Учет текущих активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать определение и характеристику учету текущих активов.
Основными задачами учета текущих активов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

Содержание работы

Введение.………………………………………….……………………..3

1. Сущность и значение учета текущих активов...……………………5
1.1 Характеристика и задачи текущих активов..……………………...5
1.2 Организация процесса наличных и безналичных расчетов..…….7

2. Учет операций на расчетном счете и кассовых операций..…….…10
2.1 Документация по движению операций на расчетном счете и..…10
2.2 Учет кассовых операций..………...………………………………..14

3. Учет дебиторской задолженности..………..……………………….17
3.1 Характеристика учета дебиторской задолженности.…..………...17
3.2. Отражение дебиторской задолженности по счетам.…….………19

Заключение.…………………..……….………..……………….………21

Список использованной литературы.………………………...………..23

Файлы: 1 файл

PLAN_2.docx

— 65.42 Кб (Скачать файл)

Для осуществления безналичных  расчетов кредитными организациями открываются счета клиентов и заключается договор между банком и клиентом.

Для проведения межбанковских  безналичных расчетов банки открывают  в других банках корреспондентские  счета. Кроме того, для проведения межбанковских расчетов и других операций каждый банк имеет в ЦБ РК корреспондентский счет.

Клиенты банка имеют право  открывать в любом банке без  ограничения следующие виды банковских счетов:

          - расчетный счет. Он открывается коммерческими предприятиями и организациями, которые осуществляют свою деятельность по принципу самоокупаемости. В случае открытия нескольких расчетных счетов выделяется один из них, который будет называться «расчетный счет по основной деятельности»;

           - текущие счета. Открываются юридическими лицами, предприятиями, организациями, учреждениями, финансирование деятельности которых идет из бюджета. Это некоммерческие организации (школы, институты и т. д.);

           - для организаций и юридических лиц, которые систематически являются должниками по уплате налогов, открывается счет неплательщика по налогам дополнительно к имеющимся счетам. В этом случае операции по расчетному счету и текущим счетам прекращаются, и все поступления отражаются на счете неплательщика налога. С этого счета погашаются долги по налогам.

Списание денежных средств  по счетам осуществляется:

         - по распоряжению владельца;

         - без распоряжения владельца счета, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т. е. в бесспорном порядке;

         - между плательщиком и получателем;

- между банком и плательщиком.

Формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учет Операций На Расчетном Счете И Кассовых Операций

2.1 Документация По Движению Операций На Расчетном Счете И Ее Особенности

Расчетные счета открываются  организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный  баланс и др.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией  ЦБ РК, в соответствии с которой  каждой организации могут быть открыты  расчетные счета в одном или  нескольких банках по ее выбору.

Для открытия расчетного счета  организация представляет в банк следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

- копию решения о государственной регистрации, также заверенная нотариально или органом, регистрирующим организацию;

- два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй - главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса;

- справку о постановке на учет в налоговой инспекции и в других государственных органах (при необходимости).

В этот же период подписывается  договор банковского счета и  по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (уни­тарные организации, акционерные общества, физические лица). Следует отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением им средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислением во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.

На расчетном счете  сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную  продукцию, выполненные работы и  услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности  бюджету, внебюджетным фондам, получение  денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и  т.п. Выдача денег, а также безналичные  перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основе приказа организации - владельца  расчетного счета или с его согласия (акцепта).

В особых случаях банк принудительно  списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов  перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, и т.п. Банк, кроме того, может  списывать денежные средства с расчетного счета организации без ее приказа  в соответствии с договором (например, проценты за пользование ссудами, суммы  по просроченным ссудам, за выполненные  ей услуги, за потребленную электроэнергию и газ и др.).

При расчетах между организациями, банками и государством применяется  календарная система расчетов. Это  значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления  в банк, если остаток средств достаточен для всех платежей. В иных случаях  существует очередность платежей.

Прием и выдача денег или  безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной  формы, утвержденной ЦБ РК. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный  чек, платежное требование-поручение  и др.

Объявление на взнос наличными  выписывается при взносе наличных денег  на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Чек (денежный) является приказом организации банку о выдаче с  расчетного счета организации указанной  в нем суммы наличных денег.

Допускается использование при безналичных расчетах: платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований, инкассовых поручений.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями).

Платежное поручение - распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его  расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут  быть поставщики, вышестоящие организации, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежное поручение  выписывается в соответствующем  количестве экземпляров в зависимости  от того, в каком коммерческом банке  территориально находится расчетный  счет получателя. Платежное поручение  может быть выписано организациям как  при одногородних, так и при  иногородних расчетах. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств  по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому  «исполняющему банку» произвести такие  платежи.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое  или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления  чеков. Чекодержатель - юридическое  лицо, в пользу которого выдан чек.

Для расчетов между организациями  за отпущенную продукцию могут применяться  также платежные требования.

Платежное требование - расчетный  документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через  банк.

Платежные требования применяются  при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных  основным договором. Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика. Без  акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством  и предусмотренных сторонами  по основному договору. При этом банку, обслуживающему плательщика, должны быть представлены документы, подтверждающие права на списание денежных средств  со счета плательщика без его  Распоряжения.

Инкассовое поручение  является расчетным документом, на основе которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в  бесспорном порядке.

Инкассовые поручения  применяются:

          - в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

          - для взыскания по исполнительным документам;

          - в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета  организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает  себя должником перед организацией (его кредиторская задолженность), поэтому  остатки средств и поступлений  на расчетный счет он записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер  должен помнить об этой особенности  и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток  по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями  при ее обработке.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета, а по расходам и издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Учет Кассовых Операций

Касса – это подразделение  организации, выполняющее кассовые операции с наличными деньгами и  денежными ценностями. Для обеспечения  надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение  кассы должно отвечать требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений.

Кассовые операции – это  операции, связанные с приемом, хранением  и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу  организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в  кассу с расчетного счета в  бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет счета «Касса», Кредит счета «Расчетный счет».

Первичная документация:

1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);

2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);

3) кассовая книга;

4) платежная ведомость;

5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также  расходные кассовые ордера должны быть заполнены без помарок, четко  и ясно. Книга кассира-операциониста  должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. Печать организации должна стоять на каждом кассовом документе.

Максимальная сумма, которая  может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит централизованно  устанавливается.

Все факты поступления  и выдачи наличных денег в кассу  учитываются в кассовой книге (типовая  форма). Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной  печатью и заверена подписями  директора и главного бухгалтера. Записи в ней ведутся в 2-х экземплярах  под копировальную бумагу. Второй экземпляр (отрывной) – это отчет кассира, он передается в бухгалтерию с приходными и расходными документами ежедневно в конце рабочего дня.

Учет операций по расчетному счету

Прием, выдачу и безналичные  перечисления банк производит по документам специфической формы. Основные документы:

Информация о работе Учет текущих активов