Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является: изучить существующую систему учета расчетов по налогам и сборам в РУП «Учхоз БГСХА», выявить недостатки в учете и определить пути их совершенствования.
Теоретической и методологической основой написания курсовой работы являются Налоговый Кодекс, Законы и Указы Президента Республики Беларусь, постановления и решения Правительства, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, а также специальная и учебная литература, статьи ученых и экономистов – практиков из периодических изданий, сборников научных трудов по данной теме.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
5
2. Экономико-финансовая характеристика организации
11
3. Экономическое содержание и виды платежей по налогам и сборам и задачи их учета
21
4. Учет расчетов по налогам и сборам и его совершенствование
27
4.1. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам
27
Заключение
37
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. УЧЕТ.doc

— 86.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1. Теоретические основы.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 


 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

В Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [16] дано определение понятию «налог»: налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки по различным признакам, которая имеет большое значение для организации рационального управления налогообложением.

Нельзя не согласиться с мнением А. Жук [9] о том, что по аналогии с затратами все налоги можно классифицировать на условно-постоянные, условно-переменные и промежуточные. К условно-переменным платежам относятся налоги, имеющие прямую взаимосвязь с выручкой. Это платежи из выручки (налог с продаж, платежи в республиканский и местный бюджеты из выручки, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог по упрощенной системе налогообложения); платежи фиксированные (акцизы, экологический налог, налог за пользование лесными фондами, отчисления в инновационные фонды).

К условно-постоянным платежам относятся налоги, не зависящие от изменения объема выручки. По белорусскому налоговому законодательству это налоги на имущество (земельный, на недвижимость), платежи по особым режимам налогообложения (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес).

К промежуточным платежам относятся налоги, по которым размер отчислений определяется, в первую очередь, не выручкой, а условиями и финансовыми результатами хозяйственной деятельности предприятия. По белорусскому налоговому законодательству к данной группе платежей относят платежи, исчисляемые зачетным методом (налог на добавленную стоимость); платежи из прибыли (налог на прибыль, налог на доходы, местные налоги из прибыли, платежи из прибыли государственных унитарных предприятий); платежи из фонда оплаты труда (ФОТ) (подоходный налог,  отчисления в фонд социальной защиты).

С понятием “налоги” тесно связано понятие “налоговая система”.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также принципов, способов, форм и методов их взимания.

По утверждению Т. В. Образковой [19], налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах. Эти отличия носят как системный, так и методологический характер.

Е. Киреева и С. Киселёв [11] предполагают, что к наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:

  • отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и соответствующей национальной модели экономики;
  • высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов;
  • нестабильность налогового законодательства, приводящую к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений и к налоговому уклонению.

Мы разделяем точку зрения Д. И. Егунова [8], который считает, что состояние налогообложения  в Беларуси свидетельствует о том, что в нем переплетены рыночные и административно-командные принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством. Поэтому реформа налогообложения требует скрупулезного анализа и осмысления изменений налоговых систем зарубежных стран. На взгляд автора, не следует хвататься за частные изменения в отдельно взятой стране, а учитывать тенденции в перспективном развитии. Выявление их позволит освободиться от налоговых мифов, догм и иллюзий. Опыт отдельно взятой страны не может быть полностью перенесен в отечественную практику.

По мнению В. В. Титова [25] необходимо иметь такое налогообложение, которое способствовало бы повышению эффективности производства, было бы достаточно просто, обеспечивало бы поступление в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система налогов приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций. В основе такой системы должен быть следующий принцип — при увеличении эффективности производства (увеличению прибыли, рентабельности продаж и активов и др.) налоговая нагрузка (отношение общей суммы налоговых отчислений ко всей добавленной стоимости, объему реализации — нет пока общепризнанного показателя) должна относительно уменьшаться. Предприятия в этом случае будут стремиться попасть в область наименьшего налогообложения.

