Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учета строительно-монтажных работ.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
- осветить нормативно правовую базу учета СМР;
- рассмотреть варианты учета СМР различными способами;
- рассмотреть особенности учета СМР у инвестора, подрядчика и заказчика;
- изучить методы учета затрат на производство строительно-монтажных работ;
- рассмотреть документальное оформление выполненных работ и учет расчетов с заказчиками;
- рассмотреть ведение бухгалтерского учета СМР в ООО «»;
- сделать выводы и предложения по совершенствованию учета строительных предприятий, а также определить мероприятия по снижению себестоимости СМР.
Введение 3
1 Теоретические основы учета строительно-монтажных работ 6
1.1 Сущность и задачи бухгалтерского учета строительно-монтажных работ
6
1.2 Нормативное регулирование и первичные документы бухгалтерского учета строительно-монтажных работ
8
1.3 Способы учета затрат на строительно-монтажные работы 11
1.4 Особенности бухгалтерского учета строительно-монтажных работ 15
3 Пути совершенствования учета строительно-монтажных работ на предприятии 44
Заключение
Список литературы
Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Все перечисленные особенности и сложности делают невозможным ведение бухгалтерского учета в строительстве с помощью типовых программ автоматизации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в строительстве требует специализированных программных решений. На платформе «1С:Предприятие» создан целый ряд программ, которые предназначены для автоматизации ведения учета различных субъектов строительного процесса:
- 1С:Заказчик строительства
- 1С:Подрядчик строительства
- ВДГБ: Долевое строительство
- СметаПлюс
1.3 Способы
учета затрат на строительно-монтажные
работы
Порядок учета затрат по строительным работам и работам по монтажу
оборудования зависит от способа их производства:
1) Подрядный способ.
При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика на счете «Капитальные вложения» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядной организации.
При хозяйственном способе учета затрат ведется застройщиком также на счете 08 «Капитальные вложения» и осуществляется в соответствии с порядком установленным учетом себестоимости строительных работ при этом на счете «капитальные вложения» отражаются фактически произведенные застройщиком затраты.
Счет «капитальные вложения» имеет 9 субсчетов, из которых первые 6 используются в случае осуществления капитальных вложений нового строительства, модернизации, реконструкции.
1. Приобретение земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов ОС - учитываются затраты по возведению зданий, сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования, друге расходы предусмотренные сметами, сметно- финансовыми расчетами.
4. Приобретение отдельных объектов ОС - отражают затраты по
приобретению оборудования, машин, инструментов, инвентаря и других не требующих монтажа.
5. Затраты не увеличивающие стоимости ОС - относят затраты связанные со строительством и приобретением ОС по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов ОС.
6. Приобретение НА.
Учет капитальных вложений при подрядном способе производства работ. При подрядном способе производства работ учет капитальных вложений
застройщиком, заказчиком начинаются с момента заключения договора подряда
на выполнение строительно-монтажных работ. Предметом договора могут быть
вводимые в действие объекты, виды и комплексы работ, а также части
возводимого объекта или отдельные объекты СМР. Потребительские свойства также определяются договором, потребитель сам устанавливает объем и свойство строительной продукции, которую он хочет получить от исполнителя.
Реквизитами договора является следующие:
1) договорная стоимость работ
2) сроки начала и окончания строительства
3) порядок расчетов
4) право перехода собственности от подрядчика к заказчику.
Договор подряда может быть прямой и субподрядный договор. Прямые договора заключаются непосредственно между застройщиком и подрядной организацией. На строительство одного объекта моет быть заключен 1 договор подряда с головной подрядной организацией или несколько прямых договоров с несколькими подрядными организациями.
Учет затрат при производстве СМР застройщиком осуществляется на основании счетов предъявленных к оплате подрядными организациями, при этом делается следующая проводка Дт08 - Кт60 на договорную стоимость выполненных работ. В счете должны быть указаны ссылки на договор подряда и акт приемки выполненных работ.
Учет затрат при подрядном способе заканчивается в том момент, когда подписан акт о сдаче объекта в эксплуатацию. Данный акт подписывается всеми членами государственной приемочной комиссии. Таким образом по Дт08 собираются все затраты с начала строительства и определяется инвентарная стоимость объекта строительства. На эту сумму делается запись Дт01 - Кт08, затраты не вошедшие в инвентарную стоимость объекта списываются со счета 08 в установленном порядке.
К таким затратам относятся следующие:
- расходы связанные с возмещением стоимости строений и посадок сносимых при отводе земельных участков при строительстве.
- затраты на подготовку кадров для основной деятельности строящихся предприятий.
- расходы по оплате процентов по кредита банков сверх учетных ставок установленных ЦБ РФ.
- затраты на консервацию строительства и расходы по сносу, демонтажу и охране объектов прекращенных строительством.
- уплата процентов, штрафов, пени, неустоек за нарушение ФХД.
- прочие затраты.
2) Хозяйственный способ.
При хозяйственном способе учета капитальных вложений СМР осуществляются силами застройщика заказчика. С этой целью создается специальное строительное подразделение на период осуществления строительства. Оно создается в рамках отдела капитального строительства, либо управления капитального строительства (ОКС или УКС). Все затраты по производству СМР учитываются отдельно от текущих затрат организации и собираются по Дт08. Затраты возникающие при производстве СМР отражаются следующими проводками:
Таблица 2 Типовые проводки при осуществлении СМР хозяйственным способом.
Дт | Кт | Хоз. операция | Сумма |
08 | 10 | Материалы, использованные на строительство объекта | 250000 |
08 | 70;
69 |
Зарплата начисленная рабочим за производство СМР; начисления на зарплату | 50000
6500 |
08 | 25 | Расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов | 8000 |
08 | 26 | Доля общехозяйственных расходов относящихся к затратам на капитальные вложения | 4000 |
46 | 08 | Выполненные этапы по незавершенному производству | 318500 |
01 | 46 | Ввод в эксплуатацию | 318500 |
Порядок учета НДС при отражении ОС на счете «Капитальные вложения» и его возмещения из бюджета. По общему правилу согласно п. 48 «Инструкции о порядке исчисления НДС» по вводимым в эксплуатацию строительных объектов возмещение сумм НДС уплаченного при их приобретении не производится, сумма НДС относится на увеличение балансовой стоимости объектов ОС. Это конкретно касается по следующим видам структурных элементов капитальных вложений:
- Строительные работы
- Работы по монтажу оборудования
- Прочие капитальные затраты
- Затраты не увеличивающие стоимости ОС
При предъявлении подрядной организацией затрат в них включается сумма НДС при этом делается проводка на всю сумму Дт08 - Кт60, следовательно при осуществлении проводки Дт01 - Кт08 сумма НДС включается в балансовую стоимость вновь введенного объекта ОС и зачету не подлежит. В дальнейшем эта сумма НДС будет списана в составе амортизационных отчислений.
При
осуществлении строительства хозяйственным
способом порядок оформления операций
изложен в пункте 11 приказа Минфина РФ
от 12.11.96 г.№96 «О порядке отражения в БУ
отдельных операций связанных с НДС и
акцизом». В соответствии с этим пунктом
суммы начисленного в течении строительства
налога отражаются по Дт08 - Кт68. По мере
ввода объекта в эксплуатацию расходы
связанные с его строительством с учетом
ранее начисленных сумм НДС списываются
с Дт46 - Кт08. Одновременно по Дт01 - Кт46
отражается первоначальная стоимость
объекта с учетом НДС исчисленного по
окончании строительства. Если при этом
исчисленная сумма НДС окажется больше
чем сумма исчисленная в период строительства
разница списывается с Дт46 - Кт68.
1.4 Особенности
бухгалтерского учета строительно-монтажных
работ
1) Особенности бухгалтерского учета у инвестора
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №39-ФЗ в качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных средств или привлеченных средств (статья 9 Закона №39-ФЗ).
Инвестор в течение всего срока строительства будет оплачивать затраты по строительству. При этом его затраты будут учитываться на счете 76 и формировать дебиторскую задолженность заказчика по капитальному строительству. Дебиторская задолженность заказчика закрывается после передачи построенного объекта.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:
Дт 76, субсчет "Заказчик" - Кт 51 - отражено перечисление денежных средств заказчику;
Дт 08 - Кт 76 субсчет "Заказчик" - отражено принятие к учету объекта завершенного строительства.
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, которые вступили в силу с 1 января 2004 г., установлено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии таких объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизационных отчислений. Кроме того, указанные объекты недвижимости допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете счета учета основных средств.
Таким образом, порядок начисления амортизации по эксплуатируемым объектам завершенного строительства, право собственности по которым еще не зарегистрировано, в бухгалтерском учете не отличается от порядка начисления амортизации по правилам, установленным гл. 25 НК РФ.
Если в счет финансирования строительства инвестор передает материалы, то они учитываются на его балансе на соответствующих субсчетах, открываемых к счету 10 либо к счету 08. При этом инвестор должен проследить, чтобы заказчик-застройщик не включил их стоимость в стоимость строительно-монтажных работ. В противном случае произойдет удвоение стоимости материалов в инвентарной стоимости строительства.
Проблему необоснованного завышения стоимости завершенного строительства, которое может произойти при использовании указанного варианта, можно решить следующим образом. Материалы списываются с баланса инвестора, который отражает при этом дебиторскую задолженность заказчика-застройщика: