Учет розничного товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить порядок учета товарооборота торговой организации,а также разработка направлений совершенствования.
Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления развития товарооборота на современном этапе;
-изучить нормативно-правовые акты, регулирующие учёт реализации;

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

В конце рабочего дня (смены) ответственный  администратор в присутствии кассира снимает показания счетчиков кассового аппарата и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показания суммирующих кассовых счетчиков на конец рабочего дня (смены), дневную (сменную) выручку. В книгу кассира-операциониста производят записи показаний суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены) и начало следующего дня (смены), а также суммы возвращенных денег покупателям, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты. Записи в книгу производят чернилами, в хронологическом порядке, аккуратно и разборчиво. Книги кассира-операциониста находятся в магазинах в местах установки кассовых суммирующих аппаратов.

Суммы выручки магазина за день (смену) определяют как разность показаний суммирующих счетчиков кассовых аппаратов на начало и на конец рабочего дня (смены), а также заактированных сумм возврата денежных средств покупателям по возвращенным, ошибочно пробитым чекам и не погашенным до конца рабочего дня (смены). Полученную сумму сравнивают с суммой наличных денег в кассе. Расхождений, как правило, не должно быть.

На сумму выручки выписывают приходный кассовый ордер формы  №КО-1. Приходные кассовые ордера прикладывают к отчету кассира, а квитанция к приходному кассовому ордеру (приложение Ж) отдается материально ответственному лицу секции (отдела) и прикладывается в товарный отчет(приложение И).

Материально ответственные лица торговых объектов сдают выручку инкассаторам отделении ОАО «Белагропромбанк» в г. Рогачеве или в кассу банка. При сдаче выручки в банк через инкассаторов каждому торговому объекту обслуживающим банком выданы по две инкассаторские сумки. К моменту инкассации выручки кассир оформляет под копирку препроводительную ведомость в трех экземплярах. Первый ее экземпляр вместе с деньгами он вкладывает в инкассаторскую сумку и пломбирует ее. Второй экземпляр вручают инкассатору банка вместе с инкассаторской сумкой с выручкой в обмен на свободную сумку под его роспись в третьем экземпляре (копии препроводительной ведомости), заверенную личной печатью инкассатора банка, которая остается у материально ответственного лица для отчета и подтверждает сдачу выручки. Кассир банка пересчитывает наличные деньги, вложенные в инкассаторскую сумку. Установленные расхождения оформляют актом на обороте препроводительной ведомости. Бухгалтер производит встречную сверку сумм инкассированной выручки по выписке банка и по препроводительной ведомости, приложенной к отчету материально ответственного лица.

При сдаче выручки в кассу  банка материально ответственное  лицо оформляет объявление на взнос наличными, ордер и квитанцию к нему и получает к отчету квитанцию, заверенную подписями контролера и кассира и штампом банка.

Для обобщения данных о выручке  и расходах по реализации товаров  в КОРТУП «Альтаир» применяют  сопоставляющий, операционно-результатный счет 90 «Реализация». Данный счет используется для сопоставления доходов (выручки) и расходов, признаваемых в процессе учета реализации товаров, а также для определения прибыли (убытка) по видам хозяйственной деятельности предприятия.

Учет выручки от реализации товаров  населению, другим организациям по кредиту счета 90 «Реализация» ведут на основании первичных документов, подтверждающих ее регистрацию, сдачу в банк или кассу и ее использование на нужды торговой организации. По этим же документам учитывают розничный товарооборот. Товары в розничной торговле учитываются по розничным ценам с налогом с продаж. Для соблюдения принципа единства оценки товаров при поступлении и выбытии стоимость реализованных товаров на дебете счета 90 «Реализация» в течение месяца отражают по розничным ценам с налогом с продаж.

В каждом магазине составляется кассовый отчет, квитанция к приходному кассовому  ордеру, которые являются основанием для учета выручки за наличный расчет по каждому магазину.

 

2.3 Учет продажи товаров по безналичным расчетам

Реализация товаров за безналичный  расчет в КОРТУП «Альтаир» производится посредством банковских пластиковых  карточек, чеков сберегательного  банка, а так же предоставляются товары населению в кредит.

Порядок расчетов банковскими пластиковыми карточками регламентируется Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 74.

          Предприятия торговли принимают банковские пластиковые карточки к оплате за товар только при наличии договора с банком-эквайером. Банк-эквайер – банк (банк-нерезидент), осуществляющий деятельность по процессингу операций, совершаемых при использовании карточек, эмитированных другими банками (банками-нерезидентами), расчетному обслуживанию указанных предприятий торговли (сервиса), кассовому обслуживанию держателей карточек, эмитированных другими банками (банками-нерезидентами).

В подтверждение операций, совершаемых  при использовании карточек в торговом предприятии, оборудованном импринтером, составляются карт-чеки на бумажном носителе информации.

В торговом предприятии, оборудованном  электронным терминалом, карт-чеки составляются в электронном виде и (или) на бумажном носителе информации.

Карт-чек, составленный в торговом предприятии, должен содержать следующие  реквизиты:

идентификационный код торгового  предприятия;

дату и время совершения операции;

сумму операции;

код или наименование валюты операции;

сумму комиссии банка-эквайера;

код, подтверждающий авторизацию операции;

реквизиты карточки и (или) карт-счета  в соответствии с правилами банка-эмитента, правилами системы;

подпись держателя карточки.

Реквизиты «Сумма комиссии банка-эквайера», «Код, подтверждающий авторизацию операции», «Подпись держателя карточки» указываются в карт-чеке, если это предусмотрено правилами банка и (или) правилами системы

Продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется по розничным ценам, сформированным в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Расчеты за товары осуществляются наличными  денежными средствами или в безналичном  порядке в соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359.

При отпуске товаров, оплата которых  осуществляется в безналичном порядке, продавец выписывает счет-фактуру (приложение К) в трех экземплярах, один из которых передается покупателю, два экземпляра остаются у продавца. Срок действия счета-фактуры устанавливается продавцом, но не менее чем на пять рабочих дней с даты его оформления.

Оформление иных документов взамен счета-фактуры не допускается.

Выписанные счета-фактуры регистрируются ежедневно в реестре выписанных счетов-фактур на продажу товаров  по безналичному расчету юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям.

Отпуск товаров, оплата которых  осуществлялась в безналичном порядке, производится после поступления денег на счет продавца, которое подтверждается  платежным подтверждением (приложение Н), если иное не установлено договором розничной купли-продажи, покупателю либо лицу, предъявившему оформленную в установленном порядке доверенность покупателя на получение товаров (приложение М).

По соглашению сторон оплата товара в безналичном порядке может  осуществляться в согласованные  сторонами сроки после передачи товара покупателю.

На отпущенные товары покупателю оформляется  в установленном порядке товарно-транспортная накладная формы ТТН или товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН (приложение Л).

На реализованный товар составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями»

Кредит счета 90.1 «Выручка от реализации» субсчет 2 «Розница»

На сумму 929 340 рублей (приложение Л)

Дебет счета 90.2 «Себестоимость» субсчет 2 «Розница»

Кредит счета 41.2 «Товары в рознице»

На сумму 929 340 рублей. (приложение Л)

Продажа по безналичному расчету продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включая продажу продовольственных товаров организациям социального назначения (лечебным и лечебно-оздоровительным учреждениям, детским дошкольным и внешкольным учреждениям, домам (интернатам) для инвалидов и престарелых), организациям общественного питания, организациям, обеспечивающим лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, геолого-поисковым партиям, судам речного флота не включается в розничный товарооборот.

 

2.4 Порядок составления расчета  распределения торговых надбавок, издержек обращения, формирования финансового результата от

реализации товаров

                  Торговая наценка = доход организации + сумма НДС.

По истечение месяца работникам бухгалтерии КОРТУП «Альтаир» необходимо определить и списать торговые надбавки, приходящиеся на реализованные товары. В розничной торговле торговые надбавки, приходящиеся на реализованные товары, определяют и списывают только после истечении месяца. Расчет торговых надбавок, приходящихся на реализованные товары, как правило, производится по среднему проценту по следующей формуле (2.2)

 

                                            (2.2)

Где  ТНСР - средний процент торговой надбавки;

ТНН - торговые надбавки, приходящиеся на остаток товаров на начало отчетного периода (месяца);

ТНП - торговые надбавки, начисленные на поступившие товары за месяц;

ТНВ - торговые надбавки, приходящиеся на прочее выбытии товаров за месяц;

Р - розничная реализация товаров за месяц;

ОК - товарные остатки на конец отчетного периода (месяца).

Числитель приведенной  формулы принято называть предварительное  сальдо торговых надбавок, которое  следует распределить по истечению месяца на реализованные товары и на их остаток на конец месяца. Чтобы определить сумму реализованных торговых надбавок, необходимо розничную реализацию товаров за месяц умножить на 100. Торговые надбавки, приходящиеся на остаток товаров на конец месяца, обычно определяют сальдовым приемом, т. е. из предварительного их сальдо вычитают реализованные торговые надбавки за месяц. Для этого в центральной бухгалтерии КОРТУП «Альтаир» составляют расчет по методу среднего процента (приложение П).

Используя данные бухгалтерского учета о реализации товаров населению  торговыми объектами коммунального предприятия, по формуле (2.2) рассчитаем средний процент и сумму торговых надбавок, приходящуюся на реализованные в октябре 2011 года товары

Стоимость реализованных в  октябре 2011 года товаров населению равна 10037579080 руб., следовательно сумма торговых надбавок, подлежащая списанию с кредита счета 42 «Торговая наценка» составит

 

Сведения для расчетов в КОРТУП «Альтаир» берут из регистров аналитического учета по счету 42 «Торговая наценка», субсчет 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка) по товарам в розничной торговле». Полученные от поставщиков скидки на завес тары в расчет не берутся.

Сведения об объеме реализации товаров в расчет реализованных торговых надбавок и скидок берут из регистра аналитического учета по счету 90 «Реализация» без учета сумм комиссионного вознаграждения, налога на услуги, налога на продажу и налога на добавленную стоимость.

Остатки товаров на конец месяца по розничным ценам берут по счету 41 «Товары», субсчету 2 «Товары в  розничной торговле» за вычетом  налогов на услуги, на продажу и  на добавленную стоимость в остатках этих товаров.

В бухгалтерском учете на сумму  реализованных торговых надбавок красным сторно делается следующая запись: дебет субсчета 90/3 «Реализация товаров в розничной торговле» и кредит счета 42 «Торговая наценка» субсчет 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка) по товарам в розничной торговле». В результате на субсчете 90/3 «Реализация товаров в розничной торговле» по дебету отразится покупная стоимость реализованных товаров, а по кредиту – их продажная стоимость. Сальдо по этому субсчету представляет собой сумму реализованных торговых надбавок (валовой доход).

В соответствии с установленным  порядком исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и спецификой его отражения в бухгалтерском  учете данный вид налога выступает  обобщенным автономным элементом с  продажной цены. Реализованные торговые надбавки формируют валовые доходы торговых предприятий без включения в них налога на добавленную стоимость, учитываемого на отдельном счете. В связи с этим до расчета реализованных торговых надбавок необходимо определить налог на добавленную стоимость, так как учет данного налога ведется зачетным методом.

Сумму налога на добавленную  стоимость, приходящуюся на реализованные товары, в КОРТУП «Альтаир» устанавливают по среднему проценту. НДС, начисленный на реализованные товары за отчетный месяц, определяют вычитанием из его предварительного сальдо налога на добавленную стоимость, приходящуюся на остаток товара на конец месяца (таблица 2.1).

Информация о работе Учет розничного товарооборота торговой организации