Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:34, курсовая работа
В производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия важную роль играют товарно-материальные запасы. Производственные запасы и материальные ценности являются предметами труда и обеспечивают основной производственный процесс предприятия. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
Введение
Учет товарно – материальных запасов
Материальные запасы, их классификация
Методы учета ТМЗ
Организация складского учета товарно – материальных запасов
Организация учета материальных ценностей на складе
Порядок документального оформления операций по поступлению товарно материальных ценностей
Документальное оформление отпуска материалов в производство и прочего выбытия
Инвентаризация товарно – материальных ценностей
Изучение практических аспектов предприятия «Жасмин» и предприятия «Кактус»
Заключение
Список используемой литературы
Приходный ордер (Форма 3- 3) в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления запасов на склад.
Акт о приемке материалов (Форма 3 – 4) применяется для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемке материалов, поступающих без документов.
Акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения и в производстве применяется в случае выявления потерь материальных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения или производства, по которым нормы естественной убыли не установлены. Оформленный документ является основанием для списания материальных ценностей с подразделений, ответственных за сохранность запасов, и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Документ прилагается к акту о приемке материалов. Он заполняется в двух экземплярах и подписывается комиссией и виновными лицами: первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй остается в подразделении.
Акт о порче, бое, ломе товарно – материальных запасов применяется для учета запасов (товаров), подлежащих уценке или списанию вследствие допущенных на предприятии порче, боя, лома. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается в подразделении.
Оприходование ценностей на баланс предприятия осуществляется на основании документов поставщика:
- счета –
фактуры, в котором
- товарно транспортной накладной;
- накладной и документов, выписанных материально ответственным лицом, принявшим ценности.
1.6 Документальное оформление отпуска материалов в производство и прочего выбытия
Учетной политикой
хозяйствующего субъекта должен быть
предусмотрен порядок отпуска материалов
со складов, а также перечень лиц,
которым разрешается
- разовые расходные, оформляющие единовременный отпуск материалов по различным направлениям и назначениям;
- накопительные,
оформляющие многократный
- лимитно –
нормативные, предназначенные
Применение различных расходных документов обусловлено тем, что на предприятиях, отличающихся организацией и технологией производства, используют разнообразные способы контроля за лимитированным отпуском материалов и их использованием. Лимитирование отпуска материалов на нужды производства оформляется лимитно – заборными картами или комплектовочными ведомостями.
Разовый отпуск
материалов по различным направлениям
и назначениям оформляется
Требования выписываются цехами (отделами) на каждый номенклатурный номер материалов (однострочные) или группу материалов (многострочные). Склад должен отпускать материалы в точном соответствиями цехов, о чем делается соответствующая отметка в документе. Требования являются основанием для оперативного учета отпуска материалов на складе, аналитического и синтетического учета материалов в бухгалтерии. Они используются также при получении материалов сверх установленного лимита с разрешения администрации (дополнительный отпуск материала при перевыполнении производственной программы, на покрытие перерасхода или возмещение брака). В этом случае в требовании указывают причину или виновника перерасхода. Комплектующие изделия на нужды производства отпускаются по комплектовочным ведомостям, составляемым на всю потребность изделий по каждому заказу.
Отпуск материалов на сторону и в переработку оформляется накладной на отпуск материалов на сторону, выписываемой службой маркетинга.
Накладная на отпуск материалов на сторону (Форма 3 – 8) и товарно – транспортная накладная используются на складе для оперативного учета отпуска, а в бухгалтерии – для выписки счетов получателям, а также ведения аналитического и синтетического учета расхода материалов.
Перемещение материалов с одного склада на другой склад предприятия оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов, выписываемой по распоряжению службы маркетинга. При возврате неиспользуемых материалов, а также при сдаче отходов и брака накладные составляются материально ответственными лицами цеха (участка), сдающего ценности.
Контроль за использованием материалов в производстве имеет целью установление соответствия фактического расхода утвержденным на предприятии нормам. Основные причины отклонений от норм расхода материалов – экономия или перерасход материалов при раскрое, плохая наладка оборудования, некондиционность, брак и т.д.
Учет отпуска готовой продукции со склада ведется в ведомости ее отгрузки и реализации. При этом аналитический учет отпуска должен представлять информацию о выбытии готовой продукции по следующим направлениям:
- реализация покупателям (заказчикам);
- дочерним, зависимым
и совместно контролируемым
- прочим покупателям.
На основании отдельных ведомостей отгрузки готовой продукции , составляемых по направлениям их выбытия , составляется сводная ведомость реализации готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Товары со складов оптовых предприятий могут быть отгружены: непосредственно представителю покупателя; иногороднему покупателю железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным транспортом; путем централизованной доставки покупателю.
При отпуске
товаров со складов непосредственно предст
Бухгалтерия проверяет выписанные накладные: правильность цен на товары и размера торговых скидок, а также правильность цен на тару и подсчета итогов. При отпуске товара со складов предприятие представитель покупателя должен расписаться в накладной и отдать доверенность.
В тех случаях, когда предприятие возвращает поставщикам или отправляет в другой адрес по их указанию товары, принятые на ответственное хранение, документом, оформляющим возврат товара, является счет с приложением отгрузочных документов (квитанции железнодорожной накладной, товарно – транспортной накладной и др.). В нем, как обычно, указываются наименование товара, цена и сумма.
По договоренности поставщику могут возвращаться все некачественные, некомплектные товары, а также товары, потерявшие свое качество.
При реализации материальных ценностей мелкими партиями, как правило, их продажа осуществляется за наличный расчет через кассу предприятия. В таком случае реализация осуществляется без использования договоров, по устной договоренности с покупателями и при прямом расчете наличными за приобретаемые ценности.
При продаже
ценностей за наличный расчет объем
реализации определяют размером выручки
за проданные покупателям
Сумму выручки за день при использовании контрольно – кассовых аппаратов определяют как разницу между показаниями счетчиков на конец и начало дня. Регистрация показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ведется в книге кассира – операциониста. Книга должна быть пронумерована и прошнурована, скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера, а также круглой печатью предприятия. В книге отражаются сведения о показаниях суммирующихденежных счетчиков на начало и конец дня. Если из суммы показаний на конец дня вычесть показания на начало дня, то это будет выручка за день.
При отпуске готовой продукции и прочих материальных ценностей дочерним зависимым и совместно контролируемым юридическим лицам основанием должны служить соответствующие решения об их передаче и в обычном порядке оформленные документы на отгрузку ценностей.
К прочему выбытию материальных ценностей можно отнести их недостачу, потери в пределах норм естественной убыли в пути и при хранении , а также сверх норм при проведении инвентаризации. Недостача и потери в пределах норм естественной убыли должны быть оформлены путем составления соответствующих расчетов, а сверх норм естественной убыли оформляются путем составления сличительных ведомостей на основании инвентаризационных описей и данных текущего бухгалтерского учета.
1.7 Инвентаризация
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имеющихся на складе ценностей. Инвентаризации подлежат как принадлежащие, так и не принадлежащие данному предприятию ценности.
Инвентаризации проводятся в установленные сроки, а также при смене материально ответственных лиц, при проведении аудиторских проверок, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов и т.д.
В зависимости от полноты охвата инвентаризации могут быть полными и частичными.
При полной инвентаризации проверке подлежат все средства. Проводиться она должна обязательно в конце года перед составлением годового отчета.
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.
Плановые проводятся в установленные сроки, а внеплановые - по мере необходимости, как правило, внезапно.
Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятия. В приказе на проведение инвентаризации кроме состава комиссии указывается объем и причины инвентаризации, сроки начала и окончания работ.
Перед инвентаризацией необходимо опломбировать все подсобные помещения и другие места хранения товаров, имеющие отдельные выходы и входы, проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение сроков их проверки и клеймения. У материально ответственного лица берется расписка о том, что все документы по приходу и расходу ценностей сданы в бухгалтерию и, что никаких не оприходованных и не списанных в расход ценностей у него нет. Материально ответственное лицо составляет товарный отчет, в котором выводит остаток товаров и тары на момент проведения инвентаризации.
Председатель комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы и по остаткам товаров и тары. Это является важным моментом для бухгалтерии при определении учетных остатков товаров и тары на момент инвентаризации.
К моменту окончания инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей и сделаны соответствующие записи в аналитическом учете на день инвентаризации.
После проверки ценностей в помещении его закрывают и пломбируют, Ключ от замка остается у материально ответственного лица, а пломбир - у председателя комиссии. Открытие помещения производится вместе. Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Затаренные товары не распаковывают, если это может вызвать понижение их качества, а проверяют на выборку (не менее 10%). В остальных случаях всё нераспакованные товары должны быть распакованы и проверены по количеству и качеству.
Фактическое наличие ценностей по каждому их виду записывается в инвентаризационные описи, заполняемые в двух-трех экземплярах. Один экземпляр описи составляет материально ответственное лицо, остальные - представитель инвентаризационной комиссии. При передаче ценностей от одного материально ответственного лица другому по одному экземпляру заполняют принимающий и сдающий. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях независимо от единиц измерения, записанных на странице. Каждую страницу описи подписывают материально ответственное лицо и все члены комиссии.
Инвентаризация
ценностей заканчивается
2 Изучение практических аспектов предприятия «Жасмин» и предприятия «Кактус»
Корреспонденция счетов типовых операций по учету товарно – материальных запасов