Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:23, курсовая работа
Основными задачами процесса снабжения являются:
1. определение фактического объема снабжения;
2. определение фактической себестоимости.
Поступление материалов от поставщиков производится на основании договоров поставки. Поставка продукции производится поставщиком: иногородним покупателям (строительным предприятиям) — путем отгрузки железнодорожным или водным, автомобильным транспортом; одногородним получателям, как правило, автомобильным транспортом.
На отгруженные материалы поставщики выписывают платежные требования или счета-фактуры с приложенными к ним отгрузочными документами (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.) и высылают их покупателям.
Расчетные документы (платежные требования, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы по железной дороге, водным транспортом и другим направляются в отдел снабжения организации, работники которого обязаны:
зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов по форме № М-1 (см. табл. 2.1);
проверить соответствие данных этих документов договору поставки, в частности, наименование материала, количество, цена, сроки поставки и др.;
сделать в карточках или книге оперативного учета соответствующие записи о выполнении договора поставки;
акцептовать (т.е. дать согласие на оплату) расчетные документы поставщика или отказаться от акцепта;
передать документы в финансовый отдел или бухгалтерию.
По мере поступления материальных ценностей на склады организации в журнале делается отметка о номерах приходных ордеров (или актов о приемке) и датах поступления или запросах, связанных с розыском непоступивших грузов.
Работник, регистрирующий документы на получение грузов, обязан периодически на первое число каждого месяца сверять с бухгалтерией организации данные о материалах в пути.
В строительных организациях, в которых по штатному расписанию отсутствуют отделы (службы) снабжения, руководителем организации назначается лицо, которому должны первоначально передаваться документы для проверки и на визу. Журнал учета поступающих грузов в этом случае не ведется.
Для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении груза непосредственно со склада поставщика или железной дороги, отпускаемого им по наряду, счету, договору, заказу, соглашению, бухгалтерия выдает в одном экземпляре под расписку получателю доверенность по форме № М-2 (см. табл. 2.2).
Если материалы со складов поставщиков строительные предприятия получают регулярно, то в этом случае выдается доверенность по форме № М-2а. Выдачу этих доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей по форме № М-3 (см. табл. 2.3).
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок действия доверенности, как правило, не более 15 дней.
Поступившие на склад материальные ценности должны быть своевременно оприходованы и отражены на счетах бухгалтерского учета. Материалы, поступающие на склады, должны приниматься по счету, весу, объему и качеству и приходоваться в соответствующих единицах измерения.
Если материалы поступают в одной единице измерения (по весу), а приходуются, в другой единице (по счету), в этом случае их движение должно отражаться в аналитическом учете в двух единицах измерения по весу и счету. Железобетонные, деревянные конструкции и изделия учитываются в штуках по маркам, метрах квадратных, кубических и т.д. Например, панели перекрытия шт. 10/20 м3, блоки оконные 02 р 12-15 шт. 20/50 м2 и т.д. Если материал поступает в тоннах, а расходуется в килограммах, его надо приходовать в килограммах.
На поступившие на склад материалы кладовщики выписывают приходные ордера по форме № М-4 (см. табл. 2.4). На основании их зав. складами (кладовщики) делают записи в карточках складского учета материалов по форме № М-12. Если поступление материалов незначительное, приходные ордера по форме № М-4 можно не выписывать, а записи в складскую картотеку делаются на основании документов поставщиков.
Если материалы поступили с поврежденной упаковкой, не соответствующего качества или имеющие количественное расхождение (недостачи) либо расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при поступлении материалов без документов их приемка производится комиссией, которая составляет акт о приемке материалов по форме № М-7 (см. тал. 2.5).
Он составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензии поставщику. При наличии приемного акта по форме № М-7 приходный ордер не выписывается.
Материалы, изготовленные в подсобных и вспомогательных производствах строительных организаций, приходуются на склады на основании накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов по форме № М-11. Они применяются для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
2.2. Поступление материалов от подотчетных лиц
Материалы могут также поступать на склады от подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет. Подотчетные лица должны представлять в бухгалтерию организации документы, подтверждающие факт оплаты полученных материальных ценностей с указанием стоимости покупки (квитанции к приходным ордерам, чеки контрольно-кассовых аппаратов и др.), а также документы, подтверждающие факт получения материальных ценностей.
При закупке материальных ценностей у физического лица в акте закупки должны быть приведены сведения о продавце, такие как адрес его постоянного места жительства и паспортные данные.
Повторно используемые подрядчиком конструкции, детали и материалы, полученные от разборки зданий и сооружений, подлежат оприходованию по ценам их возможного использования за вычетом стоимости переработки необходимой для применения их в дело по актам формы № М-35.
Для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы предназначена товарно-транспортная накладная форма № ТТН-1 (см. табл. 2.6).
Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Материальные ценности отпускаются со складов и приобъектных кладовых на производство строительно-монтажных работ, на нужды вспомогательных и подсобных производств, на хозяйственные и другие цели только материально ответственным лицам. Список лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, образцы их подписей и именные штампики передаются на склады.
Материальные ценности должны отпускаться на производство строительно-монтажных работ и на другие цели по весу, объему или счету в соответствии с нормами расхода. В соответствии с нормами устанавливается лимит отпуска материалов.
Для оформления отпуска материалов, которые многократно используются на нужды производства, предназначены лимитно-заборные карты по формам № М-8, М-28, М-28а. Они выписываются производственным или плановым отделом в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу.
При отпуске материалов со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте структурного подразделения, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. После использования лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию (см. табл. №2.7).
Для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным), предназначена товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы № ТН-2 (см. табл. 2.8).
Материалы, потребляемые нерегулярно, на хозяйственные и прочие нужды, отпускаются требованиями (см. табл. 2.9). Ими также оформляется отпуск материалов на замену, сверхлимитный отпуск. Для оформления сверхлимитного отпуска применяются требования, имеющие определенный отличительный признак, например цветную диагональную полосу, цветной знак в углу документа и т.д. Требования на сверхлимитный отпуск выписываются только с разрешения лица, уполномоченного разрешать такой расход материалов.
Требование выписывается в двух экземплярах, из которых первый с распиской получателя остается на складе, а второй с подписью заведующего складом выдается на руки получателю.
Глава 3
Учет расчетов с поставщиками
Учет расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности (включая и расчеты за электроэнергию, газ, пар, воду и т.п.), а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На этом счете также учитываются расчеты генеральных подрядных строительных организаций со своими субподрядными организациями при выполнении ими строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и другие.
На счете 60 учитываются авансы под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.
Операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
Этот счет активно-пассивный. По кредиту этого счета отражается фактическая стоимость поступивших материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг вместе с налогом на добавленную стоимость, т.е. задолженность поставщикам и подрядчикам, а по дебету — уменьшение этой задолженности.
При ведении учета по полной журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками отражаются в журнале-ордере № 6 (см. табл. 3.1). Записи в журнале-ордере № 6 производятся на основании счетов поставщиков и других организаций за поступавшие на склады организации или находящиеся в пути материальные ценности и за оказанные услуги, а также на оснований приходных документов (приходные ордера, приемные акты др.) на поступившие в текущем месяце материальные ценности, по которым счета поставщиков в организацию не поступили. Журнал-ордер № 6 представляет собой комбинированный регистр, в котором аналитический учет совмещен с синтетическим. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и др. Учет операций ведется в хронологическом порядке по мере поступления счетов доставщиков и других организаций.
В журнале-ордере № 6 применяется линейно-позиционный способ бухгалтерских записей, который означает, что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и одновременно по этой же строке записывается оплаченная сумма. В журнале-ордере № 6 записи операций по кредиту счета 60 ведутся в течение текущего месяца, а по дебету этого счета — в течение одного или двух месяцев. Если журнал-ордер № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, в этом случае неоплаченные счета переносятся в журнал-ордер, который открывается в третьем месяце.
Например, счета, отраженные в журнале-ордере за май и не уплаченные в мае и июне, переносятся в журнал-ордер за июль. Такой порядок учета удобен в организациях, у которых счета ежемесячно оплачиваются неравномерно. В организациях, у которых ежемесячное количество неоплаченных счетов незначительно, учет в журнале-ордере № 6 как по кредиту, так и по дебету ведется за один месяц.