Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса расчётов с различными дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели были определены задачи, заключающиеся в рассмотрении:
нормативного регулирования расчётов с дебиторами и кредиторами;
документального оформления расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
особенности учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
расчетов по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по причитающимся дивидендам.
изучение проблемы данной темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами. . . .
1.1 Нормативно – законодательное регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Понятие, сущность, задачи, классификация разных дебиторов и кредиторов. . .
1.3 Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Особенности учета расчетов с разными дебиторами и дебиторами. . . . . . . . . . . . .
2.1 Расчёты по имущественному и личному страхованию. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Учет расчётов по претензиям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Учет расчётов по причитающимся дивидендам и другим доходам . . . . . . . . . . .
2.4 Учет расчётов по депонированным суммам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5 Проблемы в учете с разными дебиторами и кредиторами . . . . . . . . . . . . . .
3 Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_BFU мусс.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)
  1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010).

 

     Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта.

  1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010).

 

     Методические  указания определяют сроки и порядок проведения инвентаризации.

  1. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.).

 

     Данное  положение определяет формы безналичных расчётов, порядок их применения при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.

  1. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050 - У.

 

       Указание  ЦБ РФ определяет предельный размер расчётов с разными дебиторами и кредиторами  наличными деньгами по одному платежу.

  1. Приказ ЦБ РФ «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 г. № 14-11.

 

     Приказ  ЦБ РФ устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций.

 

 

     К четвёртому уровню относится учётная  политика организации.     

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» учётная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского учёта этой организации в конкретном отчётном периоде.      

Учётная политика содержит следующие элементы:

  1. рабочий план счетов;
  2. порядок проведения инвентаризации;
  3. методы оценки активов и обязательств;
  4. правила документооборота и технология обработки учётной информации;
  5. формы документов для внутренней отчётности;
  6. формы первичных документов.

 

     Основной  целью разработки учётной политики организации является закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учёта. 
  
 

Понятие, сущность, задачи, классификация разных дебиторов и кредиторов

Весь спектр контрагентов организаций может быть разбит на два вида: дебиторы и кредиторы.

Дебитором является юридическое  или физическое лицо, имеющее задолженность предприятию. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную ей продукцию и многие другие должники.

В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все рачеты предприятия-поставщика с предприятием-покупателем и является предпосылкой кредиторской задолженности

В узком смысле дебиторская  задолженность- это то, что контрагенты должны организации.

Дебиторская задолженность- это кредит, полученный от поставщиков  и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требований незамедлительной оплаты.

Кредитором следует  считать юридическое или физическое лицо предоставленной организацией деньги или товары в кредит и имеющие  право на последующее возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо услуги.

В широком смысле к  кредиторам относят банки, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой, рабочие, которым начислена, но нн выплачена заработная плата и тому подобное.

Дебиторская и кредиторская задолженность существенно  влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и прочие доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности.

Задачи учета дебиторской  и кредиторской задолженности:

1)   точный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;

2)   контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины;

3)   определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности;

4)   определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

5)   выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;

6)   выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. Определение причин их возникновения и возможных путей устранения;

7)   определение правильности использования банковских ссуд;

8)   выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;

9)   определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Классификация дебиторской и кредиторской задолженности

 

Дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения  можно подразделить на две группы:

1)   Задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;

2)   Задолженность по другим операциям.

К первой группе относится  задолженность покупателей(дебиторская  задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность этой группы учитывается на счетах: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

К дебиторской задолженности  второй группы относятся:

· Авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);

· Суммы по предъявленным  претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»);

· Задолженность работников организации по товарам, проданным  в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»);

· Задолженность учредителей  по вкладам в уставный капитал (счет 75 «расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»);

· Задолженность по прочим операциям (счет 76).

К кредиторской задолженности  второй группы относятся:

· Задолженность по различным  платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

· Задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);

· Задолженность страховым  компаниям по заключенным договорам  имущественного и личного страхования (счет 76, субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»);

· Обязательства по выплате  дивидендов (счет 75, субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов»);

· Задолженность по операциям  некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами»).

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность  подразделяется на:

– краткосрочную (погашение  которой ожидается в течение года после отчетной даты)

– долгосрочную (погашение  которой ожидается не ранее чем  через год после отчетной даты).

Также дебиторскую задолженность  по характеру образования можно  подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность. Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) - это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный  договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.

Следует отметить, что  в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер. При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и деловую репутацию контрагента.

Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

 

1.3 Документальное оформление операций по учёту  расчётов с разными  дебиторами и кредиторами  
     

Платежи на территории России осуществляются путём наличных и  безналичных расчётов. Безналичные расчёты производятся через банки и другие кредитно - расчётные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчёты могут проводиться в различных формах. Под формой расчётов понимают способ совершения безналичных расчётов с применением установленного правительством документа.     

Гражданским Кодексом РФ предусмотрены следующие основные формы расчётов:

  1. Инкассо.

 

     Инкассовая  форма расчётов регулируется правилами использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ. При инкассо банк - эмитент обязуется по поручению и за счёт клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа. Банк-эмитент, получив поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения любой иной банк (банк - исполнитель). Законодательное регулирование по расчётам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.     

В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчётов по инкассо:

1) платёжные требования, оплаченные в порядке предварительного  акцепта;

2) требования о безакцептном  списании;

3) инкассовые поручения.

  1. Платёжные поручения (приложение № 1).

 

     При расчётах платёжными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа. Покупатель даёт распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счёт получателя средств. Расчёты платёжными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк по поручению плательщика обязуется за счёт средств, находящихся на его счёте, перевести определённую денежную сумму на счёт, указанного плательщиком, лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. В соответствии со ст. 863 ГК РФ сроки осуществления безналичных расчётов определяются Банком России. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2 – П  “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.) они должны содержать следующие реквизиты:

  1. наименование расчётного документа;
  2. номер платёжного поручения, дата выписки;
  3. номер банка плательщика, наименование;
  4. наименование плательщика, счёт в банке;
  5. наименование получателя, счёт в банке;
  6. наименование банка получателя, его номер;
  7. назначение и сумма платежа цифрой и прописью.

 

  1. Акцепт.

 

     Отгрузив  продукцию или выполнив определённую работу, поставщик выписывает на имя покупателя счёт и платёжное поручение; счёт сдаётся в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырёх экземплярах - если в разных банках, или в трёх - если в одном

 

4.Аккредитив (приложение № 2).     

Расчёты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых  расчётах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определённый срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчётах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:

1) номер  договора, по которому открывают  аккредитив; срок действия аккредитива;  наименование исполняющего банка;

2) место  исполнения аккредитива, полное  наименование документов, по которым  производится выплата по аккредитиву,  срок их представления и порядок  оформления;

3) вид  аккредитива;

4) для  отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;

5) сумма  аккредитива;

6) способ  реализации аккредитива.      

Банк  действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать  или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.      

Аккредитивная форма  отличается от расчётов платёжными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем  всех условий аккредитива, определённый его договором с плательщиком.

  1. Вексель (приложение № 3).

 

     Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определённую сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию.

Информация о работе Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами