Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:23, курс лекций
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете. 3
1.1 Организация бухгалтерского учета. 3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета. 3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2.1 Документирование. 5
2.2 Оценка и стоимость имущества. 7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись 8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов. 15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета. 15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета. 19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия. 19
4.2 Характеристика процессов. 20
Тема 5: Учет денежных операций. 21
5.1 Учет кассовых операций. 21
5.2 Учет денежных средств в кассе. 22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете. 23
6.1 Порядок открытия расчетного счета. 23
6.2 Формы безналичных расчетов: 24
Тема 7: Валютный счет. 24
7.1 Порядок открытия валютного счета. 24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам. 24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты. 25
7.4 Учет операций по валютным счетам. 25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах. 25
Тема 9: Учет финансовых вложений. 26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка. 26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий. 26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги. 26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам. 26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы. 27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций. 27
Тема 10: Учет кредитов и займов. 27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами. 28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами. 29
Тема 14: Учет основных средств. 31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка. 31
Тема 15: Учет нематериальных активов. 32
15.1 Понятие нематериальных активов. 32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов. 32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения. 32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов. 33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов. 34
Тема 16: Учет производственных запасов. 34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка. 34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии. 34
16.3 Синтетический учет производственных запасов. 34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. 35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам. 35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование. 35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. 36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета. 36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения. 36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство. 36
2) Арифметически;
3) По содержанию (законность операций и логическая увязка отдельных показателей).
После приемки первичных документов вся информация переносится в учетные регистры (карточки, книги, журналы, ордера). Все первичные документы по приему и выдаче денег подлежат обязательному гашению штампом «получено» «оплачено» с указанием даты. Все документы подлежат обязательному хранению. Срок хранения в архиве предприятия определяется правилами, установленными главным архивным управлением. Например: Главные книги и отчеты, вспомогательные регистры, первичные документы хранятся 5 лет. Лицевые счета по заработной плате 75 лет. Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются и переплетаются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой.
Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных документов у предприятия производится органами дознания, предварительного следствия, прокуратурой, судами, налоговыми инспекциями на основании постановлений этих органов, в соответствии с действующим законом. Изыматься могут все документы за исключением документов содержащих сведения о государственной тайне. Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц предприятия с обязательной описью документов и составлением протокола, копия которого вручается под расписку должностному лицу предприятия. С разрешения органов производящих изъятие можно сделать копию документов, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и печатью и проставить дату изъятия. В случае пропажи или гибели документов приказом руководителя назначается комиссия по рассмотрению причин пропажи, в которую приглашают представителей из следственных органов, органов пожарного надзора и т.п. органов. Результаты работы комиссии оформляются актами, которые утверждает руководитель предприятия. На оформление первичного документа должно быть разрешение руководителя в виде. Например: Чтобы произвести отгрузку товара требуется разрешение в виде накладной акта доверенности договора и т.д. Чтобы произвести выдачу денег из кассы требуется оформление расходного ордера. Для расчета отпускных требуется приказ об отпуске и т.д.
Формы унифицированных, т.е. типовых первичных документов:
1) Учет кассовых документов:
a) Приходный ордер;
b) Расходный ордер;
c) Журнал регистрации приходных и расходных ордеров;
d) Кассовая книга;
e) Книга учета принятых и выданных кассиром денег.
2) Учет расчетного счета (Банк):
a) Платежное требование;
b) Платежное поручение;
c) Платежное требование-поручение;
d) Сводное поручение;
e) Сводное требование;
f) Заявление об отказе от акцепта;
g) Заявление на аккредитив;
h) Реестр чеков (товарных);
i) Заявление о выдаче денежных и расчетных чеков;
j) Объявление на сдачу денег в банк.
3) Учет расчетов с подотчетными лицами:
a) Авансовый отчет;
b) Закупочный акт;
c) Командировочное удостоверение;
d) Товарный чек.
4) Учет заработной платы:
a) Приказы;
b) Личная и учетная карточка по отделу кадров;
c) Табель учета рабочего времени;
d) Расчетно-платежная ведомость;
e) Платежная ведомость;
f) Лицевой счет по заработной плате;
g) Налоговая карточка.
5) Учет материалов:
a) Доверенность;
b) Акт о приемке материальных ценностей;
c) Лимитно-заборная карта;
d) Накладная-требование со склада;
e) Накладная на отпуск материалов на сторону;
f) Карточка учета материалов на сторону;
g) Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений;
h) Акт на списание материальных ценностей;
i) Инвентаризационная опись и сличительная ведомость;
j) Материальный отчет.
6) Учет основных средств:
a) Акт приемки передачи основных средств ОС 1;
b) Накладная на внутреннее перемещение основных средств ОС 2;
c) Акт приемки передачи основных средств после реконструкции или модернизации ОС 3;
d) Акт списания основных средств ОС 4;
e) Акт на списание автотранспортных средств ОС 4 А;
f) Инвентарная карточка учета основных средств ОС 6;
g) Акт о приемки оборудования к установке ОС 14;
h) Акт о приемки передачи оборудования в монтаж ОС 15;
i) Акт о выявлении дефекта оборудования ОС 16.
7) Учет нематериальных активов:
a) Карточка учета нематериальных активов НМА 1.
8) Учет работ в капитальном строительстве:
a) Справка о стоимости выполненных работ КС 3;
b) Общий журнал работ КС 6;
c) Акт приемки законченного строительством объекта КС 11;
d) Акт приемки законченного строительством объекта приемной комиссии.
9) Остальное:
a) Счета;
b) Счет фактура;
c) Книга покупок;
d) Книга продаж;
e) Акты выполненных работ форма 2.
При отсутствии типовых форм по некоторым операциям предприятие разрабатывает свои типовые формы. При этом учитывая требования к реквизитам.
2.2 Оценка и стоимость имущества.
Оценка имущества есть, в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете могут быть использованы следующие методы оценки и стоимости имущества:
1) Фактическая стоимость – это первоначальная балансовая стоимость.
2) Текущая стоимость – это первоначальная стоимость + капиталовложения. Еще ее называют восстановительной стоимостью.
3) Текущая рыночная стоимость.
В соответствии с законом о бухгалтерском учете и отчетности производиться их оценка в денежном выражении:
1) Оценка имущества приобретенного за плату осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов за его покупку.
2) Оценка имущества полученного безвозмездно оценивается его рыночной стоимостью на дату оприходования.
3) Оценка имущества произведенного в самой организации оценивается по стоимости его изготовления.
В соответствии с законодательством допускается применение и других методов оценки. Например: Независимый оценщик.
Отклонение от уровня цен по однородным товарам допускается ± 20 %.
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Для руководства хозяйственными процессами и осуществления контроля необходимо иметь показатели движения имущества и обязательств предприятия. Получение сведений о движении имущества и обязательств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов. Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в необходимых случаях и в трудовом измерителе. Все изменения, происходящие с имуществом и обязательствами, представляют собой либо их увеличение, либо уменьшение. С целью раздельного учета увеличения и уменьшения объекта счет делиться на две части:
|
|
Дт | Кт |
|
|
|
|
|
|
Счет представляет двухстороннюю таблицу. В зависимости от того, что отражается на счетах они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Двойная запись – это когда на счет отражается движение по дебиту и кредиту счета за определенный период.
В активных счетах увеличение или наращивание отражается по дебиту счета, а уменьшение по кредиту. И сальдо (остаток) на начало, и конец месяца отражается по дебиту счета.
В пассивных счетах увеличение или наращивание отражается по кредиту счета, а уменьшение по дебиту. Сальдо на начало и конец месяца только кредитовое (По дебиту счета отражается убыток или переплата налогов).
Учет в активно-пассивных счетах такой же, как и у активных счетов, но сальдо развернутое, т.е. может по дебиту и кредиту.
Остатки на счетах, обороты за отчетный период отражаются в оборотной ведомости, в которой учитывается сальдо на начало месяца, обороты по дебиту и кредиту счетов и сальдо на конец отчетного периода.
1) Информация бухгалтерского учета нужна в первую очередь для собственных пользователей предприятия, а во-вторых, для сторонних пользователей предприятия.
2) К коммерческим организациям относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и артели и т.д.
2 активных счета
С-до 10 000 | 01 | С-до 300 | 50/1 |
Дт | Кт | Дт | Кт |
30 000 | 10 000 | 30 000 40 000 | 50 000 15 000 |
30 000 | 10 000 | 70 000 | 65 000 |
С-до 30 000 |
| С-до 5 300 |
|