Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учета строительно-монтажных работ.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
- осветить нормативно правовую базу учета СМР;
- рассмотреть варианты учета СМР различными способами;
- рассмотреть особенности учета СМР у инвестора, подрядчика и заказчика;
- изучить методы учета затрат на производство строительно-монтажных работ;
- рассмотреть документальное оформление выполненных работ и учет расчетов с заказчиками;
- рассмотреть ведение бухгалтерского учета СМР в ООО «»;
- сделать выводы и предложения по совершенствованию учета строительных предприятий, а также определить мероприятия по снижению себестоимости СМР.
Введение 3
1 Теоретические основы учета строительно-монтажных работ 6
1.1 Сущность и задачи бухгалтерского учета строительно-монтажных работ
6
1.2 Нормативное регулирование и первичные документы бухгалтерского учета строительно-монтажных работ
8
1.3 Способы учета затрат на строительно-монтажные работы 11
1.4 Особенности бухгалтерского учета строительно-монтажных работ 15
3 Пути совершенствования учета строительно-монтажных работ на предприятии 44
Заключение
Список литературы
Дт 76 - Кт 10 - на стоимость переданных материалов.
В бухгалтерском учете заказчика полученные суммы отражаются в соответствии с одной из двух схем:
Дт 76 - Кт 86 - на сумму средств, причитающихся к получению от инвестора;
Дт10 - Кт76 - на сумму стоимости материально-производственных запасов, переданных в качестве целевых источников.
Суммовые разницы, возникающие в процессе строительства основного средства, в силу п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ПБУ 6/01), для целей бухгалтерского учета должны корректировать фактическую стоимость основного средства.
Порядок учета суммовых разниц в налоговом учете регулируется п. 1 ст. 257 НК РФ, в котором установлен порядок определения первоначальной стоимости основного средства.
Первоначальная стоимость основного средства для целей налогового учета образуется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе текущих расходов.
Таким образом, учет суммовых разниц, возникших в результате приобретения, сооружения, изготовления основного средства, представляет собой исключение из общего правила (то есть включения их в состав внереализационных расходов (доходов), и их по аналогии с бухгалтерским учетом следует относить к расходам, формирующим первоначальную стоимость основного средства.
В случае же строительства основного средства инвестором, не исполняющим функции заказчика, возможность своевременного учета суммовых разниц в период их фактического образования отсутствует. Это происходит из-за того, что функции инвестора в данном случае ограничены и сводятся лишь к финансированию строительства и приемке готового объекта после завершения его строительства. Поскольку всю ответственность за качество строительно-монтажных работ несет заказчик, именно он и ведет учет расходов, понесенных в процессе строительства; заказчик также осуществляет передачу построенного объекта инвестору по фактическим затратам.
Следовательно, инвестор может получить после окончания строительства выделенные суммовые разницы, которые участвовали в его расходах на строительство основного средства. При этом он должен признать их в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271 и 272 НК РФ. Других правил признания доходов и расходов НК РФ не установлено.
Классическую схему организации расчетов между участниками инвестиционных отношений можно представить следующим образом:
1) инвестор строительства перечисляет заказчику установленную инвестиционным договором сумму (как правило, по схеме авансовых платежей). Стоимость строительства выражается в основном в валюте либо в условных единицах. При каждом перечислении авансовых и иных платежей (например, вознаграждение заказчику) на счете 76 отражаются рублевая сумма платежа и ее эквивалент в иностранной валюте (условных денежных единицах);
2) заказчик при получении авансовых платежей ведет их учет в рублях и в иностранной валюте (условных денежных единицах) на счете 86;
3) заказчик при расчетах с подрядчиками (поставщиками) в иностранной валюте (условных денежных единицах) формирует счет 08 с учетом возникших суммовых разниц по правилам бухгалтерского учета. При этом он должен обеспечить учет суммовых разниц, возникающих в процессе строительства;
4) заказчик при каждом списании целевых средств по расчетам с подрядчиками (поставщиками) пересчитывает уплаченные им денежные средства по курсу рубля к валюте расчетов (условным денежным единицам), установленному Банком России на дату перечисления денежных средств. Если расчеты заказчика с подрядчиком (поставщиком) предусматривают 100% предоплату, то суммовые разницы не возникают. Стоимость, указанная в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), должна полностью соответствовать внесенной предоплате. При расчетах с использованием частичного аванса, оплаты после выполнения строительно-монтажных работ и т.д. появляются суммовые разницы. Заказчик должен обеспечить пересчет в валюту расчетов по курсу на каждую дату перечисления денежных средств подрядчику (поставщику). Это объясняется тем, что при перечислении заказчиком определенной денежной суммы погашается соответствующая часть задолженности перед подрядчиком (поставщиком) и с течением времени погашенная сумма обязательства изменена быть не может. Инвестор также может контролировать расход внесенного заказчиком аванса. Никакие записи на счете 76 при этом не оформляются - расчеты ведутся во внутреннем учете. При этом заказчик должен предоставлять инвестору ксерокопии платежных поручений на перечисление денежных средств за счет средств целевого финансирования.
5) по окончании строительства заказчик "передает" инвестору счет 08 и счет 19. Итоговая стоимость строительства, указанная в Акте приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и в Акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), должна соответствовать сумме, отраженной на счете 08 и увеличенной на сумму НДС в сводном счете-фактуре. Величина счета 08 должна быть равна сумме стоимостей всех справок, составленных по форме N КС-3, за минусом НДС. Величина переданного НДС подтверждается ксерокопиями счетов-фактур, полученных заказчиком в ходе строительства от поставщиков и подрядчиков. Если какие-либо счета-фактуры составлены в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в сводном счете-фактуре они должны быть приведены в рублях. Целесообразно затребовать от заказчика справку с подтверждением пересчета сумм НДС в рубли по всем счетам-фактурам, выставленным в ходе строительства в иностранной валюте или в условных денежных единицах;
6) инвестор после принятия готового объекта закрывает счет 76 по расчетам с заказчиком и оформляет в учете следующие записи:
Дт08 - Кт76 - на сумму строительства без учета НДС, указанного в формах N КС-11 и N КС-14;
Дт19 - Кт76 - на итоговую сумму сводного счета-фактуры.
Завершение
расчетов по стоимости строительства
в иностранной валюте целесообразно оформить
двусторонним актом сверки расчетов.
2) Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика.
Подрядчиком является юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство.
Подрядные работы - это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также другие виды работ согласно договору на строительство.
Правовое положение договора строительного подряда регулируется статьями 740-757 части второй ГК РФ.
Для выполнения различных строительно-монтажных работ необходимо наличие лицензии на их осуществление.
Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения указываются в договоре подряда. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется следующим образом.
Если договор возмездный и цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
Порядок и сроки приемки объектов и выполненных работ и расчетов за них устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Расчеты могут осуществляться в форме авансов под выполнение работ на конструктивных элементах или этапах либо после завершения всех работ на объекте строительства.
В себестоимость строительных работ включаются затраты, непосредственно связанные с производством строительных работ. Работы подрядной организацией могут быть выполнены и с привлечением сторонних организаций, что не противоречит требованиям ГК РФ.
Затраты на производство строительно-монтажных работ включаются в себестоимость этих работ в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
Незавершенное производство строительно-монтажных работ состоит из затрат на производство строительных работ, выполненных собственными силами.
Для формирования информации о затратах организации на выполнение СМР предусмотрено Планом счетов применение счетов 20-29 бухгалтерского учета нового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Счет 20 «Основное производство» используется для учета затрат по выполнению строительно-монтажных работ. По дебету данного счета отражаются прямые расходы организации в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:
10 «Материалы» - на стоимость материалов, конструкций и изделий, использованных при производстве работ;
23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг, оказанных собственными подсобно-вспомогательными производствами организации;
25 «Общепроизводственные расходы» - на стоимость расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы по оплате труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг, связанных с производством работ, и др.
Косвенные (накладные) расходы, связанные с управлением и обслуживанием строительного производства, списываются на счет 20 с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» или на счет 90.2 в зависимости от выбранной учетной политики.
Потери от брака во время производства работ, а также затраты по устранению недостатков, обнаруженных в течение периода гарантийной эксплуатации объекта, списываются со счета 28 «Брак в производстве».
При ведении счета 20 к нему открываются соответствующие субсчета, и, как правило, стоимость работ, выполненных субподрядными организациями, учитывается на отдельном субсчете счета 20.
Выручкой от реализации для строительной организации являются объемы выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ. Данные о выполненных работах, их состав, наименование, объем и стоимость указываются в акте о стоимости выполненных работ - форма КС-2. Основанием для отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации строительно-монтажных работ являются первичные учетные документы, оформленные с соблюдением установленного порядка.
Информация о доходах и расходах организации, связанных с обычными видами ее деятельности, согласно Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций обобщается на счете 90 «Продажи».
Сумма полученной выручки от выполнения строительно-монтажных работ отражается в бухгалтерском учете записью:
Дт62 - Кт 90.1 - отражена сумма выручки на основании учетных документов.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов на суммы поступивших платежей.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты согласно условиям договоров строительного подряда учитываются подрядчиками (субподрядчиками) на отдельном субсчете к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Дт90.3 - Кт 76 (субсчет «Расчеты по НДС за выполненные, но неоплаченные работы»)
Дт 90.3 - Кт 68 (субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»)
- принимается к учету НДС в составе суммы, предъявленной к оплате за выполненные СМР (в случае если учетной политикой организации установлено определение выручки от реализации по мере выполнения и предъявления к оплате расчетных документов - выручка «по отгрузке»);
Дт90.2 - Кт20 (субсчет «Фактическая себестоимость работ, выполненных собственными силами»).
Определение финансового результата от сдачи строительно-монтажных работ осуществляется в учете проводками: