Учет расчетов с покупателями сельскохозяйственных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является учет расчетов с покупателями сельскохозяйственных организаций. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и правовые основы учета расчетов с покупателями сельскохозяйственных организаций;
ознакомиться с правовыми документами, регламентирующими учет расчетов с покупателями;
изучить документы расчетных взаимоотношений с покупателями и заготовительными организациями и установить порядок их заполнения;
выявить целесообразность создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете расчетов с покупателями сельскохозяйственных организаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические и правовые основы учета расчетов с покупателями в сельскохозяйственных организациях………………………………………….5
1.1. Расчеты с покупателями за сельскохозяйственную продукцию: понятие, сущность, виды………………………………………………………..5
1.2. Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями…10
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками……...16
2.1. Учет расчетов с покупателями………………………………………16
2.2. Учет резервов по сомнительным долгам……………………………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы….…………………………………28

Файлы: 1 файл

курсоваяБУ.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Также, Центральный банк РФ В соответствии с законодательством  разработал Положение о правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. №14-П (в редакции от 31.10 2002г.), обязательное для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами. В соответствии с этим Положением организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации ( Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей11.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых  предприятий осуществляется в порядке, установленном Положением «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории РФ» от 9 октября 2002г. № 199-П (с изменениями 26.01.2007г. №8854)

Право выбора формы расчетов в Российской Федерации принадлежит  заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. И только в строго оговоренных законодательством  случаях (например, выплата заработной платы, стипендий, пенсий) форма расчетов должна быть наличной12.

Вопросы безналичных  расчетов регулируются Положением о  безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002г. № 2-П.

При выборе форм безналичных  расчетов учитываются такие факторы, как экономическое положение в стране, уровень инфляции; характер связей между поставщиком о покупателем (постоянный или временный); финансовое положение и репутация покупателя; вид поставляемой продукции; место осуществления платежей (иногородние и местные).

Порядок расчетов между дебиторами и кредиторами уточнен Постановлением Правительства РФ от 18. 08. 95 г. № 817 (9) (в редакции от 20. 02. 2002 г.) « О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». В соответствии с п. 2 данного положения не истребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыль, учитываемую при налогообложении.

Перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности становится особенно актуальным списание с баланса организации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. В соответствии с п.12 Положения по бухгалтерскому учету « Расходы организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н ( в ред. от 27.11.2006 г.), внереализационными расходами организации являются суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Согласно п. 77 Положения  по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н ( в ред. от 26.03.2007 г.), дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовые результаты деятельности организации и являются внереализационными расходами. Для списания просроченной дебиторской задолженности необходимо провести инвентаризацию задолженностей.

Общий срок исковой давности установлен ст. 196 Гражданского кодекса  РФ в 3 года. Срок исковой давности исчисляется  в соответствии со ст. 190-194, 200 ГК РФ, причем течение срока исковой давности по обязательствам начинается по окончании срока, определенного договором для исполнения обязательства. С этим можно поспорить. Статьей 203 Гражданского кодекса РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново

Согласно п. 77 Положения  по ведению бухгалтерского учета  списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта  задолженность должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника

В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Имущественные права  являются одним из видов имущества организации. Таким образом, дебиторская задолженность (право на получение определенной денежной суммы) действительно является частью имущества организации. Вместе с тем неразрывно связанную с ней кредиторскую задолженность (обязательство произвести платеж в определенной сумме) к имуществу отнести уже нельзя. Такое различие связано не только с экономической, но и с правовой природой этих двух видов задолженности:

  • при погашении дебиторской задолженности валюта баланса не изменяется, просто вместо одного вида имущества (право требования) появляется другой (деньги);
  • при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы задолженности (кредитового сальдо по счетам учета расчетов), но и размера имуществ организации (денежных средств ).

Согласно ст. 128 ГК РФ предметом  хозяйственных договоров организаций  могут быть любые виды объектов гражданских  прав, в том числе права денежного  требования или дебиторская задолженность.

Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. На практике деятельность, оформляемая договором финансирования под уступку денежного требования, или факторинговая деятельность, может предполагать:

  • «обслуживание долга», т. е. покупку долгов с целью получения в дальнейшем денег по ним;
  • «куплю-продажу долгов», т.е. приобретение долга с целью его последующей переуступки новому кредитору.

Согласно ст. 832 ГК РФ в  случае обращения финансового агента к должнику с требованием произвести платеж должник вправе в соответствии со ст. 410-412 ГК РФ предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту.

Таким образом, правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками довольно сложный процесс, который подразумевает знание различных видов законодательных документов и нормативных актов: кодексов, законов, писем, положений, указов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский  учет расчетов с покупателями  и заказчиками

2.1. Учет расчетов с покупателями

 

Сельскохозяйственные  предприятия произведенную сельскохозяйственную продукцию продают заготовительным организациям - хлебоприемным пунктам, мясокомбинатам, молокозаводам и т.п., а также детским учреждениям, учреждениям здравоохранения, общественного питания и др. Кроме сельскохозяйственной продукции в продажу разным предприятиям и организациям поступает продукция подсобных и прочих производств. Сельскохозяйственные предприятия имеют также расчетные отношения по продаже продукции населению: рабочим хозяйств и другим гражданам13.

Расчеты с покупателями и заказчиками организации АПК строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные квитанции (около 20 форм). В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т.п. Эти квитанции являются основанием для записей в учетные регистры по расчетам с покупателями и заказчиками.

Расчеты сельскохозяйственных предприятий с заготовительными организациями и прочими покупателями за проданную продукцию учитывают  на балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет является активным и имеет сальдо по дебету. На нем учитывается задолженность заготовительных организаций и прочих покупателей в пользу хозяйства.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажа» и  91 «Прочие  доходы и расходы» на суммы предъявленных расчетных документов, аккредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособлено.

К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками могут быть открыты  субсчета:

62-1 «Расчеты по государственным  контрактам»;

62-2 «Расчеты с заготовительными  и перерабатывающими организациями  АПК»;

62-3 «Расчеты по векселям  полученным»;

62-4 «Расчеты по авансам полученным»;

62-5 «Расчеты по внутригрупповым и взаимосвязанным организациям

62-6 «Расчеты с прочими  покупателями и заказчиками».

Субсчет 62-1 «Расчеты по государственным  контрактам» предназначен для обобщения  информации о расчетах с государственными органами за проданную продукцию и скот.

По мере признания  продажи в счет выполнения государственных  заказов задолженность уполномоченных органов отражают следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет субсчета 62-1 «Расчеты по государственным контрактам»

Кредит счета 90 «Продажи».

В случае, когда организация  получила ранее кредит и в счет его погашения произведена отгрузка сельскохозяйственной продукции, делается запись:

Дебет счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит 62-1 «Расчеты по государственным контрактам»

Субсчет 62-2 «Расчеты с  заготовительными и перерабатывающими  организациями АПК» учитывает расчеты  за проданную сельскохозяйственную продукцию, животных и оказание услуги по их доставке в порядке выполнения договоров. По мере продажи заготовительным организациям в бухгалтерском учете отражается:

Дебет субсчета 62-2 «Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Субсчет 62-3 «Расчеты по векселям полученным» предназначен для учета задолженности покупателей и заказчиков, обеспеченной полученными векселями.

Если по полученному  векселю предусмотрен процент, то по мере погашения задолженности составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета»

Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности),

91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

На субсчете 62-4 «Расчеты по авансам полученным накапливают информацию о расчетах по полученным авансам в соответствии с договорами под поставку материально-производственных запасов или под выполнение работ, производимых для заказчиков по частичной готовности.

Получение авансов и  предварительной оплаты на основании расчетных документов от покупателей (заказчиков) в бухгалтерском учете отражается:

Дебет субсчета 62-4 «Расчеты по авансам полученным»

Кредит субсчетов 62-2 «Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК», 62-6 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Субсчет 62-5 «Внутригрупповые расчеты взаимосвязанных организаций» предназначен для учета расчетов с взаимосвязанными организациями (холдингов, финансово-промышленных групп  и др.) за проданную продукцию, животных, выполненные работы и оказанные услуги. Информация этого субсчета используется при определении корректировок, необходимых для составления сводной (консолидированной отчетности).

На субсчете 62-6 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками» отражают информацию по операциям продажи готовой продукции с остальными покупателями и заказчиками (юридическими и физическими лицами) – товаров, животных, а также выполнения работ и оказания услуг, не предусмотренных на других субсчетах счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На указанном субсчете могут отражаться расчеты с индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица за проданную им продукцию и выполненные работы, а также с сельскохозяйственными организациями за оказанные услуги (переработка давальческого сырья, выполнение работы вспомогательными производствами и т.п.).

Отгрузка животных, материалов, выполненные работы и оказанные  услуги оформляются соответствующими первичными документами: товарно-транспортными  накладными, актами приема-сдачи выполненных работ и др. Основными документами по возникновению расчетных взаимоотношений сельскохозяйственных и заготовительных организаций являются приемные квитанции, форма которых зависит от вида реализуемой продукции: зерно, молоко, скот и т.п. В соответствии с налоговым законодательством информация, отраженная в перечисленных документах, регистрируется в счетах-фактурах. При получении денежных средств в виде авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок продукции животных (выполненных работ, оказанных услуг) организацией также составляется счет-фактура14.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями сельскохозяйственных организаций