Учет расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями.
Задачами данной курсовой работы являются: рассмотреть сущность внутрихозяйственных расчетов в общем виде; подробно рассмотреть различные виды расчетов: с унитарными предприятиями, с дочерними и зависимыми обществами, с филиалами, учет по договору доверительного управления имуществом. В работе будут даны теоретические сведения, корреспонденция операций и рассмотрены практические примеры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность внутрихозяйственных расчетов………………….4
1.1 Понятие о внутрихозяйственных расчетах…………………………..4
1.2 Организация учета при внутрихозяйственных расчетах……………5
2 Учет внутрихозяйственных расчетов………………………………………...12
2.1 Учет расчетов с унитарными предприятиями……………………...12
2.2 Учет текущих расчетов с зависимыми обществами……………….15
2.3 Учет расчетов с филиалами…………………………………………..16
2.4 Учет расчетов по договору доверительного управления имуществом……………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение…………………………..…………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

Копия БФУ КУРСАЧ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

  • головная организация, создавшая филиал, выделенный на отдельный баланс.

Филиалы, выделенные на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером филиала. Эта служба осуществляет:

    • обработку, систематизацию и хранение первичной документации;
    • бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью филиала;
    • формирование бухгалтерской отчетности филиала.

В конце отчетного  периода филиал, выделенный на отдельный баланс, составляет внутреннюю бухгалтерскую отчетность, данные которой включаются в сводную отчетность организации.

В зависимости от степени  законченности внутренней отчетности филиалы условно делятся на два вида: филиалы, не определяющие собственный финансовый результат; и филиалы, определяющие собственный финансовый результат.

Филиалы, не определяющие собственный финансовый результат, как правило, являются или затратными филиалами, финансируемыми на основе сметы расходов головной организацией; или филиалами, самостоятельно выполняющими не весь производственный цикл, а лишь отдельную его часть, этап, процесс.

Филиалы, не определяющие собственный  финансовый результат, ежемесячно по авизо передают свои накопленные доходы и расходы на баланс головной организации. Состав внутренней отчетности филиала, не определяющего собственный финансовый результат, предполагает заполнение только бухгалтерского баланса. Отчет о прибылях и убытках филиалом не составляется. Финансовый результат определяется только в целом по организации.

У филиалов, определяющих собственный  финансовый результат, производственный процесс является практически законченным. Экономически оправданно предоставить право определять собственный финансовый результат филиалам, которые сами получают выручку от реализации и относительно независимы от деятельности головной организации.

Если в организацию входят различные филиалы (заводы, магазины, сервисные центры), то также экономически оправданно наделить их правом определять собственный финансовый результат. Общее руководство в такой организации возглавляет головная организация, которая осуществляет управленческие функции. Расходы на управление в этих случаях распределяются между головной организацией и филиалом. Порядок распределения таких расходов должен быть предусмотрен учетной политикой организации. Финансовые результаты по окончании отчетного периода филиалами передаются на баланс головной организации.

Внутренние ежемесячные отчеты филиалов включают в себя полный комплект форм бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, расшифровки задолженности и прочие документы, предусмотренные внутренними нормативно-регламентными документами организации. Каждая организация должна выбрать свой вариант учета, наиболее приемлемый именно для этой организации при создании филиалов.

 

 

2 Учет внутрихозяйственных расчетов

 

2.1 Учет расчетов  с унитарными предприятиями

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Собственник имущества организации, созданной в форме унитарного предприятия (государство), имеет право  на получение всей или части прибыли  от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Исходя из данного положения, федеральное или муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Таким образом, обязательное перечисление унитарными предприятиями всей (или части) своей прибыли в бюджет больше напоминает налоговые расчеты с государственными (муниципальными) органами, чем получение дивидендов. Однако по своей сущности подобная операция все равно относится к распределению прибыли и должна соответствующим образом отражаться в бухгалтерском учете организации.

Для расчетов с государственными и  муниципальными органами отдельного счета  Планом счетов не предусмотрено, поэтому  унитарные предприятия используют счет 75 «Расчеты с учредителями». При создании унитарного предприятия передаваемое имущество и денежные средства в качестве вклада в уставный капитал унитарного предприятия отражаются как задолженность учредителя (государства): дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», кредит счета 80 «Уставный капитал» на сумму, указанную в уставе предприятия. На основании документов, подтверждающих фактическое получение имущества, товарно-материальные ценности приходуются, и делаются записи: дебет счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары», кредит счетов 75 «Расчеты с учредителями». Поступление денежных средств в уставный капитал отражается: по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Хозяйственные операции по передаче имущества унитарным  предприятиям на праве хозяйственного ведения в бухгалтерском учете отражаются следующим образом: дебет счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы»,  41 «Товары», кредит счета 75 «Расчеты с учредителями». 
При изъятии собственником имущества, которое было ранее получено государственным унитарным предприятием от данного собственника, делаются проводки: дебет счета 80 «Уставный капитал», кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» - на стоимость изымаемых основных средств в оценке по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом; дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», кредит счета 01 «Основные средства» - на величину остаточной стоимости изымаемого основного средства; дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», кредит счета 91-1 «Прочие доходы» - на сумму разницы, признаваемой операционным доходом.

Если же изымаемое  имущество было получено сверх уставного  фонда (например, приобретено за счет предпринимательского дохода), то его  изъятие нужно отразить так: дебет счета 80 «Уставный капитал», кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» - на сумму, на которую уменьшается уставный фонд предприятия; дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», кредит счета 91-1 «Прочие доходы» - на сумму разницы, признаваемой операционным доходом; дебет счета 91-1 «Прочие расходы», кредит счета 01 «Основные средства» - на величину остаточной стоимости изымаемого основного средства.

К счету 75 "Расчеты с учредителями" может открываться субсчет "Расчеты по выплате доходов", на котором учитываются расчеты унитарного предприятия с государственными и муниципальными органами по причитающимся этим органам доходам. Начисление доходов, причитающихся государственному или муниципальному органу, отражается с помощью записи по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями»; а выплата доходов по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», кредиту счета 51 «Расчетные счета».

2.2 Учет текущих расчетов с зависимыми обществами

Частью I Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций хозяйственного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Планом счетов 1991 г. учет расчетов головной организации  с дочерними и зависимыми осуществлялся  на счете 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами». Практика применения 78 счета показала его неэффективность, поскольку на нем должны была отражаться слишком значительная часть расчетов организации – члена группы. Кроме того, счет 78 стал подменять другие счета раздела «Расчеты» – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и другие.

Учитывая негативный опыт использования счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами», разработчики нового Плана счетов отказались от использования данного счета. По новому Плану счетов внутригрупповые расчеты учитываются в обычном порядке, установленном для расчетов по группе счетов раздела IV «Расчеты».

Если организация –  член группы выступает в роли поставщика, то другие организации этой группы учитывают расчеты с данной организацией на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расчеты с организациями, являющимися покупателями, учитывают на счете 62 «Расчеты с покупателями». Расчеты, связанные с формированием уставного капитала члена группы и с распределением доходов внутри группы, осуществляются на счете 75 «Расчеты с учредителями», а прочие внутригрупповые расчеты – на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К указанным счетам можно открывать субсчета или использовать иные способы для обеспечения данных о состоянии расчетов между членами группы и осуществления необходимых корректировок при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

 

2.3 Учет расчетов с филиалами

При организации расчетов с филиалом, не имеющим выделенного баланса, в головной организации должны быть открыты отдельные субсчета на созданный филиал для правильного и детального учета имущества и обязательств, непосредственно связанных с деятельностью филиала. Рассмотрим на примере (Приложение, Таблица 1).

С филиалами, выделенными на отдельный баланс, существуют определенные особенности расчетов. Для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, выделенными на отдельный баланс, в частности расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общехозяйственной деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т. п., предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» могут быть открыты субсчета:

79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»,

79-2 «Расчеты по текущим операциям»,

79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» и др.

На субсчете 79-1 "Расчеты по выделенному  имуществу" учитывается состояние  расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

На субсчете 79-2 "Расчеты по текущим  операциям" учитывается состояние  всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

Учет по субсчету 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» будет рассмотрен отдельно, в пункте 2.4 данной работы.

Аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется  по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному  подразделению организации, выделенному на отдельный баланс. На балансе обособленного подразделения могут отражаться:

  • затраты по производству и продаже продукции, товаров, работ, услуг;
  • выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг и налоговые обязательства;
  • формирование финансового результата от хозяйственной деятельности.

Это уникальный счет, так  как все счета, включенные в план, могут быть названы «горизонтальными», то есть предусматривают корреспонденцию  между «равноправными» счетами. Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» - вертикальный. Он разбивает взаимосвязи между обычными счетами и позволяет контролировать центральной организацией подведомственные структуры, выделенные на отдельный баланс.

На практике часто  путают функционирование этого счета, допуская, что он обеспечивает фиксацию взаимоотношений по схеме «мать-дочь». Это не так. Отношения между «матерью» и ее «дочками» с формальных юридических позиций абсолютно равноправные, ибо и «мать» и ее «дочери» обладают правами юридического лица. Финансовые отношения между ними строятся на равноправной «горизонтальной» системе путем использования счета 58 «Финансовые вложения». Наоборот, отношения внутри одного юридического лица и строятся при помощи счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Информация о работе Учет расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями