Учет расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение учета расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями.
Задачами данной курсовой работы являются: рассмотреть сущность внутрихозяйственных расчетов в общем виде; подробно рассмотреть различные виды расчетов: с унитарными предприятиями, с дочерними и зависимыми обществами, с филиалами, учет по договору доверительного управления имуществом. В работе будут даны теоретические сведения, корреспонденция операций и рассмотрены практические примеры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность внутрихозяйственных расчетов………………….4
1.1 Понятие о внутрихозяйственных расчетах…………………………..4
1.2 Организация учета при внутрихозяйственных расчетах……………5
2 Учет внутрихозяйственных расчетов………………………………………...12
2.1 Учет расчетов с унитарными предприятиями……………………...12
2.2 Учет текущих расчетов с зависимыми обществами……………….15
2.3 Учет расчетов с филиалами…………………………………………..16
2.4 Учет расчетов по договору доверительного управления имуществом……………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение…………………………..…………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

Копия БФУ КУРСАЧ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

При создании филиала  головная организация может передать ему основные средства, материалы, расходы и пр. В основном, корреспонденция счетов в головной организации и филиале будет зеркальной, счет 79 будет корреспондировать с одним и тем же счетом, только в головной организации — по дебету, а в филиале — по кредиту, или наоборот. Бывают случаи, когда зеркального отражения корреспонденции счетов не будет. Например, если головная организация, являясь производственным подразделением, передает материалы для продажи своему филиалу, торговому подразделению, в этом случае материалы списываются у головной организации со счета 10 «Материалы» и принимаются на учет у филиала на счет 41 «Товары».

Существуют два варианта учета расчетов головной организации  с филиалом, выделенным на отдельный баланс:

  • филиал выделен на отдельный баланс, но не имеет расчетного счета (пример – Приложение, Таблица 2). Все расчетные операции осуществляются с банковского счета головной организации. Филиал всегда будет иметь значительные обороты по счету 79.
  • филиал выделен на отдельный баланс и имеет расчетный счет (пример – Приложение, Таблица 3). В случае, когда головная организация для филиала открыла расчетный счет в банке:
  • филиал самостоятельно оплачивает расходы, связанные с его деятельностью;
  • источником денежных средств является или выручка от реализации, или средства, перечисленные от головной организации;
  • метод учета реализации товаров (работ, услуг), приобретения и оплаты товарно-материальных ценностей практически не отличается от метода учета в самостоятельной организации.

Учет расчетов головной организации с филиалом, выделенным на отдельный баланс и имеющим  расчетный счет, зависит и от того, на чей расчетный счет поступает выручка филиала: на расчетный счет головной организации или на расчетный счет филиала.

Взаимодействие головной организации и филиала может осуществляться и иными способами учета расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности), которые осуществляются бухгалтерией филиала или бухгалтерией головной организации.

Рассмотрим на примере схему взаимодействия между головной организацией и филиалом, когда учет расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) ведется бухгалтерией филиала (Приложение, Таблица 4).

Бухгалтерия головной организации  осуществляет в данном случае функции, связанные с оплатой счетов и зачислением выручки на расчетный счет. А учет расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) ведется филиалом.

Филиал при заключении хозяйственного договора уведомляет головную организацию о необходимости  осуществить платеж. В уведомлении содержится вся нужная информация: реквизиты получателя, сумма, срок платежа и пр. К уведомлению должны быть приложены счета на оплату.

Головная организация  о совершении платежа также уведомляет филиал и направляет ему копию платежного документа. При зачислении выручки на расчетный счет головная организация аналогичным образом уведомляет об этом филиал.

Рассмотрим на примере  схему взаимодействия между головной организацией и филиалом, когда учет расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) ведется бухгалтерией головной организацией (Приложение, Таблица 5).

В данном случае функции  учета расчетов, отслеживания дебиторской и кредиторской задолженности переданы в бухгалтерию головной организации. Существуют определенные преимущества при производстве всех операций бухгалтерией головной организации без привлечения филиала:

  • легче отслеживать и сверять дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • легче проводить зачеты однородных требований в тех случаях, когда разные филиалы (если их несколько) ведут расчеты с одними и теми же контрагентами.

Сверка взаиморасчетов между головной организацией и филиалом в конце отчетного периода по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Во внутреннем балансе филиала на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты" отражается отдельной строкой задолженность перед головной организацией (или задолженность головной организации). В сводном балансе организации сальдо по данному счету всегда должно быть равно нулю.

На практике встречаются  случаи, когда это требование не выполняется. Причинами могут являться:

  • неправильное заполнение расчетных документов;
  • ошибки бухгалтера;
  • временной разрыв из-за проблем в документообороте: головная организация отправила филиалу, не имеющему банковского счета, уведомление о зачислении выручки на расчетный счет, а филиал это уведомление не получил и не отразил хозяйственную операцию в учете;
  • временной разрыв в отправке и получении имущества: головная организация отразила передачу материалов филиалу, а филиал данные материалы еще не получил и не отразил их в учете (в этом случае организация должна обеспечить учет имущества, находящегося в пути, на балансе передающей или принимающей стороны).

Сверка взаиморасчетов в части дебиторской и кредиторской задолженности в конце отчетного периода. Если учет расчетов с контрагентами осуществляет бухгалтерия головной организации и филиал не имеет расчетного счета, то проблем с выверкой задолженности возникать не должно. Для составления сводного баланса организации в других случаях необходимо выявление взаимной задолженности — один и тот же контрагент у головной организации может оказаться дебитором, а у филиала — кредитором. В данном случае необходимо иметь в виду, что в сводном балансе организации такая задолженность должна быть свернута, т. е. по таким видам расчетов необходимо провести зачет встречных однородных требований.

 

2.4 Учет расчетов по договору  доверительного управления имуществом

Договор доверительного управления имуществом регулирует отношения  между тремя сторонами: учредителем управления, доверительным управляющим и выгодоприобретателем. Учредитель управления – это организация и физическое лицо, передающее другой стороне любое имущество в доверительное управление на определенный срок. Доверительный управляющий – это организация или физическое лицо, принимающее имущество в доверительное управление и обязующаяся управлять этим имуществом в течение оговоренного срока в интересах учредителя управления либо выгодоприобретателя. Выгодоприобретатель — это организация (физическое лицо), получающая доходы от имущества, находящегося в доверительном управлении. Выгодоприобретатель может быть учредителем либо любой иной организацией (физическим лицом).

Объектами доверительного управления могут быть предприятия  и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Имущество, переданное в  доверительное управление, остается собственностью учредителя управления. Это имущество обособляется от другого имущества учредителя управления, а также имущества доверительного управляющего. У доверительного управляющего оно отражается на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов, связанных с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

При передаче имущества  в доверительное управление не происходит перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное  управление имуществом, доверительный  управляющий вправе совершать в  отношении этого имущества в  соответствии с договором любые  юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

В качестве существенных условий договора доверительного управления имуществом в законодательстве определены следующие:

  • состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
  • наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
  • размер и форма вознаграждения управляющему;
  • срок действия договора.

Состояние расчетов, связанных  с исполнением договоров доверительного управления имуществом, учитывается на субсчете 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом». Этот субсчет используется для учета расчетов у учредителя управления, доверительного управляющего, а также расчетов по имуществу, переданному в доверительное управление, учитываемому на отдельном балансе.

Передача объектов имущества  в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском  учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления является извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема-передачи и т.п.).

Учет у учредителя управления.

Имущество, переданное в  доверительное управление, списывается учредителем управления с кредита счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения» и др. в дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»). При прекращении договора доверительного управления имуществом и возврате имущества учредителю управления делаются обратные записи.

Начисление причитающейся  по договору доверительного управления имуществом прибыли отражается записью  дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», получение соответствующих денежных средств - дебет денежных счетов кредит счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

Учредителем управления причитающиеся от доверительного управляющего суммы возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, переданного в доверительное управление, а также упущенной выгоды отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы». При получении учредителем управления этих средств дебетуются счета учета денежных средств и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аналитический учет расчетов по договорам доверительного управления имуществом по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому договору.

Учет у выгодоприобретателя.

Начисление причитающегося дохода или суммы возмещения упущенной  выгоды по договору доверительного управления имуществом и получение соответствующих  денежных средств отражается записями: с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», дебет счета 51 «Расчетный счет» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет у доверительного управляющего.

Принятое доверительным управляющим на отдельный баланс имущество отражается по дебету счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения» и др. и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Начисление амортизации  по переданному в доверительное  управление имуществу отражается записями: дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов».

Созданная в процессе доверительного управления имуществом готовая продукция, выполненные  работы, оказанные услуги, а также  приобретение финансовых вложений, материально-производственные запасов, создание и приобретение основных средств, нематериальных активов и др. отражается в бухгалтерском учете в общем порядке, установленном соответствующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Поступление денежных средств  от учредителя управления для осуществления  долгосрочных инвестиций отражается по дебету денежных счетов и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Перечисление денежных средств в счет причитающегося учредителю управления дохода по договору доверительного управления имуществом отражается записью дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» кредит счета 51 «Расчетный счет».

Признанные расходы  учредителя управления в виде причитающегося доверительному управляющему суммы  вознаграждения, предусмотренные договором  доверительного управления имуществом, и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, и перечисление этих сумм отражаются записями дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит денежных счетов.

Информация о работе Учет расчетов с филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами, государственными и муниципальными учреждениями