Нельзя не согласиться с мнением Т. П. Винокурова [4], который небезосновательно считает, что сейчас для сельскохозяйственных предприятий  необходима щадящая система налогообложения, поскольку сложившиеся экономические и финансовые условия не обеспечивают простого воспроизводства для большинства производителей продукции.

В. Воробьёв и Т. Каштелян [5] предлагают применяемое количество налогов и платежей заменить одним видом: налогом на производственный потенциал субъектов независимо от формы собственности и хозяйствования. Суть предлагаемой авторами методики заключается в следующем: планируемый или расчетный объем налоговых поступлений по отраслям, группам предприятий схожей специализации определяется в среднем на единицу производственного потенциала и доводится до всех субъектов хозяйствования. Последние, зная стоимость своего производственного потенциала и его отдачу от ведения хозяйственной (коммерческой) деятельности, рассчитывают свою долю налогов в планируемой отдаче потенциала.

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества.

М. К. Фисенко и Г. В. Язкова [26] выделяют следующие элементы налогообложения:

- субъект налога или налогоплательщик – физическое или  юридическое  лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;

- носитель налога – физическое или юридическое лицо,  которое несёт издержки и ущерб по уплате налога;

- сфера действия налога – совокупность  носителей  налога, на которых, в конечном счёте,  ложится его бремя;

- объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, земельный, подоходный и т.д.;

- источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент,  рента),  из которого  выплачивается  налог.  По  некоторым  налогам  объект  и  источник совпадают;

- масштаб налогообложения – единица,  которая кладётся в основу  измерения налога; в промысловом налоге масштабом может  быть  оборот  предприятия  или его прибыль,  или  его  капитал,  или  количество  рабочих  и  станков,  или величина помещения, или плата за него и т. д.;

- единица обложения - единица измерения объекта (по  подоходному  налогу  – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр и т. д.). Разница между масштабом и единицей обложения заключается в  том,  что  в масштабе единица обложения берётся как принцип,  единица  обложения  берётся как мера;

- налоговая  ставка  представляет  собой  величину   налога   на   единицу обложения, выраженная в процентах она носит название квоты.

В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений бухгалтерский учет призван обеспечить пользователей достоверной информацией о расчетах по налогам и сборам.

Реформирование системы бухгалтерского учета в Республике Беларусь привело к появлению налогового учета. Под налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета.

Н.В. Костюченко, Е.Н. Клипперт [12] отмечают, что важность и значимость учета налогов объясняется тем, что это участок  бухгалтерского  учета,  контролируемый  государством  и  за  нарушения,  допущенные  в нем,  предусмотрены  значительные  экономические  санкции.  Поэтому  учет  налогов  целесообразно  выделить  в  отдельный блок, регламентируемый и бухгалтерским и налоговым законодательством, включающий и современный налоговый учет.

А.Г. Сидоренкова, О.М. Мешкова [24] считают, что возможны два варианта построения системы налогового учета на предприятии:

1. самостоятельный налоговый учет;

2. построение налогового учета  на основе бухгалтерского.

Авторы предлагают использовать второй вариант, так как он наиболее приемлем для предприятий агропромышленного комплекса. При таком подходе сохраняется устойчивая связь между бухгалтерским и налоговым учетом.

Е.Л. Путникова, Е.В. Кругленя [23] в качестве проблемных вопросов отмечают такие, как разногласия в вопросах бухгалтерского и налогового законодательства, разное толкование определения налогооблагаемой базы плательщиками и налоговыми органами, несовершенная методика определения величин, формирующих налоговую базу, неразработка организационно-технических способов ведения налогового учета и ручной способ обработки информации и формирования регистров налогового учета.

Авторы считают целесообразным, для оптимизации взаимоотношений налоговой системы и бухгалтерского учета, применительно к предложениям авторов, выделить две позиции в совершенствовании национального бухгалтерского учета:

1. Разработать единый Бухгалтерский кодекс, который не будет противоречить статьям Налогового и Гражданского кодексов; наряду с учетной политикой, отражающей совокупность способов ведения бухгалтерского учета, предусмотреть разработку учетной политики для целей налогообложения; применять в организациях автоматизированную форму управленческого, налогового и бухгалтерского учета.

2. Предусмотреть в штате бухгалтерского аппарата бухгалтера-юриста, сведущего в вопросах налогового права, осуществляющего правовое обеспечение бухгалтерского учета и консультирование по налоговому законодательству.

   В. Лемеш [14] отмечает, что введение налогового учета сопровождается возникновением ряда проблем, которые требуют скорейшего разрешения. К их числу относятся:

- утверждение унифицированных  форм регистров налогового учета;

- разработка инструкций по формированию  данных для заполнения регистров;

- установление сроков, в течение  которых к субъектам хозяйствования не будут применяться санкции за отсутствие регистров налогового учета либо за неполное приведение в них данных.

   Поскольку налоговый учет  ведется плательщиками посредством  проведения расчетных корректировок  к данным бухгалтерского учета, то автор рекомендует работникам бухгалтерских служб следующее:

- определить объекты налогообложения  в бухгалтерском учете;

- определить показатели, участвующие  в определении налоговой базы  в данных бухгалтерского учета;

- определить размер налоговой  базы;

- установить, по каким налогам производятся расчетные корректировки данных бухгалтерского учета.

   Н. Лесневская [15] отмечает, что чтобы обосновать суммы расчетных корректировок, организации необходимо разработать и систематически использовать специальные налоговые регистры, предназначенные для систематизации и накопления информации об объектах налогообложения в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Основанием для заполнения регистров налогового учета являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета либо иные документы об объектах налогообложения. Автор настаивает на том, что организация налогового учета требует описания техники его ведения, которая включает построение графика документооборота с указанием используемых форм первичной учетной документации, рабочего плана счетов налогового учета, форм регистров налогового учета, правил их ведения для составления налоговой отчетности.

   Необходимо отметить, что  в настоящее время в действующих  нормативных документах отсутствует требование о создании рабочего плана счетов налогового учета. Однако, Н. Лесневская [15] отмечает, что учетная практика Российской Федерации показывает, что без систематизации данных по счетам налогового учета правильное и рациональное  выделение объектов налогового учета, подлежащих корректировке  для целей налогообложения, и систематизация информации, формируемой в налоговом учете, невозможны

Появление налогового учета, ведение которого является весьма трудоемким процессом, предопределило вопрос о его автоматизации. Автоматизация налогового учета для организаций, осуществляющих большое число хозяйственных операций, жизненно необходима, так как учетным работникам приходится вести в процессе своей работы кроме налогового еще несколько видов учета.

Автоматизация новой системы учета требует серьезной методической работы по исследованию ее информационной составляющей, на проведение которой необходимы месяцы. Вместе с тем, автоматизация системы учета, сходной по структуре и характеру взаимосвязей с уже активно работающей на компьютере, является гораздо более легкой задачей.

А.В. Кудрявцева [13] пишет, что система бухгалтерского учета независимо от формы его ведения, будь то мемориально-ордерная или журнально-ордерная состоит как универсальная система из трех уровней: первичные документы, регистры, отчетность. Кроме того, между уровнями системы бухгалтерского учета прослеживаются взаимосвязи, аналогичные связям уровней универсальной системы: от первичного документа к регистру, из регистра в отчетность. Схожесть структуры систем бухгалтерского и налогового учета позволяет сделать вывод о том, что автоматизация налогового учета может осуществляться по аналогии с бухгалтерским учетом. Учитывая богатый опыт автоматизации бухгалтерского учета, накопленный в нашей стране, автоматизировать налоговый учет по аналогии с бухгалтерским гораздо легче. Так, например, в программах «1С: Предприятие» для автоматизации налогового учета целесообразно применить налоговый план счетов, который будет использоваться для отражения операций налогового учета. Действующим налоговым законодательством методика ведения налогового учета с использованием плана счетов не установлена, но и не запрещена.

2.ХАРАКТЕРИСТИКА.doc

— 182.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам