Учет розничного товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить порядок учета товарооборота торговой организации,а также разработка направлений совершенствования.
Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления развития товарооборота на современном этапе;
-изучить нормативно-правовые акты, регулирующие учёт реализации;

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

3) Принцип периодической отчётности  материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчётности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п.

4) Принцип использования в учёте  денежного и натурального измерителей  определяет ведение натурально-стоимостного  и стоимостного учёта в натуральных  единицах и национальной денежной  единице независимо от валюты  контрактов.

5) Выбор учётной цены должен обеспечить удобную схему учёта реализации товаров. В организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам организаций-изготовителей и импортёров Республики Беларусь, а товары, ввезённые из-за пределов республики, - по контрактным ценам зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли.

6) Принцип соответствия в учёте  товарных операций требует: 

- отражения в учёте поступления,  выбытия, внутреннего перемещения  товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчётном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;

-  единства оценки поступивших  и выбывших товаров, что обусловливает  списание с материально ответственных  лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчёт;

-  соответствия учётных и  отчётных данных фактическому  наличию товаров и тары, что  обеспечивается их инвентаризацией  и отражением в учёте выявленных  отклонений;

- тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учёта, синтетического и аналитического учёта товаров, что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учёта и обеспечено сверкой соответствующих учётных данных в регистрах бухгалтерского учёта.

7) Оценка реализованных товаров  и отражение товаров в отчётности  по себестоимости. Себестоимость  реализованных товаров (товаров  в остатке) в торговле –  их покупная без налогов с  реализации. В оптовых торговых  организациях учёт товаров осуществляют  по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость) или фиксированным розничным ценам. Полную себестоимость продаж (остатка) товаров в оптовой торговле определяют суммированием себестоимости реализованных товаров (остатка товаров) по покупным ценам  и расходов на их реализацию (на остаток товаров).

8) Определение момента реализации (признания выручки) и оценки  доходов от видов деятельности  позволяет обеспечить единые  методические основы учёта выручки,  валового дохода и прибыли,  контролировать уплату налоговых платежей в бюджет. В бухгалтерском учёте реализацию товаров отражают: по оплате расчётных документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателю [6,с.33-38].

Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль. [3, с.9-10]

Количественная характеристика товарооборота  – объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура  товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы.

Расширение ассортимента товаров  способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более  высокого  качества, являющихся престижными,  позволяет  повысить  долю прибыли в цене товара,  т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Также это способствует повышению рентабельности.

Необходимо четко разграничить понятия “состав” и “величина” товарооборота: состав товарооборота  складывается из различных видов  продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия относят:

-объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

-объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

-ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров ( в рублях, процентах);

-однодневный объем товарооборота (р.);

-объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника -торговой группы;

-объем товарооборота на 1 кв.м общей площади, в том числе торговой площади;

-время обращения товаров, дни оборота;

-скорость товарооборота, число оборотов.

Основными резервами роста товарооборота являются:

дополнительная закупка товаров  непосредственно у производителей на льготных условиях;

повышение производительности труда  торговых работников;

оптимизация времени работы торгового  предприятия;

дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли.

Таким образом, выполнение указанных  задач содействует правильному  учету движения товаров на торговом предприятии.

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование  товарооборота

в организации

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. № 3321 – XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности») «Бухгалтерский учет – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [6].

Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных  видов деятельности определена Законом  Республики Беларусь  от 25.06.2001г. № 42 – З «О внесении изменений и  дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»» и учетной политикой организации, разработанной в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», «учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Положения по бухгалтерскому учету и отчетности – нормативно-правовые акты, устанавливающие общие правила составления и представления бухгалтерской отчетности, принципы, порядок и способы ведения организациями учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций» [7].

Нормативно-правовое регулирование  учета и отчетности розничного товарооборота  в Республики Беларусь следующее:

Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», подписанный Президентом Республики Беларусь 10.05.99г. № 255-З (с учетом изм. и доп.), устанавливаются правовые основы государственной политики в  области ценообразования в республике, категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирования и контроля цен.

Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного  постановлением Министерства экономики  Республики Беларусь от 22.04.1999г. № 43, с изм. и доп. от 08.06.1999г. №58; от 30.06.1999г. №69; от 03.09.1999г. №111; от 12.11.1999г. №149; от 03.05.200г. №85; от 30.03.200г. №89; от 30.04.2004г. №111, регулирует процесс формирования цен.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республики Беларусь « от 19.05.1999г. № 285, с изм. и доп. от 12.11.1999г. №670; от 12.04.2000г. №179 регулируются вопросы ценообразования в Республики Беларусь.

Инструкция «О порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования» (утверждена приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.1995г. № 13 и Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Республики Беларусь от 20.03.1995г. №1) регулирует учет и использование ТТН, ТН и других бланков строгой отчетности.

Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов  в торговле (утверждена постановлением Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь № 59 от 02.07.2002г.) регулирует понятие и состав розничного товарооборота.

Методические указания по определению  индексов физического объема розничного товарооборота на территориальном  уровне (утверждены приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.01.2000г. № 7) регулируют порядок пересчета товарооборота в сопоставимые цены.

Мелкооптовая торговля регулируется Правилами продажи товаров и  продукции общественного питания  из розничной торговой сети юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.1999г. № 53.

Порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами через специализированные магазины (секции, отделы) регулируется Временными правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверж-денными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.1997г. № 73.

Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 53 от 05.03.2004г. утверждена Методика по расчету  общего объема розничного товарооборота  через все каналы реализации на территориальном уровне.

Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 106 от 28.08.2003г. утверждена форма государственной  статистической отчетности  № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах  товаров» и указания по ее заполнению.

К обязательным платежам, которые  в соответствии с установленным  порядком исключаются из выручки  при определении финансового результата от реализации, в частности, относятся налоги и сборы, установленные законодательством и включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг). К таким платежам относится налог на добавленную стоимость, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 29.06.2001 г. № 94, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004г. № 16.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2001 г. № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на пополнение оборотных средств направляется 6% валового дохода, полученного от реализации товаров.

Из валового дохода в торговле производятся следующие отчисления:

-  Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора на формирование местных целевых бюджетно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2004г.», в размере 1,15%.

-  Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 48 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2004г.» в размере 3%.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование  учета и отчетности  по реализации товаров включает в себя большое  количество законодательных и нормативных  актов. Постоянное совершенствование  учетного процесса требует обновления нормативно-законодательных актов.

 

1.3 Экономическая характеристика организации

Данная курсовая работа написана на материалах КОРТУП «Альтаир». Коммунальное оптово-розничное торговое унитарное предприятие «Альтаир», сокращенно Государственное предприятие «Альтаир», является юридическим лицом и действует в соответствии с Уставом, утвержденным решением Рогачевского райисполкома от 23.10.2006г. за №1092 с последующими дополнениями.

Имущество Коммунального оптово-розничного торгового унитарного предприятия «Альтаир» находится в собственности Рогачевского районного Совета депутатов и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Коммунальное оптово-розничное  торговое унитарное предприятие  «Альтаир» решением №106 от 28.02.2000г. Гомельского облисполкома зарегистрировано в Едином государственно регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400045791, выдано свидетельство серии ГМ №001651.

Деятельность государственного предприятия «Альтаир» осуществляется на основании лицензии №32470/0119879 выданной Рогачевским исполнительным комитетом. Юридический адрес предприятия: 247673, Гомельская область, г. Рогачев, ул. Ленина, 54.

Информация о работе Учет розничного товарооборота торговой организации