Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 12:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование организации учета формирования финансовых результатов и использования прибыли и поиск мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета финансового результата, распределения прибыли и улучшению финансового результата организации на основе изучения и критической оценки существующей практики ведения бухгалтерского учета в организации торговли.
Введение …………………………………………………………………….
1. Экономическая сущность и механизм формирования прибыли, принципы и задачи бухгалтерского учета финансовых результатов организации в рыночной экономике ………………………………………
1.1. Категории доходов, расходов и прибыли, механизм формирования конечного финансового результата отчетного периода и распределения прибыли ………………………………………………………………………
1.2. Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации. Элементы учетной политики формирования финансовых результатов …………………………………..
1.3. Краткая экономическая характеристика ОАО «Торговое предприятие «Надзея» ………………………………………………………
2. Бухгалтерский учет формирования и распределения прибыли организации, пути его совершенствования ………………………………
2.1. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли по видам деятельности, операционных и внереализационных доходов, расходов, прибыли ……………………………………………………………………..
2.2. Бухгалтерский учет формирования прибыли отчетного периода, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет ………
2.3. Бухгалтерская отчетность о прибылях и убытках, ее совершенствование в системе национальных стандартов финансовой отчетности и в формате МСФО ……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников …………………………………..…..
2.3 Бухгалтерская отчетность о прибылях и убытках, ее совершенствование в системе национальных стандартов финансовой отчетности и в формате МСФО
В бухгалтерской отчетности с учетом существенности раскрывается как минимум следующая информация о финансовых результатах деятельности организации (табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Источники информации о прибылях и убытках
№ п/п |
Информация |
Формы отчетности |
1 |
2 |
3 |
1 |
Обо всех видах доходов и расходов отчетного года, формирующих конечный финансовый результат отчетного года, за отчетный период и аналогичный период предшествующего отчетного года |
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) |
2 |
О чистой прибыли (убытке) отчетного года за отчетный период и аналогичный период предшествующего отчетного года |
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) |
3 |
О нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) на начало отчетного года и на конец отчетного периода |
Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Капитал и резервы» |
4 |
О величине резервного капитала на начало отчетного года на конец отчетного периода |
Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Капитал и резервы» |
5 |
О величине кредиторской задолженности по выплате собственникам начисленных доходов (дивидендов) на начало года и на конец отчетного периода |
Бухгалтерский баланс (форма № 1), пассив, раздел «Краткосрочные обязательства» |
6 |
Об изменениях нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), резервного капитала в течение отчетного года и года, предшествующего отчетному |
Отчет об изменении капитала (форма № 3), раздел «Изменения капитала» |
Длительный исторический опыт достаточно убедительно свидетельствует о том, что развитие бухгалтерского учета всегда осуществлялось в результате и вслед развитию экономики в целом. Востребованность информации, формируемой в рамках системного бухгалтерского учета, как правило, бывает обусловлена требованиями и логикой процессов принятия управленческих решений менеджерами субъектов хозяйствования в экономических интересах собственников.
Реалии сегодняшнего дня позволяют говорить о том, что многие предприятия сталкиваются с проблемой привлечения дополнительных финансовых ресурсов для своего развития, с проблемой анализа своей деятельности, который позволял бы реально оценивать свое финансовое положение. Естественно, что одним из обязательных условий для решения этих задач является наличие финансовой отчетности, которая была бы действительно полезна и информативна для возможности выполнения вышеназванных задач, а также понятна неограниченному кругу потенциальных пользователей.
Основными преимуществами отчетности, составленной в соответствии МСФО является то, что ее наличие является обязательным фактором, который позволяет получить упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала, повысить доверие со стороны иностранных инвесторов, привести к снижению стоимости заемного капитала для компаний, повысить сравнимость отчетности с другими предприятиями, повысить прозрачность и понятность информации, отраженной в отчетности.
Отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО позволяет в большей степени, нежели белорусская отчетность получить информацию о финансовом положении, финансовых результатах, изменениях в финансовом положении предприятия. Кроме того, данная отчетность является единым самодостаточным документом, который позволяет потенциальным партнерам получить представление о предприятии.
Следует отметить, что отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО, нужна не только потенциальным инвесторам и финансовым институтам. Отчетность по МСФО облегчает понимание связи между реальными событиями и финансовыми отчетами, улучшает прозрачность для принятия управленческих решений, повышает качество решений, принятым на основании данной отчетности.
Необходимо понимать, что процесс составления отчетности, которая соответствовала бы требованиям МСФО, достаточно сложен, особенно для тех специалистов, которые ранее не сталкивались с международными стандартами на практике. В связи с этим, привлечение внешних специалистов для первоначального составления отчетности либо внедрения параллельного учета является вполне оправданным шагом, который позволяет сэкономить ресурсы предприятия в будущем.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - основной набор стандартов, которые принимаются странами во всем мире. Глобализация бизнеса и финансов создала потребность в общем наборе стандартов, которые используются всеми странами как способ увеличить эффективность международной операционной обработки и ответственности. МСФО - система стандартов, доступная отдельному кругу специалистов и позволяющая формировать отчетность, состояние предприятия и результаты его деятельности.
Стремление расширить использование МСБУ/МСФО в нашей стране, безусловно оправдано, но при этом представляется весьма важным гармонизировать взаимоотношения государственных структур, ответственных за учет, общественных организаций и предприятий. Для того чтобы придать развитию бухгалтерского учета общепринятые в мировой практике правовые формы необходимо усилить участие в нормотворчестве всех заинтересованных сторон.
На наш взгляд сближению учетной системы Республик Беларусь с международными нормами и стандартами нормами способствовал бы ряд следующих мер:
- однозначное придание правового статуса основополагающим и общепринятым в международных стандартах принципам и правилам учета (принцип начисления, принцип соответствия доходов и расходов и др.);
- введение общепризнанной
в мире классификации групп
бухгалтерских счетов и построе
- обобщение всей нормативной базы в разрезе перечисленных пяти групп счетов с особым упором, во-первых, на методы оценки стоимости каждого объекта учета по каждой группе и, во-вторых, на конкретное и детальное описание того, как в учете должна отражаться каждая хозяйственная операция;
- приведение к рекомендуемым международными стандартами форматам бухгалтерского баланса (состав и структура статей и разделов, последовательность их расположения в активах и пассивах), отчета о прибылях (убытках), отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале собственника;
- разработка конкретных
методических рекомендаций о
порядке трансформации
- установление конкретных временных сроков и четкого графика перехода на МСБУ (МСФО);
- обязательное обучение
широкого круга специалистов
бухгалтерских служб
- предпринять необходимые
шаги по членству
- ввести обязательную
сертификацию специалистов, претендующих
на занятие должностей
Таким образом, нормативная база растет. Но для перехода на МСФО этого слишком мало. Чтобы реформировать отечественный бухучет, недостаточно принять ряд инструкций, даже если они будут повторять все существующие 37 стандартов, составляющих IAS/IFRS. Нужно сначала определиться, что бухгалтерская отчетность значит для общества и кто ее составляет.
Важен конечный результат - бухгалтерская отчетность, из которой можно узнать, как работало предприятие в прошлом, каково его финансовое положение в настоящем и в обозримом будущем. От этого зависит правильность принимаемых на всех уровнях управления решений, благополучие работников, владельцев предприятия и страны в целом. Именно поэтому в программе перехода планировалась «переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность». Это и является одной из основных задач приведения национальной системы бухучета в соответствие с МСФО. Но в Беларуси в небанковской сфере эта задача практически осталась нерешенной.
Дело в том, что большинство нормативных актов Минфина, в том числе принятых в рамках программы перехода на МСФО, регламентируют именно порядок отражения в учете хозяйственных операций - корреспонденцию счетов, оформление документов. Этот процесс так зарегулирован, бухгалтер так озабочен заполнением накладных, что на остальное времени не остается. Но пользователю-то все равно, сколько и каких бумажек написали и подшили в бухгалтерии. Ему нужно, чтобы отчетность показывала финансовое состояние предприятия или банка, с которым он работает, где вложены его деньги. Важны не формальные процедуры, а понимание экономической сущности бизнес-процессов, достоверная и объективная оценка всех элементов отчетности - активов, обязательств, доходов, расходов, прибыли и капитала. Именно осознание этих приоритетов обуславливает структуру МСФО. И это прежде всего ряд принципов, методов и допущений, которые лежат в основе самих стандартов. Поэтому совершенно не важно, какими документами оформлено совершение хозяйственных операций и какие проводки при этом сделаны - важна правильная оценка прошедших событий и прогноз будущих. Соответственно МСФО не содержит каких-либо строгих предписаний, к чему так привык и стремится наш законодатель. В них даже плана счетов нет. У нас предприятие без согласия Минфина не может лишний счет ввести. А в странах с рыночной экономикой каждая компания самостоятельно формирует свой план счетов, формы первичных документов и учетных регистров. И никого, кроме нее самой, этот вопрос не касается.
заключение
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства.
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие операционные доходы и расходы.
Основной вид деятельности ОАО «Торговое предприятие «Надзея» -розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия). Торговая сеть представлена 9 магазинами с торговой площадью 1905 м. кв. из них 2 непродовольственных магазина с торговой площадью 632 м.кв., 7 продовольственных магазинов с торговой площадью 1273 кв.м., 1 склад оптовой торговли с торговой площадью 412 м.кв.
Основные показатели деятельности общества за 2010 год следующие: Объем розничного товарооборота в целом по обществу составил 31572 млн. руб., темп роста в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом составил 119,86%. Доведенное Кобринским райисполкомом задание по темпу роста товарооборота в сопоставимых ценах к уровню прошлого года в размере 110% перевыполнено на 9,86%.
За 2010 год удельный вес непродовольственной группы товаров составил 19,88% (против 15,04% в 2009 году), соответственно снизился удельный вес продовольственной группы товаров с 84,96% в 2009 году до 80,12% в 2010 году.
Прибыль отчетного года составила 616 млн. руб., что на 99 млн. руб. больше, чем в 2009 году, темп роста- 119,15%. Прибыль от реализации за 2010 год - 619 млн. руб., за 2009 год - 372 млн. руб., темп роста - 166,4%. Прибыль от операционных доходов и расходов составила 7 млн. руб., за 2009 год прибыль составила 165 млн. руб. Убытки от внереализационных доходов и расходов составили 10 млн. руб. (в 2009 году - 20 млн. руб.убытка).
Налоги и сборы, платежи, произведенные из прибыли, составили в 2010 году 117 млн. руб., в 2009 году - 111 млн. руб., налоги и сборы из прибыли увеличились по сравнению с прошлым годом на 6 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли остались на уровне.
Для обобщения информации о доходах и расходах предприятия, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним, предназначен обобщающий счет 90 «Реализация».
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Реализация» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от реализации»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от реализации». Аналогичная методика применяется по счетам 91 и 92.
Информация о работе Учет распределения и использования прибыли» (на материалах ОАО «ТП «Надзея»)