Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:54, курсовая работа
курсовая работа на тему товарно-материальные запасы
Целью курсовой работы является:
- систематизация и расширение теоретических знаний;
- умение применять теоретические знания при решении практических задач бухгалтерского учета, обобщать данные бухгалтерского учета.
Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
- в теоретической части изучить понятие, классификацию и оценку товарно-материальных запасов.
- рассмотреть документацию по движению товарно-материальных запасов, синтетический и аналитический учет.
- метод средневзвешенной стоимости;
- метод ФИФО;
- метод специфической идентификации.
При этом каждый из приведенных методов определяет списание запасов как поток стоимостей, а не как поток физических единиц.
Метод средневзвешенной стоимости.
При этом методе предполагается, что
стоимость материальных запасов
– это средняя стоимость
Ср.стоимость= (1)
где - стоимость остатков материалов на начало отчетного периода;
Ко.м – количество остатков материалов на начало отчетного периода;
- стоимость приобретенных
Кприоб- количество приобретенных материалов.
Суть метода заключается в том, что берется себестоимость единиц товарно-материальных запасов на начало периода и складывается со стоимостью всех единиц, купленных в течение отчетного периода. В итоге получается общая себестоимость товаров, готовых к реализации. Полученная сумма делиться на количество единиц товара, готовых к реализации, и получается средняя себестоимость единицы ТМЗ. Оставшееся на складе количество товара затем умножается на полученную среднюю себестоимость единицы ТМЗ.
При применении в учете
периодической системы
Метод «ФИФО» - метод оценки запасов по ценам первых покупок. Суть этого метода заключается в том, что запасы продаются (списываются) в том же порядке, что и закупается: первый пришел – первый ушел. Таким образом, стоимость остатков на конец основывается на стоимости последних по времени закупок.
Этот метод подразумевает продажу товаров в том порядке, в котором они закупались. Данный метод лучше всего отражает реальную ситуацию, т. к. компании в первую очередь стараются продать свои старые запасы. Наиболее ранние затраты включаются в себестоимость продукции, а самые последние затраты - в ТМЗ на конец периода. В периоды роста цен применения этого метода дает более низкую себестоимость реализованной продукции, т. к. сумма ТМЗ на конец периода основана на самых последних, самых крупных затратах. Сумма конечных товарно-материальных запасов будет одинаковой как по непрерывной, так и по периодической системе инвентаризации. Метод может применяться в тех случаях, когда товары, приобретенные в первую очередь, продаются в первую очередь.
Пример расчета стоимости товарно-материальных запасов, израсходованных на производство, и определения стоимости остатка на конец периода методом ФИФО приведен в Приложении 1.
Метод специфической идентификации
предполагает расчет себестоимости
единиц товарно-материальных запасов,
которые обычно не являются взаимозаменяемыми,
товаров и услуг, произведенных
и предназначенных для
Основная цель при выборе учета товарно-материальных запасов в том, чтобы выбрать тот метод, который наиболее четко отражает доход за период.
Предприятия обязаны неизменно применять один и тот же метод оценки товарно-материальных запасов по принципу сопоставимости. Изменения возможны лишь в том случае, если новый метод оценки предпочтительнее старого при соблюдении следующих условий:
- внесение изменений в учетную политику предприятия;
- осуществление перехода
с одного метода учета товарно-
- своевременное отражение
корректировки остатков
Таким образом, пребывание товарно-материальных запасов на предприятии предполагает 3 этапа: стадия приобретения, стадия ожидания реализации, стадия реализации или выбытия. Для каждой конкретной стадии характерен свой метод оценки или стоимостного измерения.
1.4 Документация по учету движения ТМЗ
Главный бухгалтер предприятия обязан организовать документооборот по применению типовых документов, довести до всех исполнителей график документооборота и требовать его исполнения.
При работе с учетом материальных
ценностей для того, чтобы организовать
аналитический учет, рассчитав твердые
учетные цены по номенклатуре использованных
материалов, составляют документ «номенклатура
– ценник». В нем каждому названию
материала присваивают
Все операции, связанные с движением материальных запасов, оформляются документами, которые выписываются в минимальном количестве.
1.По учету движения материальных ценностей применяются следующие документы:
- доверенность. Для получения ТМЦ со склада поставщика доверенному лицу (экспедитору) выписывают доверенность, на основании которой он получит материальные ценности от поставщика. Доверенность это документ, подлежащий строгому учету. При выписки его регистрируют в журнале учета выданных доверенностей, Доверенность действительна в течении 10 дней со дня выписки. Ее подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер, на ней ставится круглая печать;
- приходный ордер. При поступлении материальных ценностей на склад оформляют приходный ордер на поступление материалов, согласно счета-фактуры. Выписывается в 1 экземпляре кладовщиком;
-акт о приемке материалов оформляется в том случае, если по потупившим материалам есть расхождения со счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Оформляется акт в двух экземплярах в присутствии поставщика или независимого лица;
- акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления и хранения. Документ применяется в том случае, если по результатам инвентаризации обнаружены потери и недостачи, и по этим материалам не предусматриваются нормы естественной убыли. Акт применяется для списания ценностей с подразделения и возмещения их стоимости за счет виновных лиц;
- акт составляется в двух экземплярах: 1 – в бухгалтерию, 2 – остается в подразделении;
- акт о порче, бое и ломе материалов применяется для учета материальных ценностей, по которым можно сделать уценку или списать полностью. Применяется, когда виновные лица не установлены. Подписывается комиссией, составляется в двух экземплярах: 1 – сдается в бухгалтерию, 2 – в подразделении;
- акт о потери материалов в пределах норм естественной убыли. Применяется для тех ценностей, которые поступили на склады, были подвержены естественной потере влаги, были подвержены переборке, и в результате изменился их вес. На такие ценности устанавливают расчетные нормы естественной убыли. Акт подписывается комиссией в двух экземплярах: 1 – сдается бухгалтерию, 2 – на склад.
2. По расходу материалов применяются следующие документы:
- лимитно-заборная карта – применяется для оформления отпуска материалов, систематически Применяемых при изготовлении продукции в цехах предприятия. Лимитно-заборная карта выписывается один раз в начале отчетного периода и по ней отпуск материалов может быть сделан несколько раз в течении месяца. Выписывается в отделе снабжения. В ней указывают количество материала, подлежащего отпуску с склада в расчете на производственную программу месяца. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах: 1 – в цех, 2 – на склад. Затем в течение месяца указанный лимит (предел) делят на части. И по частям получают один раз в неделю, один раз в декаду или другие сроки. Для взаимоконтроля при получении материала кладовщик цеха расписывается в Лимитно-заборной карте склада снабжения и наоборот. В конце месяца Лимитно-заборная карта закрывается и прикладывается к отчету кладовщика;
- акт требования применяется для отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов, в связи изменениями технологического процесса или его нарушении. Этот документ строго контролируется, должен иметь подписи начальника подразделения, технолога, разрешительную подпись отдела снабжения. Выписывается в двух экземплярах. 1 – получателю, 2 – на склад;
- накладная-требование на отпуск материалов применяется для учета движения запасов внутри субъекта и их отпуска за пределы свого предприятия, а также при отпуске сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах: 1 – получателю, 2 – на склад;
Акт об оприходывании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Применяется в том случае, если здание или сооружении подлежит разборке, а часть материалов, полученных при этом, может быть оприходована по более низким ценам. Если работы выполняются собственными силами, то акт выписывается в двух экземплярах. Если силами подрядчика, то в трех. Составляется комиссионно: 1 экземпляр – в бухгалтерию, 2 – на склад, 3 – подрядчику.
1.5 Организация синтетического и аналитического учета сырья и материалов
Поступившие со складов при
реестрах приемки-передачи документы
передают на таксировку, предварительно
скомплектовав их в пачки и
снабдив сопроводительными
После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии учетным группам (металлы, метизы, лесоматериалы и т.п.) в Накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведут по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по синтетическим счетам подраздела 1310 "Материалы" и группам материалов. В этой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении остаток на начало месяца из ведомости за прошлый месяц, приход и расход материалов по группе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий месяц и находят остаток на конец месяца по каждому синтетическому счету и группе материалов.
Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в Карточках учета материалов и книге остатков материалов.
Книга остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и используется там для получения сведений об остатках материалов. В конце месяца книга передается из бухгалтерии на склад, где заведующий складом кладовщик) проставляет в нее остатки материальных ценностей на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. Книга остатков материалов 1-3 числа следующего за отчетным месяца из склада возвращается в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов по группам и счетам по учету товарно-материальных ценностей (счета подраздела 20 "Материалы").
В конце месяца данные об остатках в Накопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетной группе в суммовом выражении сверяют с итогами по группам в Книге остатков материалов. Эти данные должны совпадать, так как записи на складе (в карточках, а затем и в Книге остатков материалов), а также в бухгалтерии (в Накопительной ведомости синтетического учета материалов) производились на основании одних и тех же документов и, кроме того, при таксировке применялись твердые учетные цены. В результате в первых числах следующего за отчетным месяца бухгалтерия будет иметь сверенные с данными склада остатки материалов по всем синтетическим счетам и группам материальных ценностей.
В бухгалтерии на основании
Накопительной ведомости
В первом разделе производится свод данных о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, определяется сумма и процент ТЗР или отклонений (+,-), находится сумма ТЗР (отклонений) на остаток материалов подлежащая списанию.
Во втором разделе ведомости на основании данных «Накопительных ведомостей синтетического учета материалов» или «Отчетов об остатках и движении материальных ценностей», составленных материально ответственными лицами, осуществляется свод данных об остатках и движении бренностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с Главной книгой по счетам подраздела 20 «Материалы».
В бухгалтерии на основании первых экземпляров документов на расход материалов составляют разработочную таблицу «Распределение расхода материалов», в которой указывают цехи и счета - потребители, заказы, статьи затрат и другие объекты учета или калькуляции и расход материалов по учетным ценам.
В целях осуществления систематического контроля за сохранностью ценностей бухгалтерией должны проводиться контрольно-выборочные проверки остатков отдельных видов материалов в натуре. Не менее важная задача бухгалтерии - организовать контроль за использованием материалов в производстве.