Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие темы «Учет выбытия основных средств».
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 3
1 Роль и значение основных средств в современных условиях хозяйствования 5
1.1 Организация учета поступления основных средств на предприятие 5
1.2 Аналитический учет основных средств 7
1.3 Причины выбытия основных средств и основная документация по движению основных средств применяемая на предприятии 9
1.4 Опыт организации основных средств в зарубежных странах 14
2 Организация учета основных средств на примере предприятия ТОО «Гамма» 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Учет основных средств на предприятии ТОО «Гамма» согласно учетной политики 18
2.3 Отражение на счетах бухгалтерского учета операций связанных с движением основных средств на предприятии ТОО «Гамма» 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение
Все основные фонды, закрепленные за материально ответственными лицами в резерве цехов (отделов) субъекта, заносят в инвентарные списки основных средств (ф.№ОС-13). Списки находятся у материально ответственных лиц и используются ими для оперативных целей. Данные о стоимости основных средств в списках и инвентарных карточках должны соответствовать. По месту нахождения (эксплуатации) учет основных средств может вестись во вторых экземплярах инвентарных карточек, которые выписывает бухгалтерия. Данные картотеки бухгалтерии и картотеки по месту эксплуатации основных средств должны быть тождественны. Аналитический учет должен обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств на территории страны и за рубежом.
1.3 Причины выбытия
основных средств и основная
документация по движению
Хозяйствующий субъект в соответствии с действующим законодательством имеет право передавать другим субъектам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и инвентарь, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено законодательными актами и уставом субъекта.
Выбытие основных средств происходит при ликвидации по физическому и моральному износу, в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов, при выбраковке животных из основного стада, в результате стихийных бедствий, аварий, нарушения нормальных условий эксплуатации, при безвозмездной передачи с баланса, дарении, передаче (продаже) межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям, реализации при обмене.
Ликвидация бывает полной и частичной (при переоборудовании и модернизации объекта). В порядке ликвидации с баланса субъекта списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное значение вследствие физического износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или проданы (переданы) другим хозяйствующим субъектам.
Для определения негодных основных средств, а также для оформления все необходимой документации по приказу руководителя субъекта (решению собрания учредителей или собрания уполномоченных) создаются постоянно действующие комиссии в составе главного инженера или заместителя руководителя субъекта (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально ответственных лиц, представителя собственника, представителя Дорожной Полиции при списании автотранспортных средств). В комиссию по списанию с баланса отдельных видов основных средств включают соответствующих специалистов: инженеров-механиков, инженеров-технологов, инженеров-энергетиков, инженеров-гидротехников, инженеров-теплотехников, ветврачей, зоотехников и других специалистов.
Постоянно действующие
комиссии производят
Здания и сооружения
списывают при износе основных конструктивных
элементов, невозможности или
Списание основных средств оформляют Актом на списание основных средств (ф.№ ОС-3), который применяется для оформления основных средств (кроме автотранспортных средств) при полном или частичном их списании. Акт составляет в двух экземплярах комиссия, назначенная руководителем субъекта, или лицо, на то уполномоченное. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания основных частей, материалов, металлолома и т.п. затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и сборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражают в акте по разделу “Расчет результатов списания объекта”.
В актах дают характеристику списываемых объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния основных средств, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта. Кроме того, определяют результат от ликвидации объекта. При списании объектов вследствие стихийных бедствий, аварий, а также преждевременного износа или разукомплектования, к актам должны быть приложены документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых к виновным. Акты утверждает руководитель субъекта. Только после их утверждения можно приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.
В случаях нарушения действующего порядка списания основных средств, а также бесхозяйственного отношения к материальным ценностям, полученным от ликвидации (уничтожение, сжигание и т.п.), виновных в этом должностных лиц привлекают к ответственности в установленном порядке.
Излишнее, используемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, инвентарь, рабочий и продуктивный скот могут быть проданы другим юридическим и физическим лицам. Средства, полученные от продажи излишних, неиспользуемых основных средств, остаются, как правило, в распоряжении субъекта.
Передачу основных средств одним предприятием другому оформляют Актом (ф.№ ОС-1), который составляют в двух экземплярах. На основании акта делают отметку о выбытии основных средств в инвентарных карточках и инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации).
Перемещение основных средств внутри
субъекта (из цеха в цех) оформляют
Актом (ф.№ ОС-1). На его основании
делают отметку о перемещении
основных средств в инвентарных
карточках и инвентарных
Оформленные акты о ликвидации основных
средств поступают в
Организация сводного учета основных средств ведется в “Карточках учета движения основных средств” (ф.№ОС-12) и “Карточках учета арендованных основных средств” (ф.№ОС-12а).
Эти карточки заполняются на основании данных первичных документов, обобщенных в накопительных ведомостях по дебету счетов подраздела 12“Основные средства” и в инвентарных карточках. Данные карточки ведутся по классификационным группам, и после сверки с Главной книгой используются для составления “Отчета о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов” (ф.№11).
Отчетность о наличии и
В первом разделе “Наличие, движение и состав основных фондов” показывается в разрезе классификационных групп, наличие основных средств на начало года, поступление в отчетном году, наличие основных средств на конец года, наличие на конец года за вычетом износа (остаточная стоимость). Кроме того, здесь отражается износ по списанным в течение года основным фондам, а также восстановительная стоимость основных фондов (после индексации на 1 января 200_года): полная балансовая и остаточная стоимость (за вычетом износа).
Бухгалтерия должна организовать учет основных средств, чтобы иметь данные, для заполнения первого раздела ф.№11 (Карточка учета движения основных средств, ф.№ОС-12; Карточка учета арендованных, долгосрочно арендованных основных средств; Описи по переоценке основных средств и др.).
Во втором разделе “Дополнительные показатели по основным средствам” приводится наличие основных средств на конец года (по балансовой стоимости; с учетом индексации на 1.01.200_года), взятых в долгосрочную аренду, сданных в аренду; основные средства по охране окружающей среды и др. показатели, характеризующие основные средства в сельском хозяйстве и обслуживающие его.
В третьем разделе “Амортизация и затраты на ремонт основных средств” в разрезе установленных классификационных групп основных средств показываются суммы начисленной за год амортизации; стоимость основных средств, по которым амортизация не начисляется (в том числе полностью изношенных); затраты на ремонт всего и в том числе на капитальный и текущий ремонты.
В четвертом разделе “Средне годовая стоимость основных средств” приводится средне годовая стоимость за отчетный и предыдущий годы всех основных средств и в том числе основной деятельности других отраслей, оказывающих услуги.
В пятом разделе ф.11 “Другие не финансовые активы” приводятся данные об остатках на начало года, на конец отчетного года (по балансовой стоимости, с учетом индексации на 1.01.200_год): стоимость земельных участков, находящихся в собственности или долгосрочной аренде предприятий, площади этих земельных участков.
Справочно в форме №11 приводится стоимость основных фондов, переведенных в оборотные средства; выручка от реализации продукции, работ, услуг; списочная стоимость работников на конец года.
Отчет предоставляется органам статистического агентства не позднее 15 марта следующего за отчетным года. Конфиденциальность гарантируется получателем информации.
В международных стандартах основные средства относят к внеоборотным активам, они представляют собой средства, которые имеют срок полезной службы более одного года; используются в деятельности предприятия; не подлежат перепродаже покупателям. В эту группу не включаются земля, предназначенная для продажи, а также здания, не используемые в процессе производства. Такого рода объекты относятся к долгосрочным вложениям (инвестициям). Если какие-либо ценности предназначены для перепродажи покупателям, их необходимо отнести к материально-производственным запасам, т.е. оборотным средствам. Например, печатный станок, предназначенный изготовителем для продажи, является для изготовителя оборотным средством, но он же выступает частью основных средств для типографии, которая приобрела этот станок для своей деятельности.
Материальные активы имеют физическую натуральную форму. Сюда, например, относят землю. Поскольку срок ее использования практически неограничен, это единственный из материальных активов, по которому не начисляется амортизация. Здания, сооружения, оборудование подлежат амортизации – износу, представляющему собой распределение стоимости активов в течение срока их эксплуатации. Необходимо помнить, что учет амортизации (износа) является процессом распределения, а не процессом оценки.
В стоимость приобретения зданий, сооружений, оборудования, машин входят все необходимые затраты, связанные с доставкой, монтажом и пуском в эксплуатацию. Например, стоимость монтажа и испытаний входит в первоначальную стоимость станка. Однако, если произошло повреждение станка во время монтажа, то стоимость ремонта будет включена в эксплуатационные расходы, а не в первоначальную стоимость станка. Проще определить стоимость основных средств при сделках за наличный расчет. В этом случае стоимость объекта равна сумме, уплаченной за нее, т.е. цене приобретения плюс затраты на перевозку, страхование (если осуществляется перевозка), монтаж и другие необходимые затраты, так как без этих затрат невозможно их нормальное функционирование. Если основные средства приобретаются в кредит, уплаченные проценты не входят в их стоимость, а являются текущими расходами. Исключением из этого принципа является положение, по которому расходы по процентам за кредит, полученный под строительство объекта, следует включать в стоимость этого объекта.
По правилу соответствия расходы по приобретению распределяют на весь срок эксплуатации основных средств, а не относятся на расходы текущего периода.
При покупке уже существующего здания в его стоимость включают цену покупки, расходы, связанные с ремонтом, и другие расходы по доведению его до рабочего состояния. Если фирма сама строит здание, то в его стоимость включают все необходимые затраты. Если при строительстве необходимы услуги подрядчиков, то помимо договорной цены включают затраты, необходимые для сооружаемого объекта в эксплуатации.
В стоимость оборудования входят все расходы, связанные с его закупкой и подготовкой к работе (стоимость по счету-фактуре за минусом скидки при оплате наличными; фрахт, включая страхование; акцизные сборы и пошлины; затраты по закупке; стоимость монтажа и испытаний с целью проверки годности оборудования к эксплуатации).
В реальной хозяйственной деятельности необходимо:
1. начислять амортизацию
за определенный период