения применяемых  методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок  их учета). Изменения, внесенные в  учетную политику, применяются с  начала нового налогового периода.

Организация налогового учета  на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета. [8,c.300]

Таким образом, налоговый  учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного  варианта является большая сложность  и достаточно высокая вероятность  возникновения ошибок.

Данные налогового учета  должны отражать:

- порядок формирования  суммы доходов и расходов;

- порядок определения  доли расходов, учитываемых для  целей налогообложения в текущем  налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению  на расходы в следующих налоговых  периодах;

- порядок формирования  сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности  по расчетам с бюджетом по  налогу.

Налогоплательщик анализирует  хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета  он должен разработать и утвердить  формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен  набор всех данных, необходимых для  правильного определения показателей  налоговой декларации.[2,c.204]

Подтверждением данных налогового учета являются:

1.   Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2.   Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3.   Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.143. В налоговом кодексе конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).[29]

Первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и  в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные  в соответствии с правилами ведения  бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые  сведения для расчета налога на прибыль 

В соответствии с законом  «О бухгалтерском учете» все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.[11]

Таким образом, первичные  документы служат основанием для  организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета  ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном  виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное  отражение в хронологическом  порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров  налогового учета для определения  налоговой базы в обязательном порядке  должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции  в натуральном и денежном выражении;

- наименование хозяйственных  операций;

- подпись (расшифровку  подписи) лица, ответственного за  составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание  касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В  соответствии НК РБ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно НК РБ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных  исправлений.

При составлении регистров  должно быть обеспечено достижение целей:

- минимизация трудозатрат  для дальнейшей обработки информации;

- возможность переносить  данные налоговых регистров в  налоговую декларацию непосредственно  или после незначительной обработки;

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам