Учет расхода материалов в производстве и резервы их снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Изучение организации учета материально – производственных запасов, контроля за движением материалов и их сохранностью.
2. Выявление наиболее рациональных методов учета наличия и движения материальных ценностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………..3
Понятие и классификация материально-производственных запасов……….4
Оценка материально производственных запасов……..……….……………..8
Учет и документальное оформление поступления материально-производственных запасов…………………………………………………...16
Учет и документальное оформление выбытия материально-производственных запасов ………………...…………...……………………23
Резервирование средств под снижение стоимости материальных ценностей……………………………………………………..…………….…26
Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов………………………………….………………...……………………28
Контроль за движением материалов…...……………..……….……..………36
Инвентаризация материалов…………...……………..……….……..………38
Заключение………………………….…...……………..……….……..………41
Список литературы……………………...……………..……….……..………43

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 БУ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Производственные  запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании  или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Нормативными документами  разрешено в аналитическом бухгалтерском  учете и местах хранения материалов применять учетные цены.

В качестве учетных цен  на материалы могут применяться:

    • договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;
    • фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;
    • планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Они предназначены для использования внутри организации. Планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов;
    • средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии  их оценка производится организацией одним из следующих методов:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО);
    • по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО – не используется).

Организация может использовать различные методы оценки материалов при их отпуске в производство для различных групп (видов) материалов, но по отдельному виду (группе) материалов в течение отчетного года может применяться только один из вышеперечисленных методов оценки.

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно отражаться в учетной политике организации исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

По себестоимости каждой единицы могут оцениваться материалы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т.п.).

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы  могут применяться два варианта исчисления себестоимости запаса:

    • включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
    • включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного  варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного  отнесения транспортно-заготовительных  и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость.

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами  по приобретению материала и его  договорной ценой) распределяется пропорционально  стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

Материалы могут оцениваться  организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в данном месяце.

Данный метод оценки является наиболее распространенным в  практике работы организации.

Применение способов средних оценок фактической себестоимости  материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, может осуществляться следующими вариантами:

    • исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);
    • путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних  оценок фактической себестоимости  материалов должен раскрываться в учетной  политике организации.

Оценка материалов методом  ФИФО основана на допущении, что материалы  используются в течение месяца и  иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. материалы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости материалов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

 

 

Рассмотрим данные способы оценки выбытия материалов на конкретном примере:

Показатели

Количество,

 шт.

Цены единицы, руб.

Сумма,

руб.

Остаток материалов на начало месяца

200

120

24000

Поступление материалов за месяц:

  • Первая партия
  • Вторая партия
  • Третья партия

Всего поступило

 

 

100

200

300

600

 

 

110

115

125

Х

 

 

11000

23000

37500

71500

Отпущено материалов

550

-

?

Остаток материалов на конец месяца

250

-

?


 

Первый вариант расчета  – по себестоимости каждой единицы.

Определяем фактическую  себестоимость израсходованных  материалов:

200 шт. * 120 руб. + 100 шт. * 110 руб. +  200 шт. * 115 руб. + 50 шт. * 125 руб. =  64250 руб.

Стоимость остатка материалов, находящихся в запасе, составит:

250 шт. * 125 руб. = 31250 руб.

Второй вариант расчета  – по средней себестоимости.

Сначала определяем среднюю  стоимость единицы материала:

(200 шт. * 120 руб. + 100 шт. * 110 руб. + 200 шт. * 115 руб. + 300 шт. * 125 руб.) : (200 шт. * 120 руб. + 100 шт. * 110 руб. + 200 шт. * 115 руб. +300 шт. * 125 руб.) : (200 шт. + 100 шт. + 200 шт. + 300 шт.) = 119,37 руб.

Фактическая себестоимость израсходованных материалов:

119,37 руб. * 550 шт. = 65 653, 50 руб.

Стоимость остатка материалов, находящихся  в запасе:

24 000 руб. + 71 500 руб. – 65 653,50 руб. = 29 846,50 руб.

 

 

Третий вариант расчета  – по методу ФИФО.

Фактическая себестоимость  израсходованных материалов по методу ФИФО определяются путем суммирования стоимости материалов, отпускаемых в производство. При этом принимается, что материалы списываются в той же последовательности, в какой они были приобретены:

200 шт. * 120 руб. + 100 шт. * 110 руб. + 200 шт. * 115 руб. + 50 шт. * 125 руб. = 64 250 руб.

Остаток определяется как  разность между стоимостью имевшихся  в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов или путем умножения количества оставшихся материалов на цену последнего приобретения:

24 000 руб. + 71 500 руб. – 64 250 руб. = 31 250 руб.

или 250 шт. * 125 руб. = 31 250 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет и документальное оформление поступления материально-производственных запасов

 

Для обеспечения нормального  хода процесса производства продукции  необходимо регулярное и бесперебойное снабжение материальными ценностями.

Материальные ценности на производство  поступают по следующим  каналам:

    • от поставщиков;
    • подотчетных лиц;
    • собственного производства.

Наглядно все каналы поступления можно изобразить в  виде схемы

Схема 1

Каналы  поступления материалов


 



 

 


 

 

 

На поставку материалов предприятие заключает договора, своевременность поступления осуществляется отделом материально – технического снабжения. В отделе материально – технического снабжения ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Вместе с отгрузкой  продукции поставщик высылает расчетные  и другие сопроводительные документы - платежное требование (счет на оплату), товарную накладную, счет - фактуру и др. В отделе материально – технического снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, цен, качества и др. договорным условиям. В результате проверки на расчетном документе ставиться пометка о полном или частичном акцепте.

Проверенные платежные  требования из отдела материально –  технического снабжения передаются в бухгалтерию для оплаты по банку.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков, водителю – экспедитору выдают  доверенность (форма М-2 и М-2а), в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов водитель – экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Обязательными реквизитами доверенности являются:

    • наименование предприятия покупателя и его банковские реквизиты;
    • сроки доверенности;
    • ФИО уполномоченного лица;
    • наименование поставщика, материала;
    • единица измерения и количество.

Доверенности регистрируются в книге учета выданных доверенностей.

Выписку доверенности производит бухгалтерия.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает старшему кладовщику. Складом, который проверяет соответствие количества и качества материала  данным счета поставщика. Обязательные реквизиты счета:

    • №, дата выписки;
    • наименование поставщика и его банковские реквизиты;
    • наименование покупателя и его банковские реквизиты;
    • наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма;
    • подписи и печать.

Принятые кладовщиком  материалы оформляются односторонними и многосторонними Приходными ордерами № М-3, № М-4. Приходные ордера выписываются на фактически принятое количество материальных ценностей в день поступления в 2-х экземплярах: 1-ый сдается в бухгалтерию, где он служит основанием для учета поступления материалов, а 2-ой - остается на складе для записей в карточках складского учета материалов.

Общими реквизитами  приходного ордера являются:

    • номер приходного ордера и дата выписки;
    • наименование поставщика;
    • наименование материала;
    • единица измерения;
    • количество по сопроводительным документам и фактически принятое количество.

При установлении несоответствия поступивших материалов их количеству  и качеству составляется приемный акт, служащий основанием для предъявления претензий поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа может служить товарно-транспортная накладная типовой формы 1-Т, которую составляет грузоотправитель.

Подотчетные лица приобретают  материалы на предприятиях торговли, рынке за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек, составляемый подотчетным лицом. Товарный чек прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Пример: Организация приобрела  за плату у поставщика материалы на сумму 35400 руб., в том числе НДС – 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС – 360 руб. Материалы предназначены для использования в производстве. Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно. Сумма НДС выделена в документах отдельной строкой. Задолженность перед поставщиком по поступившим материалам погашена.

Информация о работе Учет расхода материалов в производстве и резервы их снижения