Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:23, курс лекций
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете. 3
1.1 Организация бухгалтерского учета. 3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета. 3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2.1 Документирование. 5
2.2 Оценка и стоимость имущества. 7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись 8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов. 15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета. 15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета. 19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия. 19
4.2 Характеристика процессов. 20
Тема 5: Учет денежных операций. 21
5.1 Учет кассовых операций. 21
5.2 Учет денежных средств в кассе. 22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете. 23
6.1 Порядок открытия расчетного счета. 23
6.2 Формы безналичных расчетов: 24
Тема 7: Валютный счет. 24
7.1 Порядок открытия валютного счета. 24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам. 24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты. 25
7.4 Учет операций по валютным счетам. 25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах. 25
Тема 9: Учет финансовых вложений. 26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка. 26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий. 26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги. 26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам. 26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы. 27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций. 27
Тема 10: Учет кредитов и займов. 27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами. 28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами. 29
Тема 14: Учет основных средств. 31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка. 31
Тема 15: Учет нематериальных активов. 32
15.1 Понятие нематериальных активов. 32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов. 32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения. 32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов. 33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов. 34
Тема 16: Учет производственных запасов. 34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка. 34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии. 34
16.3 Синтетический учет производственных запасов. 34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. 35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам. 35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование. 35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. 36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета. 36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения. 36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство. 36
СОДЕРАЖНИЕ:
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете.
1.1 Организация бухгалтерского учета.
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета.
2.1 Документирование.
2.2 Оценка и стоимость имущества.
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись
2.4 Инвентаризация активов и пассивов.
Тема 3: Формы бухгалтерского учета.
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета.
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия.
4.2 Характеристика процессов.
Тема 5: Учет денежных операций.
5.1 Учет кассовых операций.
5.2 Учет денежных средств в кассе.
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете.
6.1 Порядок открытия расчетного счета.
6.2 Формы безналичных расчетов:
Тема 7: Валютный счет.
7.1 Порядок открытия валютного счета.
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам.
7.3 Порядок обязательной продажи валюты.
7.4 Учет операций по валютным счетам.
Тема 8: Учет операций на специальных счетах.
Тема 9: Учет финансовых вложений.
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка.
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий.
9.3 Учет вложений в ценные бумаги.
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам.
9.5 Учет вложений, предоставленные займы.
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций.
Тема 10: Учет кредитов и займов.
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами.
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
Тема 14: Учет основных средств.
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка.
Тема 15: Учет нематериальных активов.
15.1 Понятие нематериальных активов.
15.2 Синтетический учет нематериальных активов.
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения.
15.4 Учет амортизации нематериальных активов.
15.5 Учет выбытия нематериальных активов.
Тема 16: Учет производственных запасов.
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка.
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии.
16.3 Синтетический учет производственных запасов.
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам.
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование.
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды.
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета.
Тема 18: Учет издержек производства и обращения.
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство.
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете.
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия. Учет ведется по единому «Плану счетов бухгалтерского учета». Бухгалтерский учет заканчивается рамками своего предприятия, учитывая свою специфику работы, и является учетом только для своего предприятия. При рыночной экономике бухгалтерский учет должен соблюдать коммерческую тайну (к ней относятся все финансовые и денежные операции, в т.ч. начисление заработной платы, операции с расчетным счетом, себестоимость и прибыль).
1.1 Организация бухгалтерского учета.
Предприятие – это хозяйствующий объект, т.е. имеет хозяина. В соответствии с гражданским законодательством предприятие является объектом гражданских прав. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и др. исключительные права.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица в РФ. В соответствии с гражданским законодательством юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права; нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли. К ним относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и артели и т.д.
Некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. К некоммерческим организациям относятся: бюджетные и муниципальные предприятия, общественные и религиозные объединения, фонды учреждения, филиалы и представительства.
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учетный процесс можно отразить в виде следующих процедур:
1) Наблюдение объекта;
2) Отражение в первичных документах;
3) Обработка данных первичных документов;
4) Группировка и обобщение;
5) Формирование регистров бухгалтерского учета;
6) Внутренняя отчетность;
7) Внешняя отчетность;
8) Собственные пользователи информации;
9) Сторонние пользователи информации.
Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информации собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом. Информация, предоставляемая собственным пользователем должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием; анализу его деятельности; для целей планирования, контроля; при принятии решений в нестандартных ситуациях.
К собственным пользователям информации относятся: руководители, менеджеры, специалисты, совет директоров и т.д. К сторонним пользователям относятся: инвесторы, банки, поставщики, кредиторы, налоговые органы, финансовые органы, органы государственной статистики и т.д. Информация выражается в форме письма или отчета, учитывая вид деятельности. Объектами для информации бухгалтерского учета является:
1) Имущество организации; в том числе основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;
2) Требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);
3) Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);
4) Хозяйственные операции внутренние и между сторонними организациями;
5) Собственные источники формирования средств организации – это уставной капитал, добавочный капитал, фонды, прибыль.
Основные задачи бухгалтерского учета:
1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
2) Обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Функции бухгалтерского учета – это правдивая информация, которая служит для правильного планирования предприятия и анализа хозяйственной деятельности, путем сопоставления плановых и учетных показателей и выявления отклонений.
Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющих:
1) Финансовый учет;
2) Управленческий учет.
Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей. Правила финансового учета регламентированы законодательствами и нормативными актами. Формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.
Управленческий учет – это учет, который организация устанавливает для своих внутренних целей, для формирования учетной информации требуемой при принятии управленческих решений.
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет регулируется четырьмя законодательными уровнями:
1) Первый законодательный уровень представлен федеральными законами, постановлениями и указами правительства. Документами являются федеральные законы.
2) Второй законодательный уровень составляют положения и стандарты по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные министерством финансов РФ положения по бухгалтерскому учету (сокращенно ПБУ).
3) Третий законодательный уровень образуют инструкции, рекомендации и тому подобные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются министерством финансов РФ и федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся: план счетов бухгалтерского учета, инструкция по его применению, инструкция по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания и т.д.
4) Четвертый законодательный уровень составляют организационно-
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с законом о бухгалтерском учете в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы является следующее:
1) Документирование;
2) Оценка;
3) Счета бухгалтерского учета и двойная запись;
4) Инвентаризация;
5) Баланс и отчетность.
2.1 Документирование.
Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов, регламентируется положением о документах и документообороте. Первичные документы должны отражать достоверные данные и оформляться своевременно в момент совершения операции. Все первичные документы можно разделить на группы:
1) Организационно-
2) Оправдательные;
3) Документы бухгалтерского оформления.
К распорядительным документам относятся: приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.д. Эти документы разрешают проведение операций. Бухгалтер не имеет права проводить документ без подписи руководителя.
К оправдательным документам относятся: накладные, требования, приходные и расходные ордера, акты и т.п. документы. Эти документы отражают факт совершения операции.
Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером. Это различные расчеты и справки.
Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках типовых форм или в специально разработанных формах, если они отсутствуют в альбомах типовых документов. Документы должны иметь юридическую силу, содержать ряд обязательных реквизитов:
1) Наименование документа;
2) Дата;
3) Наименование предприятия, от имени которого составлен документ;
4) Содержание операции;
5) Количество, цена, сумма;
6) Фамилии должностных лиц, с их подписью и печатью.
Документы должны заполняться ручками паста, которых обеспечит сохранность записи (пишущая машинка, шариковая ручка, принтер, химический карандаш). В документах не должно быть подчисток и исправлений. Ошибки исправляются зачеркиванием тонкой линией, под ней пишется правильная запись и оговаривается исправление (исправленному верить, подпись директора, главного бухгалтера и печать). В денежных документах никаких исправлений не допускается. Все первичные документы учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке. На совместных предприятиях они могут составляться и на языке инвестора, но с построчным переводом. Поступающие документы в бухгалтерии должны обязательно проверяться:
1) По форме заполнения, т.е. полнота и правильность оформления, и достоверность реквизитов